Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Влияние семьи и школы на физическое воспитание детей старшего школьного возраста

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Е.Л. Михайлова (Тобольск)

Большинство детей до школы воспитывается в семье, поэтому все впечатления и воздействия, которые входят в жизненный опыт маленького ребенка, главным образом, относятся к семейной обстановке. Но влияние семьи на характер детей не ограничивается дошкольным возрастом; оно значительно и в последующие периоды жизни. Если семья воспитывает детей не в контакте со школой, то это может привести к формированию у детей двойственных характеров – одного для школы, другого – для семьи, – утверждает Н.Д.Левитов, – это также может вызвать понижение чувства уважения к педагогам, особенно в тех случаях, когда родители позволяют при детях критиковать педагогов. Семья может и должна вооружить ребенка основами общечеловеческих ценностей, умением устоять перед трудностями, сделать его неуязвимым против любого дурного влияния. Культура использования свободного времени закладывается в семье, в походах в кино и театр и т. д..

Важным условием успешного воспитания старшеклассников является авторитет родителей. Большой вклад в понимание роли авторитета родителей в воспитании детей внес А.С.Макаренко, который пришел к выводу, что далеко не все родители понимают значение их авторитета в воспитании детей и далеко не всегда педагогически оправданными являются их поступки.

В чем же должен состоять настоящий родительский авторитет? Так как авторитет в семье нужен, значительная часть родителей вместо настоящего, «природного», авторитета пользуется суррогатами собственного изготовления, сущность которых в том, что они изготавливаются специально для педагогических целей, то есть для детей. Авторитет, слепленный специально для детей, существовать не может, он будет всегда суррогатом, всегда бесполезным и даже опасным. Авторитет должен заключаться в самих родителях, независимо от их отношения к детям. Его корни находятся в поведении родителей, в опыте отцовской и материнской жизни: работе, мыслях, привычках, чувствах, стремлениях.

Воспитательный процесс есть процесс, постоянно длящийся, и отдельные детали его шлифуются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. «Самые правильные, разумные, продуманные педагогические методы не принесут никакой пользы, если общий тон вашей жизни плох. И, наоборот, только правильный общий тон подскажет вам и правильные методы обращения с ребенком и, прежде всего, правильные формы дисциплины, труда, свободы, игры и … авторитета».

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае вдумчиво, последовательно и вместе с тем гибко и рационально; «родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком; власть используется лишь в меру необходимости; в ребенке ценятся как послушание, так и независимость; родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым; он прислушивается к мнению ребенка, но не исходит только из его желаний».

Юношеский возраст является сложным и многогранным социальным явлением. Эмансипация юноши и девушки от родителей может быть: эмоциональной – насколько значим для юноши эмоциональный контакт с родителями; поведенческой – насколько жестко родители регулируют поведение сына или дочери; нормативной – ориентируется ли юноша на те же нормы и ценности, что и его родители, или на какие-то другие. Родительский пример старшеклассниками уже не воспринимается абсолютно и некритично, как в детстве. У юноши и девушки есть другие авторитеты, кроме родителей. Чем старше ребенок, тем вероятнее, что идеалы он черпает не только из ближайшего окружения, но из более широкого круга отношений (общественные, политические деятели, герои кино, литературы и т.д.). Но все недостатки и противоречия в поведении близких и старших воспринимаются остро и болезненно.

Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяге к самостоятельности юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие проблемы старшеклассники вообще не могут обсуждать со сверстниками: мешает самолюбие, да и «какой совет может дать человек, который прожил так же мало, как ты?». Однако реальные взаимоотношения старшеклассников с родителями часто сопряжены конфликтами, и их взаимопонимание оставляет желать лучшего.

«Значимость» родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей и ориентация на сверстников наблюдаются в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций. Мы можем «говорить не об уменьшении влияния родителей, а о качественных сдвигах…, где эффективность воспитательных усилий семьи стоит в прямой зависимости от того, насколько сами родители учитывают эти сдвиги».

Самовоспитание родителей, по мнению Б.Т.Лихачева, касается и области общей культуры. Пренебрежение самообразованием, культурным развитием способствует сокращению и разрушению сфер общения между родителями и детьми. Контроль родителей за своим поведением, самодисциплина, ровное, спокойное, доброжелательное отношение, готовность к беседе и оказанию помощи, неторопливость в принятии решений, глубокое уважение к ребенку любого возраста – все это не приходит само собой. Помощь могут оказать родителям педагогическая, психологическая, медицинская литература, умение планировать жизнь семьи и последовательное выполнение жизненных планов.

Во многих социологических исследованиях утверждается, что основная часть населения различного возраста и социальной принадлежности всех регионов страны относится к физической культуре положительно. Высказывается мнение, что первостепенным в воспитании потребности в двигательной деятельности является привлечение к ней с ранних лет жизни. И здесь большое значение придается влиянию семьи и организации физического воспитания. Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости. Выделить «чистое» влияние семьи на жизненные установки и систему ценностей едва ли возможно. Тем не менее, семья остается в подавляющем большинстве случаев главным источником, из которого дети черпают основные нормы и правила человеческого общения, обычаи, навыки, традиции.

В современных условиях изменяется характер не только общественного, но и семейного воспитания. Семья, родители – естественные воспитатели ребенка с момента его рождения. Помимо сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на него воздействует внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия усиливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Практически нет ни одного социального или психологического аспекта поведения юношей, считает И.С.Кон, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом. Меняется только характер этой зависимости. Исследования показали, что у родителей с высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью (выше «4») втрое выше, чем в группе семей с образованием родителей ниже семи классов. Эта зависимость сохраняется даже в старших классах, когда дети уже имеют навыки самостоятельной работы и не нуждаются в непосредственной помощи родителей.

На активность и длительность занятий физическими упражнениями и спортом в юношеском возрасте, в представлении взрослых людей, существенно влияют такие факторы, как удовольствие, получаемое от физических нагрузок, влияние и взгляды друзей и родителей, доступность спортивных сооружений, успехи спортсменов и их влияние на старшеклассников, а также материалы из журналов, телевидения. Поэтому роль педагога, способного умело проводить уроки физкультуры, спортивные мероприятия различного уровня, выходит на ведущее место в жизненной ориентации учащихся.

Успешное развитие физической культуры и спорта не может быть решено без повышения качества физического воспитания школьника. Как отмечает В.В.Белоусова, «повышение качества преподавания физической культуры и развертывание физкультурно-массовой работы теснейшим образом связаны с усилением воспитательного значения уроков физкультуры и всех форм внеклассной работы». Учитель физической культуры в школе не только обучает физическим упражнениям, но и воспитывает учащихся. Он имеет возможность влиять на учащихся в процессе такой конкретной деятельности, где создаются реальные условия учащимся для преодоления трудностей и, следовательно, для воспитания волевых качеств. Не удивительно, что учителя физического воспитания – мастера своего дела, прививают нередко своим ученикам такой интерес и любовь к занятиям спортом, которые сохраняются на протяжении всей их жизни.

Воспитание является коллективистским, отмечает Ю.П.Азаров. И коллективизм воспитывается, прежде всего, в семье, потому что родители готовят детей к жизни в обществе. Школа и семья, следовательно, объединены общей целью и принципами воспитания: вырастить коллективиста. Тенденции развития связей семьи, школы, производства, внешкольных воспитательных и спортивных учреждений в последнее время усиливаются.

Учитель призван помочь семье. Ведь «учительская работа органически не терпит спешки и суеты, любое слово, любое действие педагога должно быть взвешенным и обдуманным». Принцип деятельностного подхода к формированию физической культуры личности строится, по мнению Л.И.Лубышевой, на утверждении положения о том, что, только вовлекая человека в разнообразные виды физкультурно-спортивной деятельности по овладению общественно-историческим опытом физического совершенствования и умело стимулируя его активность в этом виде деятельности, можно осуществлять эффективное физкультурное воспитание и обучение.

В основе этого принципа лежат идеи Л.С.Выготского, связанные с тем, что личность должна в активной форме, посредством собственной деятельности освоить исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры. Только тогда личность может стать полноценным членом общества, – отмечает ученый. Это положение было развито А.Н.Леонтьевым, утверждающим, что «этот процесс, в результате которого происходит воспроизведение индивидуумом исторически сформировавшихся способностей и функций».

Л.И.Лубышева отмечает, что сущность деятельностного подхода к процессу воспитания физической культуры человека состоит в том, что он ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала человека. Принцип деятельностного подхода определяет целенаправленность учебно-воспитательного процесса на всестороннее развитие личности и ее самоопределение по отношению к творческому овладению ценностями физической культуры.

Методологической базой этого принципа являются исследования В.К.Бальсевича, В.И.Ляха, в которых показано, что хорошие результаты развития человека обеспечиваются при учете не только индивидуальных двигательных способностей, но и морфофункциональных, социально-психологических факторов.

Характерностью ранней юности является, быстрое возмужание и взросление. Активную функцию в становлении личности старшеклассника начинает играть самовоспитание. Обучение и воспитание в школе направлены на овладение учащимися запрограммированным объемом знаний, умений и навыков, которые потребуются в жизни. Все это позволяет целенаправленно вести работу по формированию личности. Иногда возникает тенденция к некоторой формализации учебно-воспитательной работы. Путь к ее преодолению лежит через творческий подход к реализации основных принципов обучения и воспитания не только учителей физической культуры, но и всего педагогического коллектива, а также родителей учащихся.