Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Защита ребёнка – целевая функция деятельности классного руководителя

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

О.А. Якимова (Пермь)

Социально-экономические преобразования различных сфер общественной жизни не оставляют в стороне школу. Постепенно набирает силу и позитивный процесс, связанный с повышением роли школы как института социализации ребёнка. За последнее десятилетие государством разработаны законодательные акты, а обществом – новые организационно-методические институты для оказания помощи ребёнку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

Понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» в 1998г. получило закрепление в Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». В эту категорию включаются: дети, оставшихся без попечения родителей; дети–инвалиды; дети, имеющие недостатки в развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и др. категории.

Статистика за последние десятилетия отмечает рост детской преступности, увеличение числа самоубийств и употребления наркотиков среди подростков. Эти негативные явления сопровождают процесс преобразования школьной жизни. Поэтому все больше внимания в литературе и на практике уделяется проблеме социальной защищённости детей и семьи. Социальная защита ребёнка становится одной из главной функцией, определяющей содержание работы классного руководителя.

Под социальной защитой понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических, медико-экологических и духовных мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования. Роль классного руководителя или наставника сводится к комплексу психолого-педагогических мер, обеспечивающих такое развитие ребёнка.

Решение задач социальной защиты в деятельности классного руководителя прежде всего связано с оказанием психолого-педагогической помощи детям. Как это реализуется? Во-первых, классный руководитель сотрудничает постоянно с семьёй, где проживает ребёнок, тем самым осуществляет помощь родителям в вопросах посещения ребенком школьного учреждения. Во-вторых, защищает права ребёнка на всех уровнях, в том числе и в семье, опираясь на законы РФ и местного уровня. В третьих, опираясь на точный прогноз, идет от конфликтной ситуации к опережению событий. Отводит от ребёнка те трудности и проблемы, которые перед ним ставит жизнь.

Из всего вышесказанного следует, что роль классного наставника является одной из важнейших в решении проблемы ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию.