Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Страхи и стрессы большого города: влияние на подростков

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

А.Н. Щелыкалина (Ульяновск)

Проблема социализации подростков и молодежи приобретает все большую значимость в социальных и гуманитарных прикладных исследованиях. Ускорившийся темп жизни, рост числа неблагополучных семей, экономические и социальные перемены, происходящие в обществе, снова и снова обостряют необходимость изучения факторов, способствующих оптимальному вхождению молодых людей во взрослую жизнь. Целью настоящего сообщения является анализ типичных страхов современных подростков – жителей больших городов, мегаполисов.

Страх – как особое психологическое состояние, особая эмоция – более ста лет является предметом психологических исследований. В работах различных авторов дается разная формулировка самого понятия страха. Такие психологи как К. Изард, С.Ю. Головин, М. Чистякова, Захаров А.И., Р. Корсини и А. Ауэрбах полагают, что это всё же эмоция (душевное переживание человека), в понятии других ученых, таких как 3. Фрейд, А. Фрейд, Э. Эриксон – страх – это реакция человека на какую либо опасность, по другим мнениям – страх – это уже состояние (физическое самочувствие) человека или же эффективное отражение (защита) в сознании человека.

Наиболее часто в теоретических исследованиях встречается определение страха как эмоционального состояния человека, проявляющегося при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей [1].

Тревога, страх опасны не только как негативные переживания, снижающие тонус человека, отрицательно влияющие на его работоспособность и самочувствие. В ситуации страха человек теряет способность к нормальному логическому мышлению и адекватным действиям. Именно поэтому столь актуально изучение биохимических и физиологических механизмов воздействия страха.

Для психологов важнее ответить на вопрос, как связаны между собой страх и стресс.

Страх может быть, как причиной стресса, так и последствием стресса или реакцией на стресс, как и наоборот. Когда возникает неожиданное для человека событие, организм должен психологически приспособиться, чтобы начать работать в новых, стрессовых условиях. Организм реагирует тем, что готовится к новому режиму: пульс учащается, давление повышается, мышцы спины и шеи напрягаются, дыхание ускоряется, пищеварение замедляется, наблюдается сухость во рту, и, возможно, потоотделение. Это типичные признаки стресса. Но как похожи эти признаки с теми признаками, которые появляются у человека испытывающего страх. Факторы, вызывающие стресс – стрессоры, различны, но они пускают в ход одинаковую, в сущности, биологическую реакцию. Такую же реакцию вызывает и страх. И чтобы избежать вредных последствий стресса и страха человеку надо знать о их природе и механизмах [2].

Стресс, как и страх непосредственно связан с эмоциональной сферой человека. Также как и страх он мобилизует защитные силы организма, но, может тоже оказаться серьезной причиной расстройства в организме человека. Учеными доказано, что количество стрессов растёт по мере развития научно технического прогресса, ускорения темпа жизни, информационных перегрузок, нарастающей урбанизации, экологического неблагополучия. Изменившиеся социально-экономические и политические условия в нашей стране привели к смене ценностных ориентаций, потере нравственных ориентиров, к росту преступности, к неопределенности и непредсказуемости будущего, к возникновению психологического дискомфорта.

В последнее время по наблюдениям психологов у разных людей в большом городе проявляются одинаковые психологические проблемы. Типично городские страхи – боязнь оказаться в толпе, в лифте, на эскалаторе, в темном переулке и даже голуби, стаи бродячих собак и еда. Страхи жителей мегаполисов распространяются очень быстро и, как правило, приобретают характер цепной реакции. Мегаполис порождает у абсолютно разных людей схожие эмоциональные переживания и психологические проблемы. В большом городе, будучи вовлеченным в отношения между людьми( семейные, учебные, дружеские), молодой человек испытывает эмоциональные перегрузки и стрессы [3]. Установлено, что доля городского населения в России сейчас составляет 73,3%. Более 64% горожан проживают в городах с численностью населения от 100 тысяч человек, свыше 90% будет доля горожан в стране к 2030 году по прогнозу ООН. Чем больше город, тем более серьезный набор страхов он вызывает в каждом его жителе. Особенно подвержены страхам подростки с их не совсем сформированной личностью. Многочисленные страхи подстерегают подростка в городе на каждом шагу. В больших городах молодежь демонстрирует чисто городские страхи

По мнению психологов, подросткам и молодежи, живущим в больших городах, присущи следующие страхи:

1. Боязнь катастроф, эпидемий, терактов и прочих явлений, связанных со скоплением большого количества людей.

2. Боязнь асоциальных личностей и насилия.

3. Боязнь дружбы и любви.

Ученые считают, что самое опасное в городских страхах то, что они «распространяются как эпидемия», поскольку совсем потерять страх в городе невозможно. Но проблемы у подростка начинаются тогда, когда из здорового инстинкта самосохранения страх превращается в клиническое проявление фобического невроза [6].

По данным исследований чаще всего негативное воздействие страха ощущают на себе именно молодые жители городов [4]. Их страхи в городах более выражены. Они делятся на – социальные (страх потеряться в толпе, утратить свою индивидуальность, боязнь опозориться, быть высмеянным, быть одинокими, отверженными, не совладать со своими чувствами и т.д.) и на витальные страхи (страх опасения заразиться инфекционным заболеванием (например, гриппом), страх задохнуться в метро, страх получить травму или стать жертвой ограбления, пострадать от катастрофы, нападения животных, страх потерять близких, страхи высоты, глубины, замкнутого пространства). Эти страхи свидетельствуют: – о неспособности защитить себя в условиях большого города, – об отсутствии достаточного понимания со стороны как взрослых, так и сверстников и их должной поддержки. Молодым жителям городов присуща большая боязнь не суметь самореализоваться в этой жизни, что является одной из трудностей в планировании своего будущего. Всё это в совокупности приводит к большей агрессивности последних.

На возникновение страхов современных подростков в мегаполисе больше влияние оказывает коллектив сверстников (т.е. людей, с которыми он связан как личными, так и социальными отношениями), но он же, при определенных условиях, может и повлиять на преодоление некоторых страхов, что не характерно для меньших населенных пунктов. Для городов характерно и то, что страхи подростков, причины которых не связаны с местом его учебы, оказывают большее негативное влияние него и на процесс его обучения.

Чем больше город, тем больше зависимость страхов современных подростков от статуса того учебного заведения, где он учится. Причём, чем выше этот статус, тем боле выражены различия этих страхов (например, гимназия с большими традициями или хороший техникум и простая общеобразовательная школа на окраине города или профтехучилище со слабым контингентом учащихся. Если в престижной гимназии страх получить плохую оценку является одним из ведущих мотивов обучения, то в обычной школе этот страх (как правило) не ярко выражен, и, в основном, приводит к нежеланию подростка изучать тот или иной предмет.

Влияние на страхи молодых городских жителей оказывает сложившиеся отношения в семье (поведение родителей, их разговоры, их социальный статус), а также внешняя информация (газеты, ТВ передачи, рекламные плакаты, митинги, пикеты и т.д.).

Активная познавательная деятельность подростков в городе неизбежно сопровождается значительным количеством страхов, поскольку часто возникающие при жизни в городе ситуации несут в себе большую неопределенность и противоречивость.

Изучение проблем возникновение страхов у жителей мегаполисов, и, особенно современных подростков, актуально. Умение в настоящее время справляться со своими страхами, не растеряться в конкретной ситуации, не впасть в отчаяние, а найти разумный выход из создавшегося положения, не дать страхам победить себя является одним из важных направлений современной психологии.

Список литературы:

  1. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога/ С.Ю. Головин. – Минск, 1997. – 660 с.
  2. Игумнов,С.А. Управление стрессом: современные психологические
  3. и медикаментозные подходы/ С.А. Игумнов. – СПб.: Речь, 2007. – 217 с.
  4. Иследованно в России [Электронный ресурс]: Национальная психологическая энциклопедия. – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/3/word/%D1%F2%F0%E0%F5
  5. Прикладная психология: достижения и перспективы. Ростов на Дону, Фолиант, 2004 г., с.283-299
  6. Фурманов, И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста/ И.А. Фурманов. – Мн.: НИО, 1997. – 224 с.
  7. Шубкин, В.Н. Страхи в России: социологический журнал №3 /учредитель ООО «Компания «Спутник +». – М.: Спутник +, 1997. – 62-76 с.