Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Семейные отношения как средство становления личности ребенка

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

А.А. Осокина (Ульяновск)

Главный смысл и цель семейной жизни
– воспитание детей.
Главная школа воспитания детей
– это взаимоотношения мужа и жены,
отца и матери.
В.А. Сухомлинский

Ни для кого не секрет, что семья имеет большое значение в социализации ребенка, являясь первичным ее институтом. Однако семья также играет важнейшую роль в нравственном и духовном становлении личности ребенка. Недаром известные гуманные педагоги: Я.А Коменский, К.Д Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили во все времена придавали и придают особое значение семейному воспитанию в становлении личности ребенка. Учителю просто необходимо знать, в какой семье воспитывается ребенок, какие отношения между родителями и как они сказываются на жизни ребенка. Союз школьного и семейного воспитания могут наиболее благоприятно повлиять на становление личности ребенка.

Влияние семьи на ребенка может быть как положительным, так и отрицательным. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, семья нередко может принести вред ребенку. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании ребенка – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и не оставлять растущего ребенка наедине самим с собой. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых слова не расходятся с делом. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В современной школе классные руководители нередко сталкиваются с такой ситуацией, когда родители пытаются «переложить» ответственность за воспитание своего ребенка на плечи школьных учителей, что в корне не верно, потому что именно семья формирует фундаментальные ценности у ребенка.

Рассмотрим некоторые особенности семьи, которые являются важными факторами в воспитании ребенка.

Во-первых, это тип семейных взаимоотношений. В психологии выделяют четыре типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество [1, 341].

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими «контрмерами»: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, – все это гарантия серьезных неудач в формировании его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более не приспособленными к жизни в коллективе. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. Соответственно именно данный тип семейных взаимоотношений является не просто наиболее предпочтительным, но и, по мнению многих педагогов, единственно возможным.

Во-вторых, рассмотрим стили семейного воспитания. Их три: демократический, авторитарный, попустильский (либеральный). При демократическом стиле, прежде всего учитываются интересы ребенка (стиль «согласия»). При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку (стиль «подавления»). При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Ребенок видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

Было прослежено развитие самосознания детей в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает ребенка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается, часть идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, – приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

В-третьих, необходимо также рассмотреть такой немаловажный фактор как распад семьи, влияющий на жизнь ребенка. Очень большую роль в жизни ребёнка играет развод родителей, если он неизбежен. Ребёнок просто ещё не понимает, что человека нельзя винить в том, что он утратил любовь. Многие дети начинают обвинять себя в том, что родители расходятся. Непонимание зачастую приводит к травмам и отпечаткам на всю жизнь. Другой не менее важной проблемой для ребёнка является выбор того родителя, с которым он хочет остаться. Когда семья начинает жить по новому, старые привычки меняются. Первые год-полтора после развода полны разных проблем. Нередко происходит так, что родители используют ребёнка в роли посредника или же иногда настраивают ребёнка против другого родителя, помещают ребёнка в центр обид друг на друга. Далеко не все дети могут сказать родителям об этом, поэтому многие чувствуют себя ненужными, обиженными, замыкаются в себе. Взрослые должны стараться не перекладывать свои проблемы на плечи детей, сознательно это или нет.

Специфические условия для воспитания складываются в так называемой неполной семье, где отсутствует один из родителей. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными [3, 256].

Распад семьи отрицательно влияет на отношение между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушение душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справится с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке. После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей.

В заключении, рассмотрим еще один негативный фактор: жестокость в семье. К сожалению, очень часто учитель, желая узнать причины девиантного поведения ребенка, находит истоки в жестокости родителей по отношению к ребенку. Причем это касается не только физической жестокости (шрамы, выбитые зубы, ожоги), но и, так называемой, эмоциональной жестокости. В таких семьях родители, как правило, слишком строгие, чересчур требовательные, они постоянно придираются к детям, никогда не приласкают ребёнка и зачастую не могут привить им необходимых привычек и навыков. В таких семьях распространены наказания – детей запирают в тёмные чуланы и подвалы. Эмоциональная жестокость ведёт к тому, что дети неспособны успешно учиться, плохо развиваются в физическом и умственном отношении, бывают либо слишком агрессивными, либо чрезмерно боязливы.

Таким образом, роль семьи в становлении личности ребенка не просто огромная, она решающая. Воспитание личности ребенка зависит от внутрисемейного климата, от типа взаимоотношений ребенка и родителей, от стиля семейного воспитания.

Список литературы:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М.: 1998.
  2. Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. История педагогики. – М.: 1982 г.
  3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов.— М.: Высшее образование; МГППУ, 2006.
  4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Издание четвертое. Издательство «Радянська школа». Киев 1973.