Н.А. Чернышова (Пермь)
Вопрос о преподавании математики в вечерней школе может быть интересен в связи с тем, что достаточное количество детей не получают среднее образование в общеобразовательной школе по различным обстоятельствам. В Центр образования каждый год приходят в десятый дневной класс 25-30 учащихся и в течение года к ним добавляются те, кто не смог сдать зачеты в колледжах. При беседах с учащимися выясняется, что 40-50% девятиклассников ушли из своих школ в средние специальные учебные заведения и «вечёрки» из-за неудовлетворительной базы знаний, желания поскорее получить профессию, стать самостоятельными, а так же из-за конфликтов.
Как показывает опыт, эффективным в работе с данной категорией учащихся является следующий алгоритм работы:
1) выяснение а) пробелов, б) мотивов;
2) анализ и классификация пробелов, мотивов каждую четверть.
3) постановка задач а) коррекционных, б) учебных, в) воспитательных;
4) работа над выполнением поставленных задач;
5) анализ результатов каждую четверть.
На первой «срезовой» работе выявляются пробелы в знаниях, желание
учиться. Психолог проводит тестирование по определению мотивации учащихся. Обычно из класса 10-15% имеют средние остаточные знания, а у остальных – неудовлетворительные. Интерес к учебе потерян примерно у 40-50%, из них почти 15% боятся слова «математика» (в основном, девочки). В классе около 30%учеников состоящих на учете в КДН и в школе, много больных, опекаемых.
Поэтому стоят следующие задачи:
- создание в классе микроклимата, благоприятного для учебы;
- ликвидация пробелов в базовых знаниях;
- поддержание интереса к математике у учащихся, имеющих более высокий уровень мотивации;
- постоянная психологическая поддержка тех, кто «боится» математики;
- коррекция поведения учащихся, которые имеют опыт негативных действий.
- формирование понимания того, что математические знания нужны в жизни.
Для выполнения этого необходимо большое терпение («не делай другому того, чего себе не желаешь»). Учитель должен стараться замечать только хорошее, отвечать на все вопросы по делу и серьезно, похваливать за вопросы, поощрять выход к доске. Нужно приготовить специально для «слабых» карточки с образцами и заданиями с разными уровнями сложности. На уроке выделять время для вопросов, для самостоятельной работы, стараться подойти к каждому, чтобы найти что-то хорошее в его работе. Назначать дополнительные занятия для желающих. Проводить проверочные работы, на которых «слабым» организуется помощь: карточки с подсказками, возможность спрашивать учителя, карточки «от простого к более сложному».
В результате: в конце 10 класса математики не боятся 100% учащихся, до 60% восстанавливают свои базовые знания. После каникул в начале 11 класса наблюдается некоторый спад: первый срез до 30% учащихся демонстрируют средние базовые знания, в конце учебного года положительный результат составляет не менее 60-65%. К 12 классу учащиеся более уверены в своих знаниях, но многие из них эмоциональны и, хотя пытаются вести себя адекватно, внутренне испытывают дискомфорт в непривычной обстановке, на ЕГЭ. Поэтому бывают «завалы» (от 15 до 25%), но повторно обычно пересдают все. Самое главное – выпускники понимают, что они могут учиться и в Центре есть люди, которые смогут им помочь.
Работая много лет в вечерней школе, могу сказать, что это – особая территория возрождения человека, это место, где помогают найти себя, получить аттестат, путевку в жизнь. Конечно, было результативнее, когда классы были до 15 человек и был выбор – сдавать ЕГЭ или традиционный экзамен. Хорошо, что весь коллектив трудится над тем, чтобы ученику было комфортно и интересно в Центре.