Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Возможности социального педагога в становлении личностного и социального статуса подростков и молодёжи

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Ю.А. Рожкова (Пермь)

Когда речь заходит о том, кто же в школе должен заниматься формированием гармонично развитой личности учащегося, как правило звучат ответы – учителя, классные руководители, родители, социальные педагоги и психологи.

У каждого из вышеперечисленных людей безусловно есть свои функции и обязанности в данном направлении, но возможности социального педагога кажутся наиболее широкими.

Функциональные обязанности социального педагога в школе могут быть условно разделены на несколько частей – это работа с педагогами, родителями и учащимися. В данной статье хотелось бы остановиться на работе социального педагога с подростками.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что у подростков возникают сложности с определением своего жизненного пространства, направлении своих интересов, умений и навыков в интересном для них направлении, социально-важном и общественно-полезном. Задачей социального педагога в данном направлении является привлечение внимания подростка к общественно-полезным деяниям, предоставление возможности попробовать свои силы в совершенно разных направлениях. Основным принципом в данной работе является то, что для всех учащихся создаётся ситуация успеха. Подросток понимает, что его способности к учёбе – это не единственный фактор его личностного и социального статуса.

Цель проведенного исследования ‑ обобщить опыт работы социальной службы школы в вопросе становления личностного и социального статуса учащихся.

Задачи:

  • показать работу социального педагога по привлечению учащихся в школьную службу примирения
  • познакомить с моделью работы волонтёрского отряда
  • определить направление индивидуальной работы социального педагога с учащимися и классными коллективами

В результате проведённых исследований с учащимися среднего и старшего звена, были выявлены ряд причин, по которым подростки не активно заняты во внеурочное время. Во-первых, отсутствие полной и точной информации о том, где можно было бы себя занять. А во-вторых, отсутствие средств на оплату выбранных ими секций и кружков, а также отсутствие свободного времени.

Таким образом, организация досуга большинства учащихся в стенах школы стало решением всех перечисленных выше проблем. Поэтому социальной службой нашей школы, совместно с администрацией, было принято решение о привлечении всех желающих к работе в различных школьных организациях.

В настоящее время в школе действует совет старшеклассников, школьная служба примирения и волонтёрский отряд.

В первую очередь было принято решение о предоставлении информации об этих организациях для всех учащихся. Для чего социальные педагоги школы выступили на классных часах и родительских собраниях с целью информировать учащихся и их родителей о работе по данным направлениям.

Для привлечения большего внимания к этой информации мы пригласили для выступления наших бывших учеников, которые в своё время были активными участниками молодёжных организаций в школе. Они выступили с презентациями, фото и видео материалами, рассказали о направлениях своей деятельности и предложили нынешним учащимся привнести в эти движения что-то своё, новое и интересное им сами. Таким образом, нами были определены направления работы с теми подростками, которые с радостью бы приняли участие в формировании команды школьной службой примирения и стали бы реализовывать «добрые дела» волонтёрского отряда.

В настоящее время в нашей школе проходят обучение подростки, желающие научиться восстановительным технологиям, т.к. действующие и обученные ведущие программ примирения закончили наше учебное заведение в прошлом году, было принято решение о создании новой «команды» подростков, которая применяла бы восстановительные технологии для разрешения конфликтов в школе как самостоятельно, так и с помощью взрослых.

Зная о деятельности школьной службы примирения, в неё стали обращаться с заявками не только классные руководители, но и сами учащиеся, а также их родители. К работе ШСП присоединилась группа детей-помощников, которые не выразили желания самим обучаться восстановительным технологиям, но выразили своё желание помогать в различных организационных вопросах для школьной службы примирения. В данную группу входят несколько учащихся группы риска, состоящих на внутришкольном учёте по причине девиантного поведения. Данные учащиеся с огромным желанием сотрудничают с участниками ШСП и даже сами себе придумали название – «группа поддержки». В их задачи входит сбор заявок для работы школьной службы примирения, составление рекламы ШСП в школе, выступление на классных часах о работе школьной службы примирения, а также предложении конкурсных заданий, в которых может поучаствовать каждый желающий. В настоящее время объявлен конкурс эмблем для ШСП. А ранее подростки приняли участие в конкурсе девизов, в результате чего был выбран девиз, отражающий сущность работы службы и её основную функцию:

«Миру мир-закон известен,
Школьный мир довольно тесен,
Без ссор и споров надо жить
Школьной дружбой дорожить».

Таким образом, участвуя в деятельности школьной службы примирения мы смогли задействовать не только непосредственно самих обученных детей, т.е ведущих программ, но и тех подростков, которые решили взять на себя функции помощников. Некоторые из них открыли в себе прекрасные организаторские способности и с удивлением обнаружили, что могут повести за собой коллектив, стать лидерами во многих делах. Некоторые обнаружили исполнительские способности, умение распланировать и распределить свою деятельность так, чтобы не забыть ничего из тех дел, которые были поручены.

Нашлось место и творчески одарённым подросткам, которые принимали активное участие в оформлении сцены к открытым занятиям ШСП, в подготовке рекламных роликов о нашей школе, в придумывании эскизов для эмблем, а также разработке отличительного знака участника ШСП.

Многие родители выступали в качестве помощников своим детям при подготовке открытых мероприятий, изготовлении рекламных плакатов, обсуждении вариантов девизов и эмблем. В адрес социальных педагогов школы были получены благодарности от лица родителей тех учащихся, кто стал активно сотрудничать со школьной службой примирения. Из положительных моментов учителями-предметниками, классными руководителями, родителями и самими учащимися были отмечены такие качества как умение спланировать своё время, желание общаться со сверстниками, родителями и педагогами по возникшим проблемам, умение вести диалог и аргументировать свою точку зрения, меньшее количество времени, проводимое подростками в социальных сетях.

Волонтёрский отряд в нашей школе действует уже седьмой год. Направления деятельности за все годы его существования менялись. Но неизменным оставалось желание детей быть его участниками. Сначала основной деятельностью работы волонтёров была пропаганда здорового образа жизни. Социальными педагогами нашего ОУ и волонтёрами была разработана программа открытых мероприятий, конкурсов и игр по пропаганде здорового образа жизни, основной целью которых было выработка потребности учащихся к бережному отношению к своему здоровью. С данной программой мы были участниками и призёрами многих волонтёрских конкурсов и слётов.

В настоящее время участниками волонтёрского отряды было принято решение о смене его деятельности и пробе своих сил в движении «добрых дел». Волонтёры активно выступают в классных коллективах с призывом об участии в различных акциях, конкурсах, рейдах. Ведь участником волонтёрского отряда может стать каждый и в любой момент. Для этого не нужно проходить обучение, надо только иметь добрую душу и неравнодушное сердце. В данном случае социальный педагог выступает скорее как координатор действий волонтёрского отряда, он информирует подростков о тех делах, в которых можно принять участие и о тех, кому сейчас очень плохо без нашей помощи.

За текущий учебный год волонтёрским отрядом нашей школы была оказана помощь приюту для бездомных животных, помощь одиноким пенсионерами по хозяйству, организации благотворительного спектакля для приютов, сбору книг для школьной библиотеки. Очень многие дела предлагают сами волонтёры и учащиеся школы охотно поддерживают их.

Педагогами школы и родителями учащихся отмечаются бесспорные плюсы, которые даёт участие в благотворительности – подростки становятся более ответственными, внимательными, добрыми и терпимыми по отношению к окружающим людям и окружающему миру. Участие в таких мероприятиях позволяет подростку повысить свой личностный и социальный статус.

В летний период многие годы в нашем ОУ действовал волонтёрский лагерь, где дети с удовольствием совмещали отдых, развлечения и игры с благотворительными делами. За организацию и эффективную работу волонтёрского отряда социальная служба нашей школы отмечена благодарственными письмами и грамотами.

В результате проведённого анкетирования учащихся среднего и старшего звена, были получены следующие данные об участии подростков в школьных молодёжных организациях:

  • общее количество учащихся среднего и старшего звена – 45 человек
  • количество учащихся начальной школы, охваченных деятельностью молодёжных организаций школы – 320 человек
  • количество учащихся среднего и старшего звена, охваченных деятельностью участников молодёжных организаций школы – 420 человек

Не надо забывать и о том, насколько важна индивидуальная работа социального педагога с учащимся. И речь в данном случае идёт не о составлении индивидуального плана сопровождения учащегося и проведении консилиумов, что безусловно является неотъемлемой частью функциональных обязанностей социального педагога, а о живом общении с подростком. Ведь те, кто особенно нуждается в нашем внимании и понимании как правило лишены этого дома. Задачу социального педагога в данном случае мы видим в предоставлении каждому подростку, обратившемуся за помощью или попавшего а поле зрения социальных работников возможности самовыразиться, найти своё поле для деятельности, то в чём будет успешен именно он и то, что поручено будет именно ему. И пусть по началу это будут маленькие победы и казалось бы совсем неважные поручения, но ваш подопечный будет знать, что в школе есть обязанности, порученные именно ему и только он отвечает за то, чтобы был результат.

В зависимости от возраста учащегося данные дела и поручения могут быть весьма разнообразными – помощь в уходе за растениями в кабинете, работа с книгами, приведение в порядок учебников и художественной литературы, уход за питомцами живых уголков, кормление рыбок, контроль за ведением дневников, организация бесед по предложенным темам, подготовка презентаций о своих кумирах, поиск видеоматериалов для обсуждения и дискуссий, организация физкультминуток, изготовление мягких игрушек…как мы видим этот список может быть бесконечно длинным. И то каким он будет по размеру и наполняемостью зависит от личности самого социального педагога. От того насколько он будет заинтересован в судьбе каждого ребёнка, в формировании положительного личностного и социального статуса подростка.

Мы взрослые часто забываем о том, что школа – это место где ребёнок не только учится, но и живёт, проживает свою детскую и подростковую жизнь. Именно в школе он учится жить и приобретает опыт для своего дальнейшего существования. А потому задачей социального педагога является сделать это взросление успешным и осознанным, для того чтобы подросток ушёл во взрослую жизнь со своими надеждами, успехами, разрешёнными конфликтами, накопленным опытом…и всегда вспоминал о школе, как о месте, где он чему-то научился, что-то приобрёл, что-то смог преодолеть в себе. Но всё это осознание придёт потом, а сейчас…он живёт и учится именно сейчас, именно сегодня и именно в вашей школе. А значит принцип «здесь и сейчас» может быть и должен быть применим к становлению личностного и социального статуса учащихся.