Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
К вопросу о психологической помощи в саморазвитии и самовоспитании современных школьников

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Т.В. Шрейбер (Ижевск)

В современном обществе всё активнее пропагандируется активность человека любого возраста, направленная на самопознание, саморазвитие, самовоспитание, самопомощь. Инновационные процессы в образовании затрагивают не только высшую, но и среднюю школу. Поэтому особенно актуальным представляется отслеживание долгосрочных, перспективных результатов вводимых инноваций, а также коррекция представлений о психологических и социально-психологических характеристиках субъектов образовательного процесса. В свете сказанного особое внимание психологов и педагогов должна привлекать личность обучающегося. Ведь все изменения в системе образования, в конечном счёте, преследуют цель формирования, развития креативной, конкурентоспособной, самостоятельной, продуктивной личности, способной решать нестандартные, сложные задачи. Гуманизация образования, неустанные попытки учёных и педагогов сделать так, чтобы содержание, формы, методы, средства обучения соответствовали потребностям, способностям и индивидуальным особенностям ребёнка приводят педагогов и психологов к пониманию необходимости учитывать и отслеживать динамику этих психологических особенностей.

Очевидно, что подростки и старшеклассники нуждаются в психологической помощи, сопровождении индивидуального процесса самовоспитания, саморазвития. Одним необходимо помочь определиться с целями саморазвития, другим – со способами, средствами самовоспитания. Данная помощь должна строиться с учётом имеющихся у школьника личностных ресурсов и его индивидуальных представлений о Я-идеальном. Таким образом, при выборе форм и направлений психологической помощи школьникам необходимо, во-первых, оценить те психологические свойства и особенности, которые присущи современным школьникам, а во-вторых, выяснить представления школьников о собственных перспективах саморазвития. Остановимся более подробно на каждом из этих вопросов.

В большинстве случаев, единственным источником информации о психологических особенностях воспитанников является один из учебников по психологии развития или возрастной психологии (Божович Л.И., Фельдштейн Д.И., Райс Ф., Абрамова Г.С.). Но насколько современны представленные в этих изданиях данные? Можно констатировать, что на данный момент отсутствуют основательные работы, посвящённые проблемам личностного, психологического развития детей, протекающего на фоне значительных изменений в системе образования. Что не может не сказываться на увеличении ошибок в диагностической а, следовательно, и в коррекционно-развивающей, профилактической работе психолога в системе образования.

Студентами и преподавателями кафедры общей психологии УдГУ ведутся эмпирические исследования, посвящённые изучению психологических особенностей школьников. Данная статья представляет собой попытку интегрировать собранный за последние 10 лет эмпирический материал (исследования 2000-2010г.). Общая выборка составляет около 4 тысяч школьников, обучавшихся в образовательных учреждениях г.Ижевска и Удмуртской республики. В качестве методов сбора информации использовались тестирование, опрос учащихся и их родителей, экспертная оценка.

Рассмотрим результаты, полученные на выборке младших школьников (1-4 класс). Большинство младших школьников отличаются (с учётом тестовых норм) высокой эмоциональной возбудимостью, спонтанностью в проявлении чувств, низким самоконтролем эмоций, дисциплинированностью, совестливостью, покорностью, зависимостью, неуверенностью в себе, застенчивостью, тревожностью, фрустрированностью. Следует отметить большую выраженность доверия младших школьников родителям и педагогам, чем себе и сверстникам. Наличие этой характеристики обнадёживает относительно возможности своевременной коррекции педагогами и психологами застенчивости и тревожности детей, обучающихся в начальной школе.

С одной стороны некоторые выявленные в ходе исследований характеристики согласуются с имеющимися в литературе данными (эмоциональная впечатлительность, ответственность, доверие к людям, отзывчивость). С другой стороны уже здесь заметны некоторые противоречия между описываемыми в литературе и эмпирически выявленными характеристиками младших школьников. В литературе указывается, что младшим школьникам присуща сдержанность, самоконтроль эмоций, произвольный характер протекания психических процессов, интенсификация общения со сверстниками, открытость (Реан А.А., Слободчиков В.И., Исаев Е.И.), однако эмпирические исследования если и не опровергают то, как минимум, не подтверждают полностью эти данные. Всё ярче в младшем школьном возрасте в настоящее время проявляется проблема низкой произвольности поведения и слабой развитости коммуникативных навыков. Возможно, что истоки данной проблемы скрываются в изменении форм и методов работы с детьми ещё в детском саду, когда занятия в старшей и подготовительной группе детского сада выполняют функцию преимущественно интеллектуальной подготовки детей к школе. А уменьшение внимания к ролевой игре, а иногда и полное исключение ролевых игр из приоритетных направлений детской деятельности приводит к обеднению репертуара социальных, коммуникативных умений детей. Проблема становится очевидной, когда дети переходятся из детского сада в школу и встают перед необходимостью выстраивать новые связи и отношения.

Рассмотрим психологические особенностей подростков (5-8 классы). Ни в коей мере не противоречат литературным данным, обнаруженные и в наших исследованиях, высокая импульсивность, чувствительность, эмоциональная лабильность, психическая неустойчивость, стремление к самоутверждению, низкий самоконтроль подростков. Однако, наряду с этим, современным подросткам присуща затруднённость в контактах, замкнутость, враждебность, готовность к риску в стрессовых ситуациях. Возможно, замкнутость и затруднённость в социальных контактах у подростков связаны с нерешённостью этих же проблем в младшем школьном возрасте. Застенчивость младшего школьника в условиях повышения значимости общения к подростковому возрасту только углубляется, а в ситуациях неуспеха коммуникативной деятельности переходит вследствие низкого самоконтроля и импульсивности во враждебность к окружающим. Таким образом, можно сделать предварительный вывод, что профилактика дезадаптации подростков должна начинаться в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Обратим внимание на психологические особенности старшеклассников (9-11 классы). По результатам проведённых нами исследований современные старшеклассники характеризуются высокой общительностью, экстравертированностью, готовностью к сотрудничеству, склонностью к групповой работе, энергичностью, уверенностью в себе, завышенной самооценкой. Но при этом у них отмечается относительно низкая логичность мышления, слабая способность преодолевать трудности в интеллектуальной деятельности, эмоциональная неуравновешенность, экзальтированность, беспечность, у девушек – демонстративность, у юношей – склонность к застреванию. Сочетание выявленных психологических свойств нельзя считать оптимальным для осуществления осознанного профессионального и личностного выбора (проблема самоопределения). Можно отметить закономерную последовательность изменения психологических особенностей школьников от возраста к возрасту.

В большинстве проведённых исследований, независимо от возраста детей выявлены относительно высокие показатели мечтательности, романтичности, ипохондричности, зависимости (фактор I по Р.Кеттеллу), и в то же время, низкие показатели самоконтроля поведения, дисциплинированности (фактор Q3 по Р.Кеттеллу). Если взглянуть на обнаруженные характеристики через призму концепции психологического здоровья, то налицо высокая вероятность дезадаптации, риска соматических и психических нарушений, стресса переходящего в дистресс, депрессии, а возможно и попыток суицида. Высокая самооценка обуславливает высокий уровень целей. Непрактичность и мечтательность не позволяют построить адекватные планы и программы действий, учесть внутренние и внешние факторы, сопутствующие достижению цели. Закономерно возникающие вследствие неадекватных целей и программ действий ситуации неуспеха не могут адекватно оцениваться и переживаться школьниками в силу их высокой эмоциональной возбудимости, чувствительности, неуравновешенности и низкого самоконтроля.

Использование компьютерных технологий, расширение спектра образовательных технологий, применение групповых форм работы на уроке, актуализация исследовательского потенциала учащихся, всё это предназначено для того, чтобы ребёнок мог проявить полностью свой интеллектуальный и личностный потенциал. Однако мы забываем об оборотной стороне любых нововведений. Ведь именно в последнее десятилетие появился такой термин как «клиповое мышление», а педагоги всё чаще отмечают случаи неадекватного реагирования на критические замечания, снижения познавательной мотивации и общей интеллектуальной эргичности учащихся. С учётом представленных данных достаточно пессимистично выглядит прогноз дальнейшего личностного развития детей. Кроме того, и в подготовке будущих педагогов и психологов необходимо предусмотреть учебные предметы, на которых будут рассматриваться проблемы обучения и воспитания особых категорий детей (имеющих психические и психосоматические нарушения).

Не буду утверждать, что представленные результаты являются аксиоматичными. Возможно в других регионах и областях России ситуация выглядит по-иному. Наверное, стоит порадоваться тому, что современные дети уверенны в себе, энергичны, активны. Однако снижение у школьников способности к сознательному контролю и управлению своим поведением должно привлечь к себе внимание не только психологов, педагогов, но и тех, кто стимулирует инновационные процессы в образовании. Чтобы проявлять креативность, исследовательские способности ребёнок в первую очередь должен научиться учиться. А это – труд, требующий самодисциплины, саморегуляции, волевых усилий. Таким образом, актуальной представляется дальнейшая исследовательская работа, посвящённая оценке влияния современной образовательной среды и её отдельных составляющих на психическое и личностное развитие учащихся.

Итак, психологический портрет современного школьника несколько отличается от принятого в литературе, и он заставляет нас пересматривать направления психологической помощи школьникам разных возрастов. Перейдём ко второму вопросу, касающемуся направлений саморазвития школьников. Оказание психологических услуг в образовательном учреждении должно опираться на актуальные для учащихся области саморазвития, самосовершенствования. Кроме оценки индивидуально-психологических и личностных особенностей подростков и школьников нами проводился их опрос с целью выявления идеального образа Я.

Образ Я-идеального у старшеклассников представлен таким набором характеристик (перечисление идёт от наиболее важного, значимого свойства к наименее значимому): целеустремленность, ответственность, ум, быстрообучаемость, стремление к самосовершенствованию, работоспособность, усердие, внимательность, уверенность в себе, эрудированность. В данном списке преобладают качества, связанные с волевой сферой личности (целеустремленность, ответственность, работоспособность, усердие, внимание), интеллектуальной сферой (ум, быстрообучаемость, эрудированность), и качества, выражающие отношение к себе и личностное развитие (стремление к самосовершенствованию, уверенность в себе). Как наиболее значимые в Я-идеальном чаще всего выделяются те качества, развитие которых оценивается как недостаточное в настоящий момент. В целом предпочтение именно этих качеств может быть связано с ситуацией обучения, в которой школьники находятся в настоящее время и, вероятно будут ещё находиться 4-5 лет, если решат поступать в какое-либо профессиональное или высшее учебное заведение. Возможно, в данный момент у школьников есть трудности связанные с обучением (сдача ЕГЭ, собеседования при поступлении в вуз), которые могут быть успешно решены только при наличии и развитии данных качеств. В качестве идеального образа себя старшеклассники видят волевого, уверенного в себе, умного, эрудированного, успешного человека, который умеет ставить цели и воплощать их в жизнь. С одной стороны несколько противоречиво выглядит наличие уверенности в себе как в объективной характеристике, так и в характеристике Я-идеального. Может быть за самоуверенным поведением школьников стоит недостаточная уверенность в себе и своих силах. В литературе (В.Г.Ромек, Е.А.Серебрякова) неоднократно отмечалась неоднозначность соотношения уверенности в себе и уверенного поведения.

Кроме того, несколько удивляет то, что в приоритетные качества Я-идеального старшеклассников не вошли коммуникативные свойства (отзывчивость, искренность, тактичность, терпимость, дружелюбие, заботливость и т.п.). Вероятно, это связано с активно пропагандируемым в СМИ образом «успешного одиночки». Длительное время существовавшие идеалы коллективизма отвергаются, но при этом невозможно представить какую-либо область человеческой деятельности, не предполагающую никакого взаимодействия с другими людьми.

Наименее значимые и получившие наименьшую степень выраженности качества в характеристике Я-идеального: скромный, самокритичный, бескорыстный, открытый, искренний, эмоционально сдержанный, инициативный, совестливый, творческий. Эти качества выделяются как не приоритетные и не требующие высокого развития в будущем. Бескорыстие, искренность, открытость, совестливость – качества, которые связаны с взаимодействием с другими людьми, оцениваются как не требующие своего развития. В качестве возможного варианта объяснения можно предположить, что именно эти качества с точки зрения школьников могут нести негативный опыт и последствия для человека ими обладающего (разочарование в людях, возможность стать жертвой предательства, манипуляции). Но отсутствие этих свойств затрудняет процесс адаптации, способствует рождению проблем самореализации, самоутверждения. Таким образом, тот идеальный образ, который рисуют себе старшеклассники, вряд ли можно считать оптимальным. Поэтому психологическая помощь школьникам в саморазвитии должна начинаться в дошкольном и младшем школьном возрасте с формирования коммуникативных умений (умения устанавливать контакты, поддерживать их, осуществлять совместную деятельность, урегулировать конфликтные ситуации). Тогда в подростковом возрасте можно будет сосредоточиться на мотивационных и ценностных аспектах общения. В настоящий момент, психологические ресурсы старшеклассников находятся в значительном противоречии с их целями саморазвития. Ещё одной проблемой является то, что эти цели основываются не на объективном знании себя и своей жизненной ситуации, а на декларируемых обществом идеалах. Проблема психологического сопровождения саморазвития и самовоспитания школьников оказывается тесно связанной с формированием личности учащегося на разных этапах обучения.