А.Н. Лузина (Пермь)
Образовательная среда – часть образовательного пространства, включающая в себя целостный цикл трехстороннего взаимодействия субъекта преобразования, объекта и социума (взрослых и сверстников) как помощника в процессе преобразования. Само по себе понятие «образование» предусматривает в своей основе производство чего-то нового. Учебная деятельность предполагает выход на осознание ребенком способа преобразования, а развитие рефлексии происходит путем осознания своего места в образовательной среде относительно объекта преобразования и других субъектов.
В процессе гуманизации сферы образования немаловажная роль принадлежит дополнительному образованию, которое позволяет реализовать сотрудничество, совместное творчество педагога и ребенка. Дополнительное образование – это особое (внеучебное для школьника) образовательное пространство. Оно решает задачи не только социализации, но и индивидуализации личности и становится основным фактором развития творческих способностей. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, реализовать творческий потенциал и т.д. Дополнительное образование детей оказывает существенное влияние на процесс творческого развития личности ребенка, его самоопределения при наличии соответствующих педагогических условий. Этими условиями являются: вариативность образования; личностно-деятельностный характер организации образовательного процесса; личностно-ориентированный подход к ребенку; адекватные содержанию, формам и методам работы с ребенком особенности педагога дополнительного образования; позитивное отношение самого ребенка и его семьи к дополнительному образованию.
Современное состояние образования сталкивается с необходимостью интеграции основного и дополнительного образования в интересах развития личности ребенка при недооценке роли последнего в непрерывном образовании. Данный вид образования воспринимается как дополнение к процессу и результату развития личности, осуществляемому и другими видами образования: дошкольным, общим и профессиональным.
В данной статье представлены основные моменты практической разработки, направленной на развитие приемов творческого самовыражения подростков в рамках духовно-нравственной культуры, развитие параметров креативного мышления (авторы – Лузина А.Н., Юшкова Т.Ф.). Содержание мероприятий, представленных в программе, позволяет совместно реализовать задачи общего и дополнительного образования. Программа представляет собой систему внеурочных, внешкольных видов деятельности учащихся, а также предполагает работу с педагогами и родителями.
Триада «ценности – цели – действия» задает путь развития личности. Для этого необходимо наличие объективных нравственных границ, идеалов, которые заложены не только в законах, но и самой человеческой природе. Данная программа исходит из признания приоритета традиционных духовно-нравственных ценностей, лежащих в основе преемственности поколений.
Для подростков крайне важно быть понятым и принятым, иметь возможность получить отклик и поддержку окружающих. Самореализация является процессом и результатом создания творческого продукта, идеи, через который личность познает себя, воплощает свои ценности, учится ценить творчество и индивидуальный мир других людей. Творческий процесс требует включения не только интеллектуальных возможностей, мышления, воображения, но и духовно-нравственных компонентов. Созданное без любви, интереса, самоотдачи, осознания значения результата для окружающих людей уже не является творческим продуктом, и, следовательно, не несет той ценности для личности, которая содержится в творческом процессе.
Формы работы с учащимися:
- Командные интеллектуальные игры
- Дискуссии, решение проблемных ситуаций
- Психологические занятия с элементами тренинга
- Групповая и индивидуальная проектная деятельность
- Экскурсии, целевые прогулки
- Детская благотворительность
- Лекционный курс «Основы философии»
- Организация выставок, тематических вечеров (совместная деятельность детей и родителей)
- Творческие вечера, фестивали, конкурсы
- Встречи с интересными людьми (взаимодействие с общественными организациями).
- Формы работы с родителями и педагогами:
- Организация совместных мероприятий, акций
- Творческие семейные вечера, конкурсы
- Просветительские курсы по темам «Светская и духовная культура», «Мировоззрение, ценности, творчество»
- Индивидуальное педагогическое и психологическое консультирование
- Дискуссионный клуб (обсуждение опыта по вопросам формирования мировоззрения, ценностей, возможностей самореализации личности).
Краткое содержание программы мероприятий:
- Отбор участников проекта
- Творческая самопрезентация участников проекта с последующим обсуждением их перспектив. В составе жюри – педагоги и ученики.
- Занятия с элементами тренинга, направленные на формирование приемов творческого мышления, самопрезентации, определения сфер для расширения творческого опыта.
- Посещение театров, художественных выставок, просмотр фильмов и т.д. с последующим обсуждением.
- Мини-курс «Основы философии», знакомство с основными понятиями, приемами познания, мыслительной деятельности.
- Командные интеллектуальные игры, направленные на решение нестандартных, творческих задач (как учебных, так и жизненных), импровизацию.
- Разработка проектов в группе (4-6 человек) «Школа творчества» (проектирование системы условий, в которых ученик и педагог могут максимально реализовать свои творческие возможности).
- Подготовка индивидуальных творческих проектов (песня, танец, картины, сайт, журнал и т.д.) на итоговый фестиваль «Минута признания». Фестиваль может быть проведен в рамках районного и краевого масштаба, с благотворительной направленностью.
- В процессе программы каждый ученик ведет рефлексивный дневник, куда записывает свои наблюдения, достижения, цели и т.д. Конечный продукт – книга «Я и мой мир», где собраны различные материалы прохождения этапов программы (фото, рисунки, эссе и т.д.).
Понимание дополнительного образования как процесса и результата всестороннего, гармоничного развития личности или коллектива в интеллектуальном, нравственно-социальном, эстетическом и физическом отношениях, сохраняет самостоятельность и самоценность данного вида образования.