Л.О. Адамовская (Пермь)
Условно обучающихся любого образовательного учреждения можно разделить на 3 группы – группа норма, группа риска СОП (социально опасного положения) и группа СОП. Когда проблемы учащихся не решаются на уровне помощи классного руководителя, мастера и требуется более глубокая и комплексная профессиональная помощь – психолога, социального педагога, в этих случаях учащиеся относятся к группе риска СОП. Это основная клиентская группа образовательного учреждения, с которой не справляются педагоги-предметники, руководители групп, мастера производственного обучения и прежде всего, в силу отсутствия у них для этого специальной профессиональной подготовки. Помощь этой группе несовершеннолетних должна быть специальным образом организована усилиями разных специалистов. Критериями отнесения учащегося к группе риска служит уже наблюдаемые и зафиксированные отклонения в его поведении, а так же факты вовлеченности обучающегося в группу сверстников, практикующую отклоняющееся поведение, либо нахождение ребенка в ситуации, когда нарушается его право на образование. Ниже приводятся критерии и документальные основания, позволяющие отнести учащегося к группе риска социально опасного положения.
Критерии постановки на внутриведомственный учет учреждениями образования:
Таблица 1
Категории несовершеннолетних |
Основания |
1. Асоциальное поведение несовершеннолетних (систематическое нарушение дисциплины; сквернословие; драки; издевательство над другими учащимися) |
Докладные педагогов о фактах нарушения дисциплины и/или устава ОУ несовершеннолетним на имя директора ОУ
|
2. Асоциальное поведение несовершеннолетних:
|
1.Протокол сотрудника УВД о совершении правонарушения несовершеннолетним 2. Ходатайство КДН и ЗП о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним |
3.Пропуски занятий без уважительной причины (>20-30 % учебного времени). |
Не аттестация несовершеннолетнего хотя бы по одному предмету за аттестационный период вследствие пропусков учебных занятий
|
4.Употребление ПАВ несовершеннолетним. |
1.Протокол сотрудника УВД о сопричастности к употреблению ПАВ или ходатайство куратора группы перед Советом профилактики об оказании индивидуальных профилактических услуг несовершеннолетнему и /или его семье по факту сопричастности к употреблению ПАВ несовершеннолетнего 2. Ходатайство КДН и ЗП о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним. |
5. Прошедшие курс реабилитационных мероприятий (снятие статуса «СОП») |
|
Заметим, фиксируя отклоняющееся поведение несовершеннолетнего, необходимо строго соблюдать законность. Например, при нахождении подростка в нетрезвом или одурманенном состоянии нельзя отправлять несовершеннолетнего домой. Необходимо вызвать его родителей. Следует помнить, что по законодательству только медицинский работник может диагностировать и зафиксировать одурманенное состояние учащегося, а также принять решение о необходимости предоставления ему немедленной медицинской помощи. Кроме того, учащийся может быть отнесен к группе риска по инициативе его родителей, когда они сами не справляются с воспитанием своего ребенка и нуждаются в помощи со стороны ОУ. Часто это бывает в случаях нахождения несовершеннолетнего в ситуации сопричастности к употреблению психоактивных веществ или правонарушениям («попадание подростка в «плохую» компанию»). В этом случае куратор или педагог, к которому обратились за помощью родители (законные представители), с их согласия ходатайствует перед Советом профилактики ОУ к постановке данного несовершеннолетнего на внутриведомственный учет и предоставлении ему и его семье необходимой помощи.
Для выстраивания грамотной профилактической работы с обучающимися группы риска СОП социально-психологическая служба техникума проводит психологическую диагностику. Психологическая диагностика в 2011-2012 учебном году выявила следующие психологические особенности обучающихся группы риска:
- Отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность); убеждение в своей ненужности в обществе, невозможности добиться в жизни чего-либо своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, достичь материального благополучия.
- Ощущение эмоционального отвержения со стороны родителей и одновременно психологическая автономия – 57%;
- Среди ценностей на первом месте – материальное благополучие, на втором – счастливая семья, на третьем – здоровье. При этом кажущаяся недоступность этих ценностей в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт – один из источников стресса;
- Подкрепление потери ценности образования в реальной жизни – пример тех, кто плохо учился или не учился совсем, а в жизни преуспел (имеет ларек, гараж, машину и т.д.) – без знания подлинных путей достижения таких «ценностей»;
- Повышенный уровень тревожности и агрессивности (у 67% диагностируемых);
- Преобладание ценности красивой, легкой жизни, стремления получать от жизни одни удовольствия – 72%.
- Изменение направленности интересов – свободное времяпрепровождение (в подъезде, на улице, подальше от дома и т.п.), ощущение полной свободы (уход из дома, побеги, путешествия, ситуации переживания риска и т.д.);
- В отношениях со взрослыми характерны отклонения в общении, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате собственной ценности и ценности другого человека.
Смысл жизни и ценностные ориентации у обучающихся группы риска отличаются по многим проявлениям от смысла жизни и ценностных ориентации у обучающихся, воспитывающихся в нормальных условиях. Реализация ценностей у группы риска осуществляется путем самоутверждения в том, что кажется особенно важным, проявления независимости и смелости граничащей с нарушением закона, а также путем принятия особой жизненной позиции в обществе; для входящих в данную группу подростков характерна пассивность в их достижении.
Итак, результаты психологической диагностики позволяют дать общую характеристику детей группы риска СОП: неадекватная самооценка, зависимость от референтной группы, повышенные личностная тревожность и агрессивность, общий уровень развития учебных способностей ниже возрастной нормы, в ситуации конфликта предпочитают стратегию соперничества, испытывают проблемы в семье и в общении со взрослыми, употребляют ПАВ (чаще алкоголь).
Зная психологическую характеристику обучающихся группы риска работу по профилактике нужно направлять на создание условий для развития личности несовершеннолетнего и прекращения его деструктивного поведения. Часто деструктивное поведение является следствием его субъективного ощущения своей «неуспешности» в жизни. Выстраивая работу с отдельным обучающимся важно, прежде всего, работать на поиск его «зоны успешности», находить личностные, семейные, социальные ресурсы, на которые можно опереться в работе по предотвращению попадания учащегося в СОП. Таким образом, способом перевода учащегося в группу норма будет являться его комплексное сопровождение со стороны всех служб.