О.В. Коновалова (Ижевск)
Первый правовой отряд в городе Ижевске и в Удмуртской Республике появился в 2003 году. Работать было сложно: не достаточно было методической литературы, не было опыта по работе в этом направлении (в городе, республике и России подобная практика работы отсутствовала.). Сейчас сформирована большая методическая копилка, пополняется учебно-методический комплекс, совершенствуются дополнительные образовательные программы.
Правовой отряд – это добровольное объединение учащихся (в нашей практике это учащиеся 6-11 классов), основанное на интересе у детей к углубленному изучению права, к активному участию и организации различных мероприятий правовой тематики. Правовые отряды в образовательных учреждениях организуются на базах классов, а так же так разновозрастные объединения. Они могут работать самостоятельно и в составе органа ученического самоуправления. Руководит и организует деятельность – педагог – руководитель правового отряда. В нашей практике это в основном учителя обществознания, истории, но так же работают и социальные педагоги, учителя-предметники, классные руководители, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования.
Основная идея работы педагога – это с помощью активных форм и методов обучения, основываясь на принципах гражданского образования создать условия для формирования у старшеклассников общегуманитарного мировоззрения, основанного на уважении прав человека, развития лидерских качеств. Самым главным, самым сложным, при достижении данной идеи является переход детей от роли пассивных слушателей к роли активных полноправных участников образовательного процесса, не просто получающих правовые знания, но и формирующих практические навыки правового поведения и разрешения конфликтов.
Основные функции руководителя правового отряда:
- осуществление образовательного процесса по соответствующему направлению;
- решение задач социализации учащихся;
- развитие соответствующих способностей учащихся.
Деятельность правовых отрядов направлена:
- на достижение качественного уровня воспитательной системы образовательного учреждения в сфере решения задач гражданско-правового воспитания;
- на развитие правовой культуры и гражданской активности детей;
- на укрепление процессов интеграции общего и дополнительного образования, межведомственной интеграции в интересах становления школьников.
Основными направлениями деятельности правовых отрядов является:
- правовое просвещение,
- развитие толерантности и гражданского самосознания,
- предупреждение правонарушений и профилактика подростковой преступности.
Первое с чего начинается вся работа – это обучение ребят, членов правовых отрядов. К обучению руководитель правового отряда может привлекать специалистов. Первая задача, которую предстоит решить – это ломка стереотипов у детей. Как правило, практически все подростки на вопросы «знают ли они свои права? Знают ли документы в которых они закреплены?» – отвечают, что «они все знают», но эти знания чаще всего сводятся к тому, что по мнению детей, их должны все защищать, все им предоставлять, а они могут делать все что захотят и при этом им ничего не будет, потому что они еще маленькие. На занятиях ребята убеждаются в том, что понятие право неразрывно связано с такими понятиями как обязанность и ответственность. На каждое право есть своя обязанность и за невыполнение этой обязанности наступает ответственность. Так же узнают, что прав очень много и невозможно все знать, но существует золотое правило, которое всегда помогает – «я могу делать все то, что не мешает остальным и не приносит вред».
Когда есть знания – это хорошо, но не менее важно сформировать на основе этих знаний убеждения и навыки поведения, выработать активную гражданскую позицию, уважение к закону. Это формируется только с помощью практической деятельности, а она различна.
Во-первых, просветительская деятельность правовых отрядов – передача полученных знаний сверстникам, ребятам младшего возраста. Доказано, что подростки лучше воспринимают информацию, переданную им сверстниками. Поэтому эта деятельность очень важна. Ребята готовят и оформляют правовые стенды, проводят тематические классные часы, беседы, конкурсы, диспуты и т.д. Проводят это не только в стенах своей школы, но и в других учреждениях: в школах-интернатах, детских домах.
Кроме этого в школе ребята проводят исследования: «Знаешь ли ты устав школы», «Демократический уклад школьной жизни» (приложение 1), «Температура прав человека в школе» (приложение 2). На основе данных исследований складывается определенная картина, анализируя которую и выявляются проблемы, с которыми в последующем работает отряд.
Проверить свои знания, утвердиться в правильности своих убеждений, формировать модель поведения помогают районные, городские и республиканские мероприятия. Также эти мероприятия помогают подросткам увидеть, что они не одиноки, почувствовать поддержку своих сверстников, а это для них очень важно.
Мероприятия проводятся разнообразные: правовые турниры, конкурсы, игры, олимпиады, конференции, слеты, сборы, лагерные смены, акции, встречи со специалистами, экскурсии и т.д.
Участие детей в мероприятиях дает толчок к развитию правового движения, к активизации деятельности правовых отрядов и к повышению заинтересованности самих ребят.
Большое значение уделяется практической деятельности членов правовых отрядов. Это происходит через организацию и осуществление социальных проб, социальных практик, социальных проектов.
Социальная проба – вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает осознанный опыт своего социального взаимодействия. В качестве объектов социальной пробы можно назвать:
- карта конфликтов (вопросы в жизни класса, школы, семьи);
- телефон доверия (анализ обращений);
- газета и проблема прав детей (анализ газетных материалов) и т.д.
Социальная практика – процесс освоения социальных навыков и познания внутренних, сущностных сторон социальной действительности.
Примеры социальных практик:
- день с директором школы (с учителем);
- день без конфликтов (в классе, в школе);
- обращение в учреждение (наладить контакт с официальным лицом по проблеме);
- дискуссия по проблеме;
- новая социальная среда (провести определенное время в новой социальной среде: с воспитанниками детских домов и школ-интернатов, детей с ограниченными возможностями…) и т.д.
Социальный проект – наиболее сложный тип, предполагающий создание нового, социально значимого продукта, который является средством разрешения противоречия между личностно-значимой социальной проблемой и потребностью личности. Сама проектная деятельность становиться мостом, связывающим социум и личность.
Проба, практика и проект могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности, а также от готовности педагога и детей. Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формируют внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей.
В результате комплекса образовательного процесса и социальной деятельности происходит наиболее интенсивное развитие личности подростка, позволяющее решать основные задачи возраста: формировать свою Я-концепцию и мировоззрение, формировать активную гражданскую позицию, устанавливать новые способы социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми, определяться в профессиональном выборе – то есть происходит формирование гражданской компетенции.
Чем больше мы будем вовлекать детей в деятельность правовых отрядов, тем меньше будет правонарушений и преступлений.
Приложение к статье 1
Анкета «Демократический уклад школьной жизни»
ДОРОГОЙ ДРУГ! Чтобы узнать, насколько в нашей школе сформировался Демократический уклад школьной жизни, просим вас ответить на ряд вопросов:
Выберите и округлите одну цифру от 0 до 5 в зависимости от степени развитости в нашей школе той или иной характеристики демократического уклада.
0 – никогда
1 – очень редко
2 – иногда
3 – не очень часто
4 – довольно часто
5 – постоянно
В НАШЕЙ ШКОЛЕ УЧАЩИЕСЯ МОГУТ…
№ |
|
|
1 |
участвовать в разного рода выборах (учителя, курса, темпа освоения материала, вида учебной работы и т.д.); |
0 1 2 3 4 5 |
2. |
участвовать в создании правовых норм, (например, Законов школы, ее Конституции, Устава или др. документов, регулирующих жизнь школы); |
0 1 2 3 4 5 |
3 |
участвовать в работе органов ученического самоуправлении |
0 1 2 3 4 5 |
4. |
участвовать в Совете школы – как детско-взрослом органе соуправления |
0 1 2 3 4 5 |
5 |
участвовать в разрешении конфликтов и защите прав человека, его чести и достоинства |
0 1 2 3 4 5 |
6 |
быть уверены, что их мнение и интересы будут услышаны коллективом педагогов и администрацией школы. |
0 1 2 3 4 5 |
7 |
подготовиться в школе к нормам жизни в демократическом обществе, т.е. знать свои права, уметь защищать их, уважать права других людей, активно участвовать в общественной жизни. |
0 1 2 3 4 5 |
И немного о себе:
Сколько вам лет –
Школа № -
Класс -
Пол –
Для вас лично представляется важной проблема развития демократического уклада жизни нашей школы. Да Нет
Спасибо!
Приложение к статье 2
Диагностика «Температуры прав человека в школе»
Инструкции: приведенные ниже вопросы составлены на основе Европейской конвенции о правах человека и протоколов к ней. Все вопросы анкеты связаны с основополагающим правом человека на образование, закрепленным в статье 26 Всеобщей декларации прав человека. Прочтите каждое высказывание и укажите, насколько точно оно применимо к коллективу вашей школы, поставив соответствующий балл. (Имеются в виду все члены коллектива вашей школы: учащиеся, преподаватели, администрация, прочий персонал).
ШКАЛА ОЦЕНКИ (град.)
1 – нет/никогда
2 – редко
3 – часто
4 – да/всегда
№ |
Высказывание |
Ответ |
|||
1 |
В моей школе учащимся обеспечена безопасность и личная неприкосновенность |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
В отношении членов школьного коллектива нет дискриминации по причине избранного им образа жизни, например манера одеваться, знакомство с определенными людьми или внешкольная деятельность |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
В моей школе существует доступ, одинаковые ресурсы и мероприятия для всех |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Члены коллектива моей школы станут выступать против дискриминационных или унизительных действий, материалов или высказываний в школе |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Когда возникают конфликты, мы пытаемся решать их сообща мирными методами |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
В дисциплинарных вопросах (включая случаи отстранения от занятий и исключения из школы) каждому учащемуся гарантировано справедливое и беспристрастное отношение при установлении вины и определении наказания |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
Каждый учащийся, обвиняемый в совершении нарушения, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена |
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
Никто не посягает на мое персональное место или имущество |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
Коллектив моей школы принимает учащихся, преподавателей, руководителей и персонал разных национальностей и культур |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
Учащиеся в моей школе имеют возможность принимать участие в демократических процессах принятия решений по разработке политики и правил своей школы |
1 |
2 |
3 |
4 |
11 |
Членам коллектива моей школы предоставляется достаточное время для отдыха в течение учебного дня и установлены разумные часы работы в нормальных условиях |
1 |
2 |
3 |
4 |
12 |
В своей школе я ответственно отношусь к тому, чтобы поведение других исключало дискриминацию и способствовало безопасности и благополучию коллектива школы |
1 |
2 |
3 |
4 |
В конце суммируйте все полученные баллы для того, чтобы дать итоговую оценку вашему образовательному учреждению (максимальная возможная температура = 48 градусов (баллов).