Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Гендерная социализация детей и подростков: роль семьи и СМИ

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

С.А. Васюра (Ижевск)

Гендерная социализация представляет собой процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное конструирование различий между полами. Основными социализирующими факторами (агентами) являются социальные группы и контексты – семья, институты образования, сверстники, СМИ, клубы по интересам, церковь и др.

Гендерная социализация начинается буквально с рождения, а ожидание рождения ребенка определенного пола также предвосхищает определенное отношение к нему родителей. Семья как институт гендерной социализации претерпевала и претерпевает изменения.

Заботу и привязанность матери к ребенку часто считают биологически детерминированной. Тем не менее, результаты исследований свидетельствуют о том, что материнство и отцовство являются социокультурным феноменом. Тип поведения матери, ее общения оказывает воздействие на формирование у ребенка «Я-образа» и понимание собственной идентичности.

Влияние отца на процесс гендерной социализации детей также значительно. Это влияние осуществляется в двух формах – непосредственной и опосредованной. При непосредственном взаимодействии отца с ребенком значительную роль оказывают его личностные качества. Отец показывает образец социализированного поведения, например, взаимодействия с противоположным полом.

Различие между любовью отца и матери отмечает Э.Фромм (1990). Любовь матери безусловна, а любовь отца нужно «заработать», добиться достижений, оправдать надежды. По мнению Э.Фромма, обе родительские позиции соответствуют потребностям ребенка в зависимости от возрастной ступени развития, на которой он находится. Функция матери – обеспечить безопасность, а функция отца – учить и направлять в решении задач.

Как показали исследования, хорошие отношения с отцом как у мальчиков, так и у девочек способствуют формированию такой Я-концепции, которая позволяет более успешно справляться с когнитивными задачами и задачами межличностного общения, чем у детей, растущих без отца (Бернс Р., 1986).

В некоторых семьях на гендерную социализацию оказывает влияние не родной отец, а отчим. Имеются данные о том, что девочки из семей с отчимом хуже учатся, реже ориентированы на поступление в вуз, чаще курят, чаще имеют внешний локус контроля, для них характерны высокие показатели по нейротизму. Мальчики из таких семей чаще выпивают (Голод С.И., 1998).

Большую роль в формировании гендерной социализации играют сиблинги. Как отмечает С.И. Розум (2006), если в семье имеются дети разного пола, то преимущественно у младших детей обнаруживается больше черт противоположного пола. У мальчиков наличие старшего брата связано с ярко выраженным предпочтением мужской половой роли.

Важную роль в ходе гендерной социализации детей и подростков играют СМИ, так как транслируют гендерные стандарты поведения мужчин и женщин. Гендерные стереотипы СМИ представляют мужчин активными, агрессивными и эффективно действующими, то есть наделенными типично маскулинными качествами, а женщин – пассивными, зависимыми и эмоциональными, то есть наделенными типично феминными качествами (Богомолова Н.Н., 2008). Большой объем информации дети и подростки получают из телевизионных передач. В рекламных роликах, музыкальных клипах действия мужских и женских персонажей типизированы по признаку пола. Эти персонажи оказывают определенное влияние на полоролевое поведение детей и подростков.

Роль СМИ в жизни мальчиков и девочек школьного возраста изучалась с помощью методики «Робинзон» (Абраменкова В.В., 2000). С помощью этой методики определялись ценности детей. Установлено, что половина девочек семилетнего возраста в первую очередь хотела бы видеть на необитаемом острове компьютер, в то время как маме было отдано 19% выбора. Ценность печатного слова (выбор книги) у семилетних мальчиков, в отличие от девочек, не прослеживается так явно.

Ребенок, подросток не является пассивным объектом в ходе личностного и гендерного становления. На формирование гендерной идентичности оказывает влияние собственный жизненный опыт, анализ поведения, деятельности и общения.

Список литературы:

  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  2. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. М., 2008.
  3. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб., 1998.
  4. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб., 2006.