Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Выявление идеальных характеристик выпускника вечерней школы как одно из условий эффективной работы педагогов с подростками «группы риска»

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

А.М. Мясников, О.А. Черняк (Пермь)

Проблемно-целевой анализ образовательной ситуации в МАОУ «Центр образования» г. Перми, по типу относящегося к вечерним (сменным) общеобразовательным учреждениям, определил основную функцию образовательного учреждения – предоставление оптимальных условий для овладения базовым уровнем образования и профессионального самоопределения подросткам «группы риска» и взрослым, не нашедшим своей ниши в педагогических системах других образовательных учреждений.

Таким образом, целью деятельности педагогического коллектива стало формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, создание условий для успешной социальной адаптивности выпускников.

Для создания образовательной программы, позволяющей педагогическому коллективу выстроить эффективную работу с подростками «группы риска», была разработана «модель выпускника» – совокупность идеальных характеристик выпускника вечерней (сменной) общеобразовательной школы.

Для успешной социализации в современном обществе выпускнику вечерней школы необходимо:

  • иметь прочные базовые знания;
  • быть терпимым по отношению к другим членам общества;
  • уметь работать в коллективе;
  • обладать положительной жизненной установкой и гражданской позицией;
  • быть способным к дальнейшему продолжению образования;
  • владеть умениями и навыками поддержания собственного здоровья;
  • осуществлять свой профессиональный выбор, быть способен к успешной социализации в обществе и на рынке труда;
  • уметь выбирать способы использования свободного времени, обогащающие и развивающие его личность.

Таким образом, речь идет о формировании информационной, коммуникативной, социальной, личностной компетенций.

Характеристики выпускника вечерней (сменной) общеобразовательной школы определяются на двух уровнях: основная школа (9 класс) и средняя (полная) школа (12-й класс).

Идеальная «модель выпускника» основной школы предполагает освоение учебного материала по всем предметам школьного учебного плана на уровне требований государственных программ (по крайней мере ‑ обязательного минимума образования по основным предметам).

В ходе образовательной деятельности обучающиеся овладевают современными информационно-коммуникационными технологиями, а также развивают коммуникативную компетентность.

Коммуникативная компетентность  – профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими компонентами которого, по мнению В.Н Введенского, являются:

  • эмоциональная устойчивость (связана с адаптивностью);
  • способность конструировать прямую и обратную связь;
  • речевые умения; умение слушать;
  • деликатность, умение делать коммуникацию «гладкой».

Учитывая социально-психологические особенности несовершеннолетних учащихся вечерней (сменной) школы, зачастую их негативный опыт общения со сверстниками и педагогами в предыдущем образовательном учреждении, формирование коммуникативной компетентности таких подростков будет одной из приоритетных задач всего педагогического коллектива.  

Другой неотъемлемой характеристикой «идеального» выпускника является овладение им системы общеучебных (универсальных) действий, т.е. умением сравнивать, обобщать, анализировать, синтезировать, классифицировать и выделять главное. Эти умения позволят подростку не только успешно учиться, но и лучше выстраивать адекватные социально-правовые отношения. К тому же, знание своих основных гражданских прав и умение их реализовывать, способствует формированию уважения своего и чужого достоинства, собственного труда и труда других людей.

Идеальная «модель выпускника» средней (полной) школы определяется умением самостоятельно и мотивировано организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) в разных жизненных ситуациях.

Выпускник этой категории характеризуется умением участвовать в проектной деятельности, в организации и проведении элементарной учебно-исследовательской работы, владением приемами исследовательской деятельности, умением извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах, критически оценивать достоверность полученной информации, передавать содержание информации адекватно поставленной цели.

Если выпускник вечерней школы начнет понимать ценность образования как средства развития культуры личности, то он сможет объективно оценивать свои дальнейшие учебные достижения, поведение, черты своей личности, учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.

Выявление идеальных характеристик выпускника, на которые должен ориентироваться педагог, является одним из условий эффективной работы вечерней (сменной) общеобразовательной школы, основной «несовершеннолетний» контингент которой составляют подростки «группы риска».