Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Деятельность правового отряда как форма предупреждения правонарушений и профилактики подростковой преступности

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

О.В. Коновалова (Ижевск)

Первый правовой отряд в городе Ижевске и в Удмуртской Республике появился в 2003 году. Работать было сложно: не достаточно было методической литературы, не было опыта по работе в этом направлении (в городе, республике и России подобная практика работы отсутствовала.). Сейчас сформирована большая методическая копилка, пополняется учебно-методический комплекс, совершенствуются дополнительные образовательные программы.

Правовой отряд – это добровольное объединение учащихся (в нашей практике это учащиеся 6-11 классов), основанное на интересе у детей к углубленному изучению права, к активному участию и организации различных мероприятий правовой тематики. Правовые отряды в образовательных учреждениях организуются на базах классов, а так же так разновозрастные объединения. Они могут работать самостоятельно и в составе органа ученического самоуправления. Руководит и организует деятельность – педагог – руководитель правового отряда. В нашей практике это в основном учителя обществознания, истории, но так же работают и социальные педагоги, учителя-предметники, классные руководители, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования.

Основная идея работы педагога – это с помощью активных форм и методов обучения, основываясь на принципах гражданского образования создать условия для формирования у старшеклассников общегуманитарного мировоззрения, основанного на уважении прав человека, развития лидерских качеств. Самым главным, самым сложным, при достижении данной идеи является переход детей от роли пассивных слушателей к роли активных полноправных участников образовательного процесса, не просто получающих правовые знания, но и формирующих практические навыки правового поведения и разрешения конфликтов.

Основные функции руководителя правового отряда:

  • осуществление образовательного процесса по соответствующему направлению;
  • решение задач социализации учащихся;
  • развитие соответствующих способностей учащихся.

Деятельность правовых отрядов направлена:

  • на достижение качественного уровня воспитательной системы образовательного учреждения в сфере решения задач гражданско-правового воспитания;
  • на развитие правовой культуры и гражданской активности детей;
  • на укрепление процессов интеграции общего и дополнительного образования, межведомственной интеграции в интересах становления школьников.

Основными направлениями деятельности правовых отрядов является:

  • правовое просвещение,
  • развитие толерантности и гражданского самосознания,
  • предупреждение правонарушений и профилактика подростковой преступности.

Первое с чего начинается вся работа – это обучение ребят, членов правовых отрядов. К обучению руководитель правового отряда может привлекать специалистов. Первая задача, которую предстоит решить – это ломка стереотипов у детей. Как правило, практически все подростки на вопросы «знают ли они свои права? Знают ли документы в которых они закреплены?» – отвечают, что «они все знают», но эти знания чаще всего сводятся к тому, что по мнению детей, их должны все защищать, все им предоставлять, а они могут делать все что захотят и при этом им ничего не будет, потому что они еще маленькие. На занятиях ребята убеждаются в том, что понятие право неразрывно связано с такими понятиями как обязанность и ответственность. На каждое право есть своя обязанность и за невыполнение этой обязанности наступает ответственность. Так же узнают, что прав очень много и невозможно все знать, но существует золотое правило, которое всегда помогает – «я могу делать все то, что не мешает остальным и не приносит вред».

Когда есть знания – это хорошо, но не менее важно сформировать на основе этих знаний убеждения и навыки поведения, выработать активную гражданскую позицию, уважение к закону. Это формируется только с помощью практической деятельности, а она различна.

Во-первых, просветительская деятельность правовых отрядов – передача полученных знаний сверстникам, ребятам младшего возраста. Доказано, что подростки лучше воспринимают информацию, переданную им сверстниками. Поэтому эта деятельность очень важна. Ребята готовят и оформляют правовые стенды, проводят тематические классные часы, беседы, конкурсы, диспуты и т.д. Проводят это не только в стенах своей школы, но и в других учреждениях: в школах-интернатах, детских домах.

Кроме этого в школе ребята проводят исследования: «Знаешь ли ты устав школы», «Демократический уклад школьной жизни» (приложение 1), «Температура прав человека в школе» (приложение 2). На основе данных исследований складывается определенная картина, анализируя которую и выявляются проблемы, с которыми в последующем работает отряд.

Проверить свои знания, утвердиться в правильности своих убеждений, формировать модель поведения помогают районные, городские и республиканские мероприятия. Также эти мероприятия помогают подросткам увидеть, что они не одиноки, почувствовать поддержку своих сверстников, а это для них очень важно.

Мероприятия проводятся разнообразные: правовые турниры, конкурсы, игры, олимпиады, конференции, слеты, сборы, лагерные смены, акции, встречи со специалистами, экскурсии и т.д.

Участие детей в мероприятиях дает толчок к развитию правового движения, к активизации деятельности правовых отрядов и к повышению заинтересованности самих ребят.

Большое значение уделяется практической деятельности членов правовых отрядов. Это происходит через организацию и осуществление социальных проб, социальных практик, социальных проектов.

Социальная проба – вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает осознанный опыт своего социального взаимодействия. В качестве объектов социальной пробы можно назвать:

  • карта конфликтов (вопросы в жизни класса, школы, семьи);
  • телефон доверия (анализ обращений);
  • газета и проблема прав детей (анализ газетных материалов) и т.д.

Социальная практика – процесс освоения социальных навыков и познания внутренних, сущностных сторон социальной действительности.

Примеры социальных практик:

  • день с директором школы (с учителем);
  • день без конфликтов (в классе, в школе);
  • обращение в учреждение (наладить контакт с официальным лицом по проблеме);
  • дискуссия по проблеме;
  • новая социальная среда (провести определенное время в новой социальной среде: с воспитанниками детских домов и школ-интернатов, детей с ограниченными возможностями…) и т.д.

Социальный проект – наиболее сложный тип, предполагающий создание нового, социально значимого продукта, который является средством разрешения противоречия между личностно-значимой социальной проблемой и потребностью личности. Сама проектная деятельность становиться мостом, связывающим социум и личность.

Проба, практика и проект могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности, а также от готовности педагога и детей. Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формируют внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей.

В результате комплекса образовательного процесса и социальной деятельности происходит наиболее интенсивное развитие личности подростка, позволяющее решать основные задачи возраста: формировать свою Я-концепцию и мировоззрение, формировать активную гражданскую позицию, устанавливать новые способы социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми, определяться в профессиональном выборе – то есть происходит формирование гражданской компетенции.

Чем больше мы будем вовлекать детей в деятельность правовых отрядов, тем меньше будет правонарушений и преступлений.

Приложение к статье 1

Анкета «Демократический уклад школьной жизни»

ДОРОГОЙ ДРУГ! Чтобы узнать, насколько в нашей школе сформировался Демократический уклад школьной жизни, просим вас ответить на ряд вопросов:

Выберите и округлите одну цифру от 0 до 5 в зависимости от степени развитости в нашей школе той или иной характеристики демократического уклада.

0 – никогда
1 – очень редко
2 – иногда
3 – не очень часто
4 – довольно часто
5 – постоянно

В НАШЕЙ ШКОЛЕ УЧАЩИЕСЯ МОГУТ…

 

 

1

участвовать в разного рода выборах (учителя, курса, темпа освоения материала, вида учебной работы и т.д.);

0 1 2 3 4 5

2.

участвовать в создании правовых норм, (например, Законов школы, ее Конституции, Устава или др. документов, регулирующих жизнь школы);

0 1 2 3 4 5

3

 участвовать в работе органов ученического самоуправлении

0 1 2 3 4 5

4.

участвовать в Совете школы – как детско-взрослом органе соуправления

0 1 2 3 4 5

5

участвовать в разрешении конфликтов и защите прав человека, его чести и достоинства

0 1 2 3 4 5

6

быть уверены, что их мнение и интересы будут услышаны коллективом педагогов и администрацией школы.

0 1 2 3 4 5

7

подготовиться в школе к нормам жизни в демократическом обществе, т.е. знать свои права, уметь защищать их, уважать права других людей, активно участвовать в общественной жизни.

0 1 2 3 4 5

И немного о себе:

Сколько вам лет –

Школа № -

Класс -

Пол –

Для вас лично представляется важной проблема развития демократического уклада жизни нашей школы. Да Нет

Спасибо!

Приложение к статье 2

Диагностика «Температуры прав человека в школе»

Инструкции: приведенные ниже вопросы составлены на основе Европейской конвенции о правах человека и протоколов к ней. Все вопросы анкеты связаны с основополагающим правом человека на образование, закрепленным в статье 26 Всеобщей декларации прав человека. Прочтите каждое высказывание и укажите, насколько точно оно применимо к коллективу вашей школы, поставив соответствующий балл. (Имеются в виду все члены коллектива вашей школы: учащиеся, преподаватели, администрация, прочий персонал).

ШКАЛА ОЦЕНКИ (град.)

1 – нет/никогда
2 – редко
3 – часто
4 – да/всегда

Высказывание

Ответ

1

В моей школе учащимся обеспечена безопасность и личная неприкосновенность

1

2

3

4

2

В отношении членов школьного коллектива нет дискриминации по причине избранного им образа жизни, например манера одеваться, знакомство с определенными людьми или внешкольная деятельность

1

2

3

4

3

В моей школе существует доступ, одинаковые ресурсы и мероприятия для всех

1

2

3

4

4

Члены коллектива моей школы станут выступать против дискриминационных или унизительных действий, материалов или высказываний в школе

1

2

3

4

5

Когда возникают конфликты, мы пытаемся решать их сообща мирными методами

1

2

3

4

6

В дисциплинарных вопросах (включая случаи отстранения от занятий и исключения из школы) каждому учащемуся гарантировано справедливое и беспристрастное отношение при установлении вины и определении наказания

1

2

3

4

7

Каждый учащийся, обвиняемый в совершении нарушения, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена

1

2

3

4

8

Никто не посягает на мое персональное место или имущество

1

2

3

4

9

Коллектив моей школы принимает учащихся, преподавателей, руководителей и персонал разных национальностей и культур

1

2

3

4

10

Учащиеся в моей школе имеют возможность принимать участие в демократических процессах принятия решений по разработке политики и правил своей школы

1

2

3

4

11

Членам коллектива моей школы предоставляется достаточное время для отдыха в течение учебного дня и установлены разумные часы работы в нормальных условиях

1

2

3

4

12

В своей школе я ответственно отношусь к тому, чтобы поведение других исключало дискриминацию и способствовало безопасности и благополучию коллектива школы

1

2

3

4

В конце суммируйте все полученные баллы для того, чтобы дать итоговую оценку вашему образовательному учреждению (максимальная возможная температура = 48 градусов (баллов).