Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Система и методы работы с семьей и несовершеннолетним в условиях ГКСУВУПКЗТ «Теплогорская специальная общеобразовательная школа закрытого типа»

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Т.Л. Макарова (пос.Тёплая гора, Пермский край)

Основной целью специального учебно-воспитательного учреждения является организация условий для успешной реабилитации ребенка.

Для успешной ресоциализации воспитанников учебно-воспитательного учреждения важным являются как внешние так и внутренние факторы.

К внутренним факторам относятся качество реализуемых программ, содержание создаваемой среды и вопрос своевременности выпуска.

Специальное учреждение вынуждено выпускать из своих стен воспитанников, недостаточно готовых к конструктивной самореализации в социуме. Это происходит в силу жестко фиксированного судом срока пребывания в учреждении. В этом случае фактически нарушается принцип «действия в интересах и во благо подростка». Что можно сделать за полгода?

Это с одной стороны, а с другой – фиксированный срок не способствует созданию позитивной мотивации на изменение. Можно часто слышать от воспитанников: «Зачем стараться, срок установлен, и я поеду домой, нужно переждать».

Внешними факторами выступают:

  • жизнедеятельность семьи;
  • жизнедеятельность образовательного учреждения;
  • профессиональная самореализация;
  • досуговая деятельность.

Если семья готова к продолжению воспитания и поддержке подростка, учебное заведение подобрано адекватно его способностям и готово работать с ним; его ожидает хорошее место работы и интересное занятие в свободное время, способное его увлечь, – в этих условиях учебно-воспитательное учреждение может быть спокойным за судьбу своего выпускника. Однако, реальная ситуация содержит множество проблем по всем четырем сферам жизнедеятельности выпускника.

Большинство выпускников принадлежит к неблагополучным, девиантным семьям, оказывающим деструктивное влияние на развитие личности подростка. Главным патогенным фактором выступает не состав и структура семьи, и не уровень ее материального достатка, а сформировавшийся в ней психологический климат. За то время, которое подросток проводит в специальном учреждении, психологический микроклимат в большинстве семей изменяется незначительно. Поэтому, во время каникул и после выпуска, приходя домой, ребенок попадает в стрессогенную ситуацию.

Анализ статистических данных родительского социума 2010 г. показал, что только 22% детей имеют полную семью, 72% воспитанников имеют только одного родителя (мать или отца), у 50% нет родного отца.

Для 40% родителей характерно систематическое пьянство, постоянные семейные скандалы.

Следовательно, большая часть подростков живет в неполных, распавшихся семьях, в неблагополучных для воспитания условиях.

Неблагополучие в семейном воспитании объясняется и тем, что многие родители имеют низкий общеобразовательные уровень, большинство из них составляют разнорабочие и служащие невысокой квалификации. Родители не имеют определенных трудовых занятий, продолжительное время не работают и не пытаются найти работу. В настоящее время из 59 родителей не работает 17 чел. (29%). В неполных семьях часто единственным источником существования являются детские пособия.

Почти к 48% «домашних» детей родители не приезжают в течение года, хотя все воспитанники из Пермского края.

Сотрудникам школы приходится иметь дело с проблемными семьями.

Семейная политика нашего государства в настоящее время направлена на создание единой системы медико-социальной и психолого-педагогической помощи семье. Реабилитация ребенка в учреждении проводится одновременно с восстановлением социального статуса семьи (налаживание коммуникативных связей, трудоустройством родителей и многое другое), поэтому осуществление реабилитационной деятельности невозможно произвести лишь силами одного учебно-воспитательного учреждения, здесь необходима консолидация всех сил, функционирующих в этом направлении в рамках согласованных действий.

Цель, которую ставят перед собой специалисты школы, планируя работу с родителями в соответствии со своими должностными обязанностями, – восстановить воспитательный потенциал семьи, осознавая важность семьи как первичной социальной группы и естественной обстановки для личностного роста и благополучия детей.

Весь процесс реабилитации несовершеннолетнего можно условно подразделить на 4 периода:

  • адаптационный;
  • коррекционный;
  • социальной интеграции;
  • постинтернатный.

В адаптационный период большинство воспитанников испытывают эмоциональное напряжение, стресс, в связи с отрывом от привычной среды, разлуки с родными, процедурой судебного заседания, помещением в необычные условия закрытого учебно-воспитательного учреждения, столкновения с новыми людьми, порядками.

Их родители в этот период также нуждаются в психологической помощи и поддержке. Боясь осуждения, они порой прекращают общение с друзьями, скрывают от коллег по работе, что их ребенок направлен в специальное учебно-воспитательное учреждение, избегают обращаться за помощью. Некоторые из родителей признаются, что с большими опасениями ехали на первое свидание к ребенку, боясь увидеть страшные картины тюремной жизни. Часто при первом телефонном разговоре спрашивают, разрешат ли им свидание с ребенком, каким весом должна быть передача, сколько времени можно общаться с ребенком. Поэтому при первом приезде родителей или опекунов мы обязательно проводим экскурсию по школе. Чаще всего этим занимаются воспитанник со своим воспитателем. Родители бывают приятно удивлены теми условиями, которые созданы для реабилитации его ребенка.

Для установления контакта с семьями в первые пять дней после поступления несовершеннолетнего в учреждение родителям направляется информация о прибытии ребенка в школу, а также письмо, разработанное социальными педагогами, где указываются номера телефонов специалистов, правила посещения школы, время телефонных переговоров и т.д. Это облегчает родителям общение с детьми в адаптационный период.

В эти же дни родителям отправляется письмо с просьбой рассказать о хороших качествах своего ребенка. Для облегчения написания такого письма родителями социальными педагогами составлен вопросник.

Данные письма выражают надежду на взаимодействие семьи и специалистов учреждения. При отсутствии у новичка конверта, ему помогают отправить первое письмо родителям, где он делится первыми впечатлениями о школе. В подавляющем большинстве случаев первые письма почти одинаковы: «Здесь не так плохо, как говорили. Кормят хорошо. Очень скучаю, приезжайте». Письма предложения о взаимодействии направляются и в адрес детских домов, если воспитанник сирота.

Одновременно информационная помощь по осуществлению связи с семьей оказывается и воспитаннику. С первых дней все усилия специалистов направлены на то, чтобы не были разорваны связи с домом. Вот почему одним из наиболее благоприятных условий для этого служит относительная близость учреждения от постоянного места жительства ребенка.

Первый этап работы с семьей – это диагностическое обследование семьи. Цель диагностики – поиск и стимуляция внутренних резервов семьи.

Тщательное изучение обстановки, в которой находился подросток до направления в специальное учебно-воспитательное учреждение, помогает понять его поведение и источник возникновения проблем, причем необходима качественная диагностика не только негативных факторов, но и позитивная диагностика конструктивных факторов.

На основе анализа полученных сведений формулируются проблемы семьи. При этом каждая проблема должна рассматриваться с разных точек зрения (психологической, педагогической, социальной).

Итогом данного периода будет обсуждение и составление плана индивидуальной помощи семье и подростку, являющемуся ее членом.

К числу важнейших условий, определяющих успешное сотрудничество специалистов школы и родителей, относится умение педагога строить доверительные отношения с родителями ребенка, его семьей. Формами работы с семьей в этом направлении могут быть: помощь в организации связи родителей с детьми через переписку, телефонные переговоры, организацию свиданий, проведение праздников с участием родителей.

Коррекционная программа по оказанию помощи семье и подростку разрабатывается в соответствии с нуждами конкретного подростка и реальными семейными условиями.

Примерными формами работы с родителями в данный период могут быть:

1. Индивидуальные консультации, как по личному общению родителей, так и по решению специалистов школы.

2. Письменные обращения к родителям (сообщения об успеваемости по четвертям, благодарности, поздравления, напоминания, приглашения), индивидуальные рекомендации при общении по телефону.

3. Проведение семейных праздников: День матери, 8 Марта, День именинника.

4. Социологическое обследование родительского контингента.

Естественно, в центре внимания работы с семьей – оказание помощи по поддержанию взаимодействия между подростком и родителями, куда добавляется, кроме того, организация каникул по месту жительства со всеми необходимыми атрибутами: согласование условий проведения каникул, взаимообмен информацией о пробелах в коррекции, анализ процесса адаптации в семейным социум.

К сожалению, в отношении многих семей прогноз бывает далеко не благоприятным. Что могут сделать специалисты школы, если родители пьют, не хотят работать, не обеспечивают условий, необходимых для воспитания детей? Единственное: научить подростка жить и уметь выживать в таких условиях, обращаясь за помощью к тем, кто способен помочь в той или иной ситуации. Одним из таких помощников в критических ситуациях для ребенка может стать инспектор ПППН, который, по мнению подростка, виноват в направлении его в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Для избежания антогонизма в отношениях между инспектором и воспитанником школа проводит 25 мая встречи между инспекторами ПППН и подростками. Когда детям сообщили о данном мероприятии впервые, они отнеслись к этой идее настороженно. Но началась подготовка и накануне встречи, полшколы бегало к социальному педагогу и директору с одним вопросом: «А мой инспектор приедет?» В 2011 году такая встреча состоится 9 июня и уже каждый воспитанник готовит портфолио, чтобы отчитаться перед своим инспектором, обрадовать его своими достижениями. Инспектора на эту встречу привозят письма, передачи от родителей, беседуют со своими подопечными, передают приветы. И это еще одна возможность обеспечить взаимодействие подростка и семьи через инспектора. Надеемся, что за 3 года инспектора станут не чужими помощниками и семье и подростку.

В коррекционный период особое внимание направлено на привлечение внимания к проблемам семьи и координацию контактов с работниками различных учреждений, занимающихся работой с семьей.

К сожалению, мы сами плохо ориентируемся в этом списке.

Кроме домашних детей, в школу поступают и подростки из детских воспитательных учреждений. Их сегодня в школе 12,т.е.20,7% от общего контингента.

Подобная ситуация неизбежно приводит к необходимости работы с домами детства, откуда поступают подростки и куда, как правило, они возвращаются. К сожалению, на сегодня программа взаимодействия между спецшколой и домами детства не разработана, но ее необходимость очевидна.

Мы еще не умеем решать многие вопросы, связанные с воспитанниками из детских домов. Например, как отправить воспитанника-сироту на каникулы? Ведь практически он выбыл из дома детства.

Возможно, назрел вопрос о проведении еще одной конференции, на которой бы рассматривались вопросы взаимодействия спецшколы и детских домов. Может быть ее результатом был бы проект программы взаимодействия специалистов двух типов государственных учреждений для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Следующий период – период социальной интеграции, занимает два месяца, т.е. от выпускной ПМПК до выпуска воспитанника из учреждения.

К этому времени определяется степень готовности выпускника к будущей жизни и деятельности в социуме.

В данный период определяются такие формы работы с родителями как индивидуальное консультирование по вопросам выпуска, совместное определение учебных заведений, где выпускнику предстоит дальнейшее обучение.

В адрес КДНиЗП на местах направляется извещение о предстоящем выпуске воспитанника с рекомендациями школьной ПМПК по дальнейшему определению подростка. При необходимости ПМПК составляет рекомендации и предупреждения работникам, которые будут патронировать конкретного воспитанника. Выпускник, в свою очередь, должен представлять к кому и по каким вопросам ему следует обращаться за помощью после выпуска из учреждения. Для этой цели каждому выпускнику выдаются памятки, содержащие названия организаций и номера телефонов специалистов, которые занимаются работой с семьей и подростком.

Основная задача постинтернатного периода – оказание социально-психологической, правовой поддержки воспитаннику и его семье после выпуска. Социальный патронаж осуществляется школой в течение трех лет после выпуска. На момент выпуска заканчивается согласование со всеми учреждениями, занимающимися работой с семьей и подростком, всех необходимых вопросов.

Отслеживание результатов и оказания помощи семье и подростку осуществляется с помощью контрольных запросов раз в полгода.

Дальнейшая судьба воспитанника во многом зависит от степени развития инфраструктуры реабилитационной помощи на местах. Желательно создание отдельной программы, которая развивала бы конкретную область деятельности – социальная работа с дезадаптированными подростками, в частности, выпущенными из спецшкол закрытого типа.

За последние три года в среднем 21% выпускников школы оказались в местах лишения свободы в течение двух лет после выпуска. Этот криминогенный показатель очень убедительно доказывает необходимость консолидации усилий всех, кто обязан прийти на помощь семье и ребенку.