Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Возможности информационных технологий в формировании ценностных ориентаций подростка

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

О.А. Лепихина (Пермь)

Ценность жизни – обманчива, Время – изменчиво.
Продолженье – заманчиво. Истина – переменчива.
Не все предсказуемо. Что-то – так быстротечно.
Многое наказуемо… А любовь? Вечна?
(перевод с индийского)

Большинство современных авторов определяет ценностные ориентации как установку личности на те или иные социальные ценности, обусловленные общественным характером существования человека. Они более подвижные, изменчивые, находятся под непосредственным влиянием людей. Среди них есть ценности общечеловеческого значения (производство, общественные отношения, труд, дисциплина, воспитание, мораль и др.). Они предстают как условия жизни людей, способы их действия, которые должны быть переданы, закреплены и усвоены последующими поколениями.

В современных условиях процесс формирования ценностных ориентаций молодого поколения протекает на фоне реформирования самого общества. Перемены ведут не только к изменению системы экономических отношений, но и самым прямым образом сказываются на духовном климате, межличностных связях и отношениях.

Формирование системы ценностных ориентаций представляет собой процесс становления личности, и эта система является средством реализации определенных общественных целей. Ценностные ориентации подростка формируются постепенно в процессе его социализации путем проникновения социальной информации в индивидуально-психологический мир ребенка.

Информационные технологии в современном обществе становятся одним из многих средств познания подростка, формирования ценностей.

Споры вокруг использования информационных технологий для проведения уроков, для подготовки домашних заданий, для общения, для создания соответствующего социального опыта заставляют выделить основные вопросы и постараться ответить на них.

Вопросы:

  • Зачем нужны информационные технологии?
  • Достигается ли цель, поставленная перед использованием ИКТ?
  • Могут ли эти цели быть достигнуты другим путем?
  • Не превышает ли отрицательный момент использования ИКТ всех достижений?

Зачем? Современное общество не оставляет места для сомнений на этот счет. Механизм ценностной ориентации реализуется следующим образом: потребность – интерес – ценностная ориентация. Интерес – это осознанная потребность, установка – предрасположенность к определенной оценке на основе социального опыта, приобретаемого личностью по отношению к тем или иным социальным явлениям, и готовность поступать в соответствии с данной оценкой.

Характерной особенностью подросткового возраста является формирование особого типа молодежной субкультуры, на которую оказывает воздействие все новое, прогрессивное, в корне отличающееся от предыдущих поколений.

Это интересно, это круто, это продвинуто… Современные подростки живут этим, это их жизнь, их среда обитания… Нам взрослым ничего другого и не остается, только следовать за ними по пути использования информационных технологий. Современный процесс воспитания должен строится так, чтобы для подростка он выступал как удовлетворение его личных потребностей, интересов, как процесс самореализации.

Информационные технологии давно существуют во всех сферах жизни современного человека. Чтобы общаться с современным подростком на понятном ему языке, нужно повсеместно внедрять ИКТ во все обучающие звенья, пользоваться и предлагать формы общения интересные для подростка.

Для современного учителя, воспитателя уже не стоит вопрос ЗАЧЕМ? Проблема в другом. Как догнать современного подростка в сфере использования информационных технологий, как направить его по пути осознания и принятия ценностей общечеловеческого значения.

Какие цели ставит перед собой учитель, используя информационные технологии на уроках и в процессе общения с подростками?

Сложно определить для современного подростка ценностные ориентиры. Мы живем в обществе, сделавшем материальное благополучие и обогащение смыслом и философией своего существования. Это общество формирует соответствующую культуру и жизненные потребности молодых людей.

О духовном мире личности можно судить по тому, на достижение каких целей она направляет свои усилия, какие объекты являются для нее наиболее значимыми, т.е. ценностные ориентации выступают как обобщенный показатель направленность интересов, потребностей, запросов личности, социальной позиции и уровня духовного развития. От того, какие ценности будут сформированы у подростков сегодня, от того, насколько, они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависят путь и перспективы развития нашего общества.

Я считаю, что в этих условиях учитель просто обязан приложить усилия к скорейшему освоению и использованию всех полезных новшеств, которые предлагает технический прогресс. Это продиктовано самой жизнью.

В условиях широкого развития СМИ, доступности научно-популярных книг и журналов, всеобщей грамотности монопольная роль школы в распространении знаний утрачена.

Участие подростков не только в личных общениях между собой в социальных сетях, где зачастую идет взаимовоспитание на самом низком интеллектуальном уровне, а привлечение их к участию в конкурсах, конференциях, фестивалях различного уровня.

Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая эффективно решать воспитательные задачи.

Можно ли представить другие пути достижения целей воспитания на современном уровне?

В недалеком прошлом одной из самых важных задач советской школы было нравственное воспитание учащихся. Разрабатывалась целая система воспитания нравственности школьников на основе марксистско-ленинского учения о коммунистической морали. Но что-то важное из той, советской, системы воспитания у нас утеряно, что ведёт к печальным последствиям. Дети обзывают друг друга обидными словами, часто бывают грубыми, нет должного уважения к учителю, любому взрослому человеку, не почитается уже и старость. И как следствие – появление и широкое распространение социальнозначимых заболеваний, таких, как курение, пивной алкоголизм, токсикомания, наркомания среди подростков.

Одной из причин явилась потеря связующей нити систематической работы по нравственному воспитанию: октябрята, пионеры, комсомольцы.

Раньше дети с удовольствием смотрели фильмы, посвященные их сверстникам, они вызывали у них яркие зрительные впечатления, глубокие переживания. Что смотрят наши дети сейчас, как смотрят и сколько? Вопрос очень острый, требующий к себе большого внимания. Родители особо не тревожатся, что смотрят их дети. ««Чем бы дитятко ни тешилось, лишь бы не плакало»» (не мешало). Это не только нравственное здоровье нации, но и физическое.

Система нравственного воспитания в современных быстро изменяющихся условиях должна опираться на многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущую мировую и отечественную практику воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов. Задачи другие – оторвать подростка от компьютера, вырвать из социальных сетей.

Существует государственная политика в сфере воспитания – определение задач воспитания и стратегии их решения, разработка законодательства и выделение ресурсов, поддержка воспитательных инициатив, что в совокупности создает необходимые и нередко благоприятные условия для развития и духовно-ценностной ориентации подрастающих поколений в соответствии с позитивными интересами человека и запросами общества. Существует целый набор социальных ролей, необходимых для реализации функций воспитания: 1) организаторы воспитания на федеральном, региональном, муниципальном и локальном (в рамках конкретной воспитательной организации) уровнях; 2) воспитатели-профессионалы различной специализации (учителя, воспитатели, тренеры, социальные работники и пр.); 3) воспитатели-волонтеры (добровольцы, общественники); 4) воспитуемые различного возраста, половой и социально-культурной принадлежности.

На современном уровне все эти структуры могли бы выполнять свои функции, НО ГДЕ ОНИ? Финансирование становится проблемой воспитания современных подростков. В итоге покупка компьютера снимает с родителей огромное количество проблем – ребенок занят, не на улице, не мешает, вроде все в порядке и никаких постоянных оплат досуга… Воспитание в таком смысле пущено на самотек.

Путь достижения цели воспитания современных подростков очень сложен, тернист и должен включать в себя все возможности современного общества.

  • Не превышает ли отрицательный момент использования ИКТ всех достижений?

А что же с этим вопросом? Нельзя игнорировать недостатки. Отрицательные моменты использования информационных технологий в воспитании подростков складываются из многих факторов.

Один из этих факторов – индивидуализация. Индивидуализация сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение учителей и школьников, учащихся между собой, предлагая им общение в виде «диалога с компьютером». Это приводит к тому, что обучаемый, активно пользующийся живой речью, надолго замолкает при работе со средствами ИКТ. Орган объективизации мышления человека – речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Подросток не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на ясном литературном языке.

Другим существенным недостатком повсеместного использования информационных технологий в воспитании подростков является свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения. Социальные контакты сводятся до социальных сетей, забитых матом, порнографией, жестокостью, насилием.

Колоссальные объемы информации, представляемые некоторыми средствами информатизации, такими как электронные справочники, энциклопедии, Интернет-порталы, также могут отвлекать внимание от истинной причины посещения электронного источника.

Более того, кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями. Когда школьнику одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию.

Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач из школьных учебников стали сегодня в школе уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания подростков.

И, наконец, нельзя забывать о том, что чрезмерное и не оправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников воспитательного процесса.

Таким образом, средства информационных технологий в работе по формированию ценностных ориентаций подростка включаются в процесс в качестве «поддерживающих» средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы воспитания. В этом случае средства ИКТ выступают как средство интенсификации воспитательного процесса.

Использование информационных и коммуникационных технологий будет оправданным и приведет к повышению эффективности воспитания в том случае, если такое использование будет отвечать конкретным потребностям формирования системы ценностных ориентаций, если воспитание в полном объеме без использования соответствующих средств информатизации невозможно или затруднительно.