О.А. Якимова (Пермь)
Социально-экономические преобразования различных сфер общественной жизни не оставляют в стороне школу. Постепенно набирает силу и позитивный процесс, связанный с повышением роли школы как института социализации ребёнка. За последнее десятилетие государством разработаны законодательные акты, а обществом – новые организационно-методические институты для оказания помощи ребёнку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
Понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» в 1998г. получило закрепление в Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». В эту категорию включаются: дети, оставшихся без попечения родителей; дети–инвалиды; дети, имеющие недостатки в развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и др. категории.
Статистика за последние десятилетия отмечает рост детской преступности, увеличение числа самоубийств и употребления наркотиков среди подростков. Эти негативные явления сопровождают процесс преобразования школьной жизни. Поэтому все больше внимания в литературе и на практике уделяется проблеме социальной защищённости детей и семьи. Социальная защита ребёнка становится одной из главной функцией, определяющей содержание работы классного руководителя.
Под социальной защитой понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических, медико-экологических и духовных мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования. Роль классного руководителя или наставника сводится к комплексу психолого-педагогических мер, обеспечивающих такое развитие ребёнка.
Решение задач социальной защиты в деятельности классного руководителя прежде всего связано с оказанием психолого-педагогической помощи детям. Как это реализуется? Во-первых, классный руководитель сотрудничает постоянно с семьёй, где проживает ребёнок, тем самым осуществляет помощь родителям в вопросах посещения ребенком школьного учреждения. Во-вторых, защищает права ребёнка на всех уровнях, в том числе и в семье, опираясь на законы РФ и местного уровня. В третьих, опираясь на точный прогноз, идет от конфликтной ситуации к опережению событий. Отводит от ребёнка те трудности и проблемы, которые перед ним ставит жизнь.
Из всего вышесказанного следует, что роль классного наставника является одной из важнейших в решении проблемы ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию.