Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Образовательная среда и система дополнительного образования как важное средство развития личности школьника

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

А.Н. Лузина (Пермь)

Образовательная среда – часть образовательного пространства, включающая в себя целостный цикл трехстороннего взаимодействия субъекта преобразования, объекта и социума (взрослых и сверстников) как помощника в процессе преобразования. Само по себе понятие «образование» предусматривает в своей основе производство чего-то нового. Учебная деятельность предполагает выход на осознание ребенком способа преобразования, а развитие рефлексии происходит путем осознания своего места в образовательной среде относительно объекта преобразования и других субъектов.

В процессе гуманизации сферы образования немаловажная роль принадлежит дополнительному образованию, которое позволяет реализовать сотрудничество, совместное творчество педагога и ребенка. Дополнительное образование – это особое (внеучебное для школьника) образовательное пространство. Оно решает задачи не только социализации, но и индивидуализации личности и становится основным фактором развития творческих способностей. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, реализовать творческий потенциал и т.д. Дополнительное образование детей оказывает существенное влияние на процесс творческого развития личности ребенка, его самоопределения при наличии соответствующих педагогических условий. Этими условиями являются: вариативность образования; личностно-деятельностный характер организации образовательного процесса; личностно-ориентированный подход к ребенку; адекватные содержанию, формам и методам работы с ребенком особенности педагога дополнительного образования; позитивное отношение самого ребенка и его семьи к дополнительному образованию.

Современное состояние образования сталкивается с необходимостью интеграции основного и дополнительного образования в интересах развития личности ребенка при недооценке роли последнего в непрерывном образовании. Данный вид образования воспринимается как дополнение к процессу и результату развития личности, осуществляемому и другими видами образования: дошкольным, общим и профессиональным.

В данной статье представлены основные моменты практической разработки, направленной на развитие приемов творческого самовыражения подростков в рамках духовно-нравственной культуры, развитие параметров креативного мышления (авторы – Лузина А.Н., Юшкова Т.Ф.). Содержание мероприятий, представленных в программе, позволяет совместно реализовать задачи общего и дополнительного образования. Программа представляет собой систему внеурочных, внешкольных видов деятельности  учащихся, а также предполагает работу с педагогами и родителями.

Триада «ценности – цели – действия» задает путь развития личности. Для этого необходимо наличие объективных нравственных границ, идеалов, которые заложены не только в законах, но и самой человеческой природе. Данная программа исходит из признания приоритета традиционных духовно-нравственных ценностей, лежащих в основе преемственности поколений.

Для подростков крайне важно быть понятым и принятым, иметь возможность получить отклик и поддержку окружающих. Самореализация является процессом и результатом создания творческого продукта, идеи, через который личность познает себя, воплощает свои ценности, учится ценить творчество и индивидуальный мир других людей. Творческий процесс требует включения не только интеллектуальных возможностей, мышления, воображения, но и духовно-нравственных компонентов. Созданное без любви, интереса, самоотдачи, осознания значения результата для окружающих людей уже не является творческим продуктом, и, следовательно, не несет той ценности для личности, которая содержится в творческом процессе.

Формы работы с учащимися:

  • Командные интеллектуальные игры
  • Дискуссии, решение проблемных ситуаций
  • Психологические занятия с элементами тренинга
  • Групповая и индивидуальная проектная деятельность
  • Экскурсии, целевые прогулки
  • Детская благотворительность
  • Лекционный курс «Основы философии»
  • Организация выставок, тематических вечеров (совместная деятельность детей и родителей)
  • Творческие вечера, фестивали, конкурсы
  • Встречи с интересными людьми (взаимодействие с общественными организациями).
  • Формы работы с родителями и педагогами:
  • Организация совместных мероприятий, акций
  • Творческие семейные вечера, конкурсы
  • Просветительские курсы по темам «Светская и духовная культура», «Мировоззрение, ценности, творчество»
  • Индивидуальное педагогическое и психологическое консультирование
  • Дискуссионный клуб (обсуждение опыта по вопросам формирования мировоззрения, ценностей, возможностей самореализации личности).

Краткое содержание программы мероприятий:

  • Отбор участников проекта
  • Творческая самопрезентация участников проекта с последующим обсуждением их перспектив. В составе жюри – педагоги и ученики.
  • Занятия с элементами тренинга, направленные на формирование приемов творческого мышления, самопрезентации, определения сфер для расширения творческого опыта.
  • Посещение театров, художественных выставок, просмотр фильмов и т.д. с последующим обсуждением.
  • Мини-курс «Основы философии», знакомство с основными понятиями, приемами познания, мыслительной деятельности.
  • Командные интеллектуальные игры, направленные на решение нестандартных, творческих задач (как учебных, так и жизненных), импровизацию.
  • Разработка проектов в группе (4-6 человек) «Школа творчества» (проектирование системы условий, в которых ученик и педагог могут максимально реализовать свои творческие возможности).
  • Подготовка индивидуальных творческих проектов (песня, танец, картины, сайт, журнал и т.д.) на итоговый фестиваль «Минута признания». Фестиваль может быть проведен в рамках районного и краевого масштаба, с благотворительной направленностью.
  • В процессе программы каждый ученик ведет рефлексивный дневник, куда записывает свои наблюдения, достижения, цели и т.д. Конечный продукт – книга «Я и мой мир», где собраны различные материалы прохождения этапов программы (фото, рисунки, эссе и т.д.).

Понимание дополнительного образования как процесса и результата всестороннего, гармоничного развития личности или коллектива в интеллектуальном, нравственно-социальном, эстетическом и физическом отношениях, сохраняет самостоятельность и самоценность данного вида образования.