Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Роль дополнительного медико-экологического образования в формировании ответственного отношения подростков к своему здоровью и образу жизни

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

А.С. Легошина, С.Г. Иваницкая, Л.В. Казакова, Т.П. Арбузова (Пермь)

Важнейшей целью современного образовательного процесса является воспитание социально адаптированных, гармонично развитых в духовном и физическом отношении молодых людей. Особенно ответственным периодом в этом плане является подростковый возраст. Появление у подростков черт «взрослости», а именно, формирование вредных привычек, первый опыт подчас нерегулируемой трудовой деятельности, пренебрежение к режиму дня, в том числе на фоне значительной учебной нагрузки становятся факторами риска в развитии нарушений в состоянии здоровья подростков и, как следствие, ограничений в выборе профессии и дальнейшей социальной адаптации. Эти моменты отражаются на показателях умственной работоспособности и ее вегетативном обеспечении, в том числе могут способствовать развитию сдвигов со стороны сердечно-сосудистой системы и повышенной невротизации (А.А.Баранов с соавт., 2006, М.И.Степанова, 2007). Они могут в той или иной степени негативным образом отразиться на физическом здоровье молодых людей и, в конечном итоге, на успеваемости и дальнейшем становлении социального статуса подростков и молодёжи.

На протяжении полутора десятков лет в школе №105 в рамках дополнительного медико-экологического образования проводились исследования по изучению образа жизни подростков, оценке образовательной среды, факторов риска развития нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, изучению физического здоровья учащихся и распространенности вегетативных нарушений у подростков. В исследовательской работе активно участвовали сами подростки – ученики 9-11 классов. Темы научно-практических работ менялись с учетом актуальности исследования. Так, в середине последнего десятилетия акцент был сделан на образ жизни. В настоящий период, наряду с образом жизни и питанием подростков, проводятся исследование влияния средств мобильной связи, а также работы на компьютерах на функциональное состояние растущего организма.

Образ жизни подростков изучался по анкетам, составленным авторами. При этом использовались рекомендации Н.В.Лядовой, О.М.Пастуховой (2005). Уровень напряженности, характеризующий психо-эмоциональное состояние подростка, определялся в середине учебного года по анкетам, разработанным М.М.Безруких. Всего за 3 года проведено анкетирование 289 учащихся 9-11 классов, в том числе девятиклассников – 113 человек, десятиклассников – 104 человека, учащихся 11-х классов – 72 человека.

Исследование показало, что среди факторов жизненного успеха подростки отводят значительную роль здоровью и силе характера.

При изучении фактора питания по анкетным данным за 3 года установлено, что 34,6% подростков питается 1-2 раза в день, 36,5% завтракают нерегулярно или не завтракают вообще. Каждый четвертый считает свое питание недостаточно разнообразным.

Среди вредных привычек достаточно широко распространено в школе табакокурение. Процент курящих подростков возрастает с 9-го по 11-й класс с 24,1 до 40,8%. В отношении алкоголя с 9 по 11 класс более чем в 2 раза сокращается доля подростков, не употребляющих алкоголь, и столь же возрастает процент лиц, употребляющих часто, достигая к 11-му классу 25%. Таким образом, для общеобразовательной школы актуальным является вопрос профилактики вредных привычек у подростков и рационализации их питания.

В аналогичный период проводилась оценка физического здоровья 243 учащихся 9-11 классов. В соответствии с методикой Г.А.Апанасенко (1988) определялись жизненный индекс (ЖИ), силовой индекс (СИ), двойное произведение (ДП) и время задержки дыхания на вдохе. Результаты оценивались в баллах. Диагностика вегето-сосудистой дистонии (ВСД) проводилась в этот же период скриннинговым методом, принятым в педиатрической практике на основе жалоб, которые оценивались в баллах.

Оценка физического здоровья по Г.А. Апанасенко показала, что 58,8% подростков 15-17 лет имеют средний уровень, 30,2 – низкий, 11,8% – высокий. Соотношение это от класса к классу в среднем за 3 года практически не меняется. Среди некурящих в 1,5 раза больше доля старшеклассников с высоким уровнем физического здоровья по сравнению с курящими. У некурящих подростков средний уровень двойного произведения является более благополучным. Оценка жизненного индекса (ЖИ) показала, что в этой группе с возрастом снижается доля лиц, имеющих низкие показатели ЖИ и возрастает число с высоким ЖИ. Таким образом, еще раз показано самими учениками, что курение в подростковом возрасте негативно сказывается на физическом здоровье, снижая функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Изучение распространенности вегето-сосудистой дистонии (ВСД) по жалобам показало, что ее уровень возрастает с 48,2 в 9-м классе до 69,4 в 11-м на 100 опрошенных (р < 0,05). Среди занимающихся физкультурой и спортом вегетативные расстройства имели место в 52,9 случаях на 100 респондентов, среди не занимающихся – в 63,8. Во все годы исследования отмечается большая распространенность ВСД среди недосыпающих подростков (менее 8 часов ночного сна). Относительный риск развития ВСД при недосыпании равен 1,23.

По методике М.М.Безруких диагностировалась степень напряженности, которая характеризует адаптированность подростка. Значительная доля подростков испытывают напряженность выше средней – 31%. В этой группе старшеклассников ВСД встречалась в 1,6 раза чаще, чем при низкой напряженности.

При изучении факторов, формирующих напряженность, отмечено, что среди недосыпающих преобладают лица со средней и выше средней степенью напряженности. Они составляют 75,8%. В группе с достаточным сном половина подростков имеют напряженность ниже средней и низкую. Относительный риск развития ВСД при высокой напряженности по сравнению с низкой и ниже среднего составил 1,26.

Анализ учебного расписания показал ряд недостатков, что позволяет расценивать его как фактор, формирующий повышенную напряженность.

Полученные результаты обсуждены на педагогическом совете школы и явились основой для разработки и проведения мероприятий по улучшению уровня здоровья учащихся. При этом особое внимание было уделено учебному расписанию. Учитывая роль занятий с двигательным компонентом для повышения уровня физического здоровья, в начальной школе введены уроки ритмики, в среднем звене – третий час физкультуры. В группах продленного дня обязательными режимными моментами являются игры и прогулки на открытом воздухе и посещение бассейна.

Большое внимание уделяется в школе формированию у учеников правильного пищевого поведения. Для этого в рамках месячника «Здоровый образ жизни» проводятся занятия, интеллектуальные игры, театрализованные представления на тему питания. В школьной столовой в меню введен витаминный стол, фиточаи. Сам рацион стал более разнообразным. Результаты изучения влияния на здоровье табакокурения использованы при организации дискуссионного стола «Как защитить себя от вредных привычек».

Исходя из того, что сама внутришкольная среда является воспитательным моментом, и должна нести здоровьесберегающую нагрузку, в школе постоянно проводится работа по её оптимизации.

Результаты исследований факторов риска и самого здоровья учащихся, полученные школьниками в процессе выполнения научно-практических работ, используются администрацией в работе с родителями. Кроме того, факт, что исследования проводятся самими подростками и с участием подростков, имеет большое значение в плане не только повышения уровня подготовленности к следующему этапу образования, но и способствует формированию представлений о роли здоровье сберегающего поведения в дальнейшем жизненном успехе.