Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Организация реабилитационного пространства в школе закрытого типа через развитие дополнительного образования

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

В.И. Якимова (пос.Теплая гора, Пермский край)

Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типов рассматриваются как промежуточный этап в системе реаби­литации и адаптации «социально уязвленных» детей.

Поэтому основной целью функционирования специального учебно-­воспитательного учреждения является организация условий для успешной реализации реабилитационной парадигмы. За период пребывания ребенка в специальном учреждении важно сформировать у него умения и навыки, необходимые для адаптации в социуме.

За многовековую историю человечество испробовало множество раз­нообразных способов наказания тех, кто нарушал общественный порядок. Однако ни одна форма или метод наказания не были настолько эффек­тивными, чтобы уровень негативно отклоняющегocя поведения и реци­дивности стал ниже. Становится понятно, что жесткие карающие методы социального контроля малоэффективны.

В этом смысле специальное учебно-воспитательное учреждение пред­ставляет собой новый формат социального контроля, в основу которого положена философия развития личности и психопрофилактики.

Особенно тонко это проявляется в специальных учебно-воспитатель­ных учреждениях закрытого типа. Несмотря на то, что юридически помеще­ние ребенка в учреждение данного типа рассматривается как ограничение его свободы (в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа ребенка направляют по решению суда), фактически ему предоставля­ется комплекс реабилитационных мероприятий.

Одной частью комплекса таких реабилитационных мероприятий является дополнительное образование.

В концепции модернизации Российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи.

Межведомственная программа развития дополнительного образования детей рассматривает развитие дополнительного образования детей как одно из приоритетных направлений образовательной политики.

Дополнительное образование детей – это целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно – образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека и государства.

Дополнительное образование не рассматривается как некий придаток к основному образованию, выполнявший функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование

рассматривается как «особо ценный тип образования», «как зона ближайшего развития образования в России».

Дополнительное образование в Теплогорской спецшколе развивается по четырем направлениям:

1. Художественно – эстетическое

2. Естественно – научное

3. Социально – педагогическое

4. Спортивно – оздоровительное

Задачи дополнительного образования:

1.Укрепление здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни.

2.Воспитание личности ребенка посредством индивидуальной работы

3.Развитие эстетического вкуса

4.Расширение кругозора

5.Развитие индивидуальных и профессиональных навыков.

Работа с подростками в системе дополнительного образования в школе закрытого типа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку реализовать их. Эта работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят, имеет выраженную воспитательную и социально педагогическую направленность.

Данная деятельность является хорошей возможностью для организации межличностных отношений в отряде с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов, способствовать решению задач нравственного воспитания. Дополнительное образование позволяет рассчитывать на «незаметное», а значит, более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребёнка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет во многом успешность развития дополнительного образования в целом и тем более в школе закрытого типа.

Дополнительное образование в школе предполагает расширение «воспитательного поля школы», т.к. включает личность подростка в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

С этим положением тесно связана ещё одна отличительная черта системы дополнительного образования для закрытых школ – компенсаторная или психотерапевтическая, поскольку именно в этой сфере ребята получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе.

Дополнительное образование создает ситуацию успеха, помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности он вступает в равноправный диалог с педагогом. Будучи слабоуспевающим по основным школьным дисциплинам, в мастерской или спортивной секции он может оказаться в числе лидеров. Как показывают наблюдения, педагогам дополнительного образования удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как «трудного».

Эмоциональная насыщенность – ещё одна особенность дополнительного образования. Развитие чувств необходимо школьникам как средство формирования целостной картины мира. Эмоционально-ценностное отношение к миру может быть сформировано в процессе общения с яркими личностями. И, конечно, особое значение для наших детей играет решение проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

Художественно – эстетическое направление представлено несколькими объединениями:

  • Художественная обработка бересты
  • Наш рукотворный мир
  • Лозоплетение
  • Фентези.

В направлении Умелые руки представлены объединения, рассчитанные на разную подготовку уч-ся. Самыми привлекательными в период адаптации являются кружки «Умелые руки» и «Наш рукотворный мир», где впервые у наших детей формируется позитивный социальный опыт. Многие воспитанники (а это подростки 11-16 лет), поступая в школу, не имеют навыка работы с элементарными инструментами и материалами (ножницами, клеем, красками). На первых занятиях руководитель уделяет внимание развитию моторики, цветоощущения, усидчивости, воспитанник пытается выполнить самые простые изделия.

Занятия в кружках «Художественная обработка бересты», «Лозоплетение», «Фентези» требуют от воспитанника более высокого уровня подготовки: умение работать с природным материалом, творчески подходить к задуманному проекту, безопасно работать с разным инструментом.

Ежегодно педагоги и воспитанники принимают участие в итоговых школьных выставках, показывают свои изделия на выставках, проводимых в Д\К «Металлург», в районном доме творчества г. Горнозаводска, в краевом фонде «Дети Прикамья». В 2009 году являлись призерами краевого конкурса «Флора-Декор».

Социально – педагогическое направление представлено курсами, способствующими формированию у воспитанников законопослушного поведения, осознанной потребности в получении образования, способности к адекватной самооценке, стремлению к здоровому и безопасному образу жизни, развитию познавательного интереса и волевых качеств, развитию мыслительных процессов, формирования у воспитанников навыков самообслуживания, интереса к трудовой деятельности, осознания важности общественно-полезного труда.

  • Этика
  • Основы психологии
  • Основы информатики
  • Модульное оригами
  • Швейное дело

Спортивно – оздоровительное направление:

  • Бодибилдинг
  • Спортивные игры (футбол, баскетбол)
  • ОФП (общая физическая подготовка)

Данный вид деятельности способствует укреплению физического и психического здоровья уч-ся, закаливает организм, развивает потребность к регулярным занятиям физической культурой и спортом, приобщает к здоровому образу жизни и общекультурным ценностям. Командные игры способствуют созданию коллектива, воспитанию сознательной дисциплины,

воспитывают такие качества, как самообладание, чувство товарищества, общительность, смелость, воля к победе.

Естественно – научное направление реализуется в работе на пришкольном участке, в живом уголке, в уходе за комнатными растениями.

На пришкольном участке созданы условия для реализации этой деятельности: имеются 5 теплиц, посажены плодово-ягодные культуры, разработан земельный участок. Ребята выращивают картофель, морковь, свеклу, укроп, петрушку, огурцы и др; собирают чёрную и красную смородину, крыжовник, черноплодную рябину. Данная работа даёт возможность использовать знания, полученные на уроках биологии, географии, и увидеть реальный итог своих трудов.

Зимний сад и живой уголок являются предметом гордости наших воспитанников.

Уголок живой природы имеет огромное значение для осуществления идей нравственного воспитания детей. В нашем живом уголке живут попугаи, хомячки, тушканчики, водные черепахи, рыбы.
Постоянное присутствие растений и животных позволяет формировать у подростков чувство их необходимости питомцам, проявлять заботу о ближнем. Систематические наблюдения в уголке природы и доступность объектов способствуют развитию конкретных представлений о растениях и животных. Привлечение ребят к уходу за обитателями живого уголка закладывает основы заботливого, ответственного и бережного отношения к живым существам, воспитывает любовь к природе. Красивые и здоровые растения и животные влияют на эмоции детей, развивая эстетические чувства.

Кружок «Географическое пополнение» работает в школе третий год, где в индивидуальной работе с воспитанниками реализуются проекты школьного, краевого, всероссийского уровня.

2009 год – проект «Школьная символика»

2010год – участие в краевом конкурсе «Геральдика Пермского края»

2009 год – участие в российском конкурсе «Географическое пополнение»

2011 год – призер краевого конкурса «Наше наследие».

За последние годы проектная деятельность стала неотъемлемой частью в работе педагогов дополнительного образования.

Таким образом, учебно-исследовательская деятельность способствует развитию личностных качеств воспитанников, развивая познавательный интерес, мышление, творческие способности, коммуникативные умения и навыки, способствует снижению тревожности, повышению самооценки.

Итак, задачи реабилитации воспитанников посредством влияния дополнительного образования в спец школе закрытого типа сводятся к следующему:

1.«Возвращать детство» тем, кто был его лишен. Детство – важнейший, базовый этап формирования личности. Мероприятия по возвраще­нию детства, проживанию позитивного раннего опыта связаны с раз­витием естественной восприимчивости ребенка, формированием у него «склонности к Добру».

2. Развивать дремлющие положительные потенциалы и способности личности.

З. Формировать многообразный, полноценный, успешный социальный опыт.

4. Снизить уровень напряжения, связанный с травматическим социальным опытом, и научить основам саморегуляции деструктивных состояний.