Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Роль социального педагога в становлении личностного и социального статуса подростков и молодежи в Германии

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

А.С. Черняускас (Ульяновск)

Резкие изменения в социальной, политической и экономической жизни стран Западной Европы в середине XIX века явились предпосылкой для зарождения новой науки – социальной педагогики, целью которой стало формирование социально-значимой личности для общества. Социальная педагогика появилась благодаря исследованиям в области экономики, социологии, политологии, педагогики и психологии, проводившимися, в том числе немецким учёным Паулем Наторпом и французским учёным Эмилем Дюркгеймом, которых и считают родоначальниками возникающей новой науки. Таким образом, пальму первенства в этом вопросе разделяют Германия и Франция.

В середине и в конце XX столетия Федеративная Республика Германия (ФРГ) считалась страной, имеющей биполярные характеристики, а именно: на одном полюсе находились богатые исторические традиции воспитания и обучения, направленные на интересы и цели каждого человека, с другой стороны, имелись ряд нерешённых социальных проблем, отражающихся в стиле жизни и поведения некоторых категорий людей, которым нужна помощь социального педагога или социального работника.

Немецкий ученый Рольф Биккер пишет о том, что социальная педагогика понимается как педагогическая поддисциплина, а социальная работа рассматривается как область попечительства и заботы [4].

Задачами социального педагога является, в первую очередь, профилактика социальных проблем, консультирование, оказание помощи в решении трудных проблем, а также воспитание и образование клиента (понятие, используемое для обозначения человека, нуждающегося в помощи и поддержке). Клиентами социального педагога могут оказаться люди любого возраста, например, от подростков до пожилых людей.

Среди направлений деятельности социального педагога можно назвать:

  • решение семейных и воспитательных проблем у детей и подростков;
  • профилактику насилия (в том числе случаев рецидива у заключенных);
  • оказание социальной и медицинской помощи больным, нуждающимся в ней, а также социально-незащищенным слоями населения (детям, молодежи, пожилым гражданам, а также иностранцам, переехавшим в новую страну);
  • образование и стимулирование самообразования.
  • для организации и осуществления эффективной социальной помощи социальный педагог изучает личностные и характерологические особенности клиента, специфику социальной микросреды, в том числе семью и семейное окружение человека, с которым он работает.

Оказание социальной помощи в Германии включает в себя два взаимосвязанных этапа:

  • анализ сложившейся ситуации, изучение жизни нуждающегося в помощи, а также выявление обстоятельств, которые привели к трудной ситуации;
  • оказание социальной, медицинской и иных видов помощи с использованием бесед, тренингов и др.

Социальной педагог в Германии использует следующие методы социальной работы:

  1. Групповая работа осуществляется с объединениями людей, различающимися по полу; возрасту; по типу решаемой проблемы (группы детей из неблагополучных и неполных семей, группы риска и др.); по социальному статусу (группы матерей и др.); по целям взаимодействия (группы досуга, образовательные группы и др.)
  2. Проектное обучение, предполагающее решение проблем с использованием творчества при непосредственном участии самого нуждающегося в помощи.
  3. Метод работы с людьми, живущими на одной территории. Смысл этого метода немецкие социальные педагоги объясняют тем, что, проживая на одной территории, люди имеют проблемы, связанные с окружающими условиями. Цель применения данного метода состоит в решении проблем совместными усилиями через объединения людей [2].

Далее мы хотели бы привести пример, описывающий один из вариантов работы с проблемными детьми на территории ФРГ. Группа немецких студентов – будущих социальных педагогов решили, что для того, чтобы так называемым «детям с проблемами» было легче адаптироваться в этом мире, необходимо, чтобы они имели возможность постоянного общения с «нормальными» детьми. Вторая их идея состояла в общении с домашними животными, заботе о них, благотворно сказывающаяся на развитии любых детей. Так появилась мысль организовать «Детскую ферму» как социально-педагогическое учреждение. Режим работы фермы предполагает взаимодействие около ста детей в возрасте от шести до четырнадцати лет в послеобеденное время (с 14 до 18 часов ежедневно). Основная цель работы фермы заключается в том, что каждый может найти занятие по душе. Тем, кому нравится работать руками, могут отправиться в мастерские и выполнять столярные работы, поделки из бумаги, картона, подручных средств, свободно рисовать. Те, кто любят заниматься кулинарией, может что-то испечь и угостить остальных ребят. Кто-то занимается спортом и ездит на велосипедах, а кто-то с удовольствием занимается сельским хозяйством. Специальная территория на ферме выделена для детского строительства. В процессе взаимодействия участников детской фермы складываются определенные правила и требования. Например, при строительстве крепостей существуют четкие правила совместной работы, за каждым из строителей закреплен определённый участок. Аналогичные требования используются при уходе за животными, заранее на неделю составляется расписание для работы в мастерских. Необходимо заметить, что «Детская ферма», хотя и является самоуправляемой детской организацией, но, несмотря на это, её работа контролируется и регулируется социальными педагогами и техническими работниками [3].

Следовательно, социальная педагогика, зародившаяся в Германии в середине XIX столетия, продолжает существовать и выполнять свои функции в виде оказания социальной, медицинской и иных видов помощи до начала XXI века, что говорит об актуальности и вечности решаемых ею проблем.

Список литературы:

  1. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. М.: «Академический проект». 2001. С.183
  2. Соловьев Г.Е., Березина С.В. тенденции развития социальной педагогики (социальной работы) в Германии в XX веке. // Материалы международной научно-практической конференции «Социальная культура и молодежь». Ижевск. 2009. С. 26-27.
  3. Эпштейн М. Детская ферма: как это делается в Германии. Режим доступа: http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/3/9
  4. Rolf B. Sozialpàdagogik in neuen Bundesländer. Kove. 1993. S/151