А.С. Черняускас (Ульяновск)
Резкие изменения в социальной, политической и экономической жизни стран Западной Европы в середине XIX века явились предпосылкой для зарождения новой науки – социальной педагогики, целью которой стало формирование социально-значимой личности для общества. Социальная педагогика появилась благодаря исследованиям в области экономики, социологии, политологии, педагогики и психологии, проводившимися, в том числе немецким учёным Паулем Наторпом и французским учёным Эмилем Дюркгеймом, которых и считают родоначальниками возникающей новой науки. Таким образом, пальму первенства в этом вопросе разделяют Германия и Франция.
В середине и в конце XX столетия Федеративная Республика Германия (ФРГ) считалась страной, имеющей биполярные характеристики, а именно: на одном полюсе находились богатые исторические традиции воспитания и обучения, направленные на интересы и цели каждого человека, с другой стороны, имелись ряд нерешённых социальных проблем, отражающихся в стиле жизни и поведения некоторых категорий людей, которым нужна помощь социального педагога или социального работника.
Немецкий ученый Рольф Биккер пишет о том, что социальная педагогика понимается как педагогическая поддисциплина, а социальная работа рассматривается как область попечительства и заботы [4].
Задачами социального педагога является, в первую очередь, профилактика социальных проблем, консультирование, оказание помощи в решении трудных проблем, а также воспитание и образование клиента (понятие, используемое для обозначения человека, нуждающегося в помощи и поддержке). Клиентами социального педагога могут оказаться люди любого возраста, например, от подростков до пожилых людей.
Среди направлений деятельности социального педагога можно назвать:
- решение семейных и воспитательных проблем у детей и подростков;
- профилактику насилия (в том числе случаев рецидива у заключенных);
- оказание социальной и медицинской помощи больным, нуждающимся в ней, а также социально-незащищенным слоями населения (детям, молодежи, пожилым гражданам, а также иностранцам, переехавшим в новую страну);
- образование и стимулирование самообразования.
- для организации и осуществления эффективной социальной помощи социальный педагог изучает личностные и характерологические особенности клиента, специфику социальной микросреды, в том числе семью и семейное окружение человека, с которым он работает.
Оказание социальной помощи в Германии включает в себя два взаимосвязанных этапа:
- анализ сложившейся ситуации, изучение жизни нуждающегося в помощи, а также выявление обстоятельств, которые привели к трудной ситуации;
- оказание социальной, медицинской и иных видов помощи с использованием бесед, тренингов и др.
Социальной педагог в Германии использует следующие методы социальной работы:
- Групповая работа осуществляется с объединениями людей, различающимися по полу; возрасту; по типу решаемой проблемы (группы детей из неблагополучных и неполных семей, группы риска и др.); по социальному статусу (группы матерей и др.); по целям взаимодействия (группы досуга, образовательные группы и др.)
- Проектное обучение, предполагающее решение проблем с использованием творчества при непосредственном участии самого нуждающегося в помощи.
- Метод работы с людьми, живущими на одной территории. Смысл этого метода немецкие социальные педагоги объясняют тем, что, проживая на одной территории, люди имеют проблемы, связанные с окружающими условиями. Цель применения данного метода состоит в решении проблем совместными усилиями через объединения людей [2].
Далее мы хотели бы привести пример, описывающий один из вариантов работы с проблемными детьми на территории ФРГ. Группа немецких студентов – будущих социальных педагогов решили, что для того, чтобы так называемым «детям с проблемами» было легче адаптироваться в этом мире, необходимо, чтобы они имели возможность постоянного общения с «нормальными» детьми. Вторая их идея состояла в общении с домашними животными, заботе о них, благотворно сказывающаяся на развитии любых детей. Так появилась мысль организовать «Детскую ферму» как социально-педагогическое учреждение. Режим работы фермы предполагает взаимодействие около ста детей в возрасте от шести до четырнадцати лет в послеобеденное время (с 14 до 18 часов ежедневно). Основная цель работы фермы заключается в том, что каждый может найти занятие по душе. Тем, кому нравится работать руками, могут отправиться в мастерские и выполнять столярные работы, поделки из бумаги, картона, подручных средств, свободно рисовать. Те, кто любят заниматься кулинарией, может что-то испечь и угостить остальных ребят. Кто-то занимается спортом и ездит на велосипедах, а кто-то с удовольствием занимается сельским хозяйством. Специальная территория на ферме выделена для детского строительства. В процессе взаимодействия участников детской фермы складываются определенные правила и требования. Например, при строительстве крепостей существуют четкие правила совместной работы, за каждым из строителей закреплен определённый участок. Аналогичные требования используются при уходе за животными, заранее на неделю составляется расписание для работы в мастерских. Необходимо заметить, что «Детская ферма», хотя и является самоуправляемой детской организацией, но, несмотря на это, её работа контролируется и регулируется социальными педагогами и техническими работниками [3].
Следовательно, социальная педагогика, зародившаяся в Германии в середине XIX столетия, продолжает существовать и выполнять свои функции в виде оказания социальной, медицинской и иных видов помощи до начала XXI века, что говорит об актуальности и вечности решаемых ею проблем.
Список литературы:
- Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. М.: «Академический проект». 2001. С.183
- Соловьев Г.Е., Березина С.В. тенденции развития социальной педагогики (социальной работы) в Германии в XX веке. // Материалы международной научно-практической конференции «Социальная культура и молодежь». Ижевск. 2009. С. 26-27.
- Эпштейн М. Детская ферма: как это делается в Германии. Режим доступа: http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/3/9
- Rolf B. Sozialpàdagogik in neuen Bundesländer. Kove. 1993. S/151