Е.А. Опарина (Ульяновск)
Монотонность современной жизни старшеклассника не даёт много впечатлений, а школьнику, и особенно старшекласснику хочется увидеть мир, познать его во всём многообразии, увидеть умом, глазами, сердцем. Старшеклассники наделены жаждой деятельности, стремлением испытать свои силы, желанием увидеть этот мир и новые места в нём. Поэтому туристические мероприятия (походы, экскурсии) привлекают старшеклассников, так как наполнены приключениями и романтикой.
Вопросы теории и практики туризма, специфики организации туризма в научной литературе рассматривали Квартальнов В.А., Биржаков М.Б., Борейко В.Е., Васильев И.В., Усыскин ПС. и др. Различные грани и аспекты общественных объединений как среды формирования личности раскрыты в работах Ариарского М.А., Запесоцкого А.С., Маркова А.П., Соколова Э.В., Лутошкина А.Н., Триодина В.Е.
В результате теоретического анализа был сделан вывод о значимости развития знаний старшеклассников по самодеятельному туризму как одного из условий педагогического сопровождения социального воспитания старшеклассников в процессе туристической деятельности. Самодеятельный туризм – специфический вид общественной туристической деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной (любительской) основе [2, с.16-17].
Старшеклассники оказываются в таких условиях, когда каждый из них оказывает своему товарищу помощь и одновременно принимает помощь от других. Старшеклассник помимо удовлетворения личных потребностей должен выполнять общественные поручения и обязанности. На основе дисциплинированного поведения старшеклассника в походе возникают и строятся товарищеские отношения и сотрудничество, а также взаимопомощь, ответственность, соподчинение, руководство и контроль. Такие отношения цементируют единые социально-личностные цели и задачи. Особое значение для развития личности старшеклассников в туристической деятельности имеет социально-направленная работа при подготовке, проведении и подведении итогов коллективно осуществленного дела. Туристическая деятельность предоставляет подросткам возможность для творческой деятельности, так как имеет в своём активе достаточно широкий набор административно-хозяйственных должностей, содержит различные ситуации социального взаимодействия. В туристической деятельности в процессе труда формируются характер, психологическая готовность к труду, вырабатываются организаторские и исполнительские качества (И.В. Зорин, В.И. Жолдак, В.А. Квартальнов, Ю.С. Константинов, А.И. Сеселкин и др.).
Старшеклассники сначала осваивают ценности туризма как отрасли жизнедеятельности, а далее формируются основные качества личности, которые выражаются в нравственно-мотивированном стремлении проявить инициативу не только в туристической деятельности, но и в социальной жизни в целом. Социальная активность старшеклассника зависит от наличия заинтересованности и потребности в туристической и социальной жизни.
В различных исследованиях проблем социализации старшеклассника указывается на то, что одним из компонентов социализации является овладение определенным уровнем социального опыта, позволяющего человеку активно сосуществовать в обществе.
В процессе туристической деятельности накопление и обогащение социального опыта обеспечивается двумя взаимосвязанными процессами. В первый входит освоение и приобретение ценностных ориентаций в смыслах человеческой деятельности, норм и эталонов взаимодействия с людьми, формирование отношения к себе и окружающему миру, воспроизводство его в своём поведении. Второй процесс предполагает освоение социально и жизненно значимых способов действий с предметами, эталонов, выделяющих в предметах те или иные свойства. Проявляется это в действиях, поступках, взаимодействиях (Е.И. Баранова, Ф.Н. Лаврова, А.А. Фадина и др.). На наш взгляд, их сумма представляет собой социальный опыт, который на каждом возрастном этапе развития старшеклассника проявляется через качества и свойства личности, характеризующие индивидуальность и уникальность каждого конкретного человека. Таким образом, социальный опыт – это совокупность духовно – нравственных ценностей и установок личности, сложившийся в результате взаимодействия человека с другими людьми, с окружающим миром в различных сферах и деятельности его жизни (А.В. Мудрик, Н.Ф Голованова, Л.А. Беляева, П.Е. Астафьев).
Исследование сущности, форм и особенностей формирования социального опыта подтверждает наше предположение о том, что туристическая деятельность как, с одной стороны, способ овладения социальным опытом, а с другой, как носитель социального опыта помогает старшекласснику накапливать и обогащать свой личный социальный опыт.
Процесс развития человека протекает в многообразии взаимодействия внутреннего пространства человека с пространствами окружающего его мира через наблюдение, обучение, воспитание и т.д.
Образовательная среда существует в личностях, ими создается, в том числе и личностью руководителя образовательного учреждения. Личность существует в среде и в ней реализует свой личностный потенциал. Такова суть взаимодействия и взаимозависимости среды и личности. В организованной воспитывающей среде такая зависимость проявляется наиболее ярко, интенсивно и более значима, так как речь идет о становлении растущего человека, познающего и осваивающего законы социального существования [3].
Комплекс научных знаний, богатый жизненный опыт, мотивы своих поступков личность черпает из непосредственного источника, которым выступает социальная среда. На первый план выдвигаются те объективно существующие в обществе возможности, которые позволяют проявить себя индивидууму как личности [4].
Туристическая деятельность для старшеклассников выполняет не только социализирующие функции, но и конструктивно – творческие, поскольку как говорилось выше туристическая деятельность «вплетена» в жизнь общества и определяет некоторые формы её развития.
Нам важно выявить комплекс зависимостей, которые прямо или косвенно влияют на процессы проявления и обогащения социального опыта старшеклассника в социальной среде в рамках туристической деятельности. Это позволяет рассмотреть пребывание старшеклассника в туристическом походе как своеобразную гуманитарную практику, направленную, прежде всего, на творческое освоение норм и ценностей общения и отношений между людьми.
Переосмысление определённых традиционных подходов к туристической деятельности старшеклассников в интенсивной, краткосрочной, имитационной модели пребывания в походе становится фактором социально-личностного развития старшеклассников, превращает всю туристическую деятельность в гуманитарную деятельность дополнительного образования, воспитания и самовоспитания, оздоровления старшеклассника с учётом его индивидуально-личностного опыта и притязаний. Это позволило определить основные направления реализации идеологии туристической деятельности старшеклассников:
Во-первых – поддержка, защита, развитие и оздоровление старшеклассника в условиях воспитательного процесса, направленного на формирование его личности и индивидуальности;
Во-вторых – разработка и внедрение психолого-педагогических программ, способствующих воспитанию, оздоровлению и развитию старшеклассников в целях приобретения социального опыта в общении, отношениях и деятельности.
На формирование социального опыта посредством туристической деятельности влияют: технология совместной деятельности детей и взрослых в структуре педагогического взаимодействия, педагогическую поддержку развития социального опыта. Под сущностью педагогического взаимодействия мы понимаем прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.
Итак, туристическая деятельность старшеклассников – это средство обогащения социального опыта школьников в форме отдыха, спорта. Это общественно-полезная деятельность, характерным структурным компонентом которой являются походы, экскурсии, соревнования. Такое определение указывает, прежде всего на то, что в туризме старшеклассников интегрируются все основные стороны воспитания.
Список литературы:
- Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка / Н.Ф. Голованова.-С-П.:Речь, 2004. – 268с.
- Квартальнов В.А. Туризм М.: Финансы и статистика, 2002. – 320 с.
- Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: учебное пособие для вузов / А.В. Мудрик.- М.: Пед. об-во России, 2001. – 320с.
- Тихомирова Е.И. Воспитывающая среда образовательного учреждения как объект управлении // Е.И. Тихомирова Электронный научно-педагогический журнал. Самара, июль-декабрь 2003 код доступа – http://www.emissia.org/offline/2003/925.htm
- Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В.Б.Ольшанского. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002.