Н.М. Козлова (Пермь)
Важным средством развития личности ребенка является интеграция основного и дополнительного образования. Еще в 1896 году Е. Звягинцев обосновал метод «локализации» – широкого использования местного материала на всех этапах обучения и воспитания при изучении различных предметов. В 1924 году монография Звягинцева «Родиноведение и локализация в школе» определила в этом ключе ориентиры для педагогической практикой.
Сегодня обновление содержания образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития. Обращение к изучению духовно-исторического пространства своего края, соотнесение этого неоценимого материала с историко-культурными ценностями всей России помогает решить важнейшие воспитательные и нравственные задачи: воспитание патриотизма, гражданственности. Ребенку дается такое образование, которое соответствует его общему культурному развитию и благодаря которому он может становиться самостоятельным, инициативным, критически мыслящим, думающим.
Формирование этих качеств – один из главных ценностно-целевых ориентиров современного образования, которое может быть определено как сближение основного и дополнительного образования. Эти задачи легко решать на литературном краеведческом материале. Новое содержание литературного образования, связанное с культурой региона, рассматривается в органическом единстве с базовым компонентом образования. Содержание классического произведения литературы при введении дополнительного образования сможет раскрываться по-новому. Таким образом, интеграция программы основного и дополнительного образования в области литературы может быть направлена на:
- создание условий для развития личности ребенка,
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству,
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка,
- приобщение к общечеловеческим ценностям,
- профилактику асоциального поведения,
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур,
- интеллектуальное и духовное развитие личности.
Рассмотрим, как овладение ключевыми компетентностями, необходимыми для жизни, происходит в результате освоения культурного пространства, связанного с именем великого труженика, художника слова, создавшего живую мифологию – мифологию Уральских гор, – Павла Петровича Бажова.
Совместно с учащимися был подготовлен проект изучения наследия писателя, составлен маршрут знаковых для формирования личности Бажова мест: Сысерть – Екатеринбург – Пермь – Краснокамск.
В рамках этого проекта школьники посетили Дом-музей Бажова, земскую школу, где писатель проучился 3 года и где прививалась подросткам любовь к русской словесности, в особенности к Пушкину. Духовное училище в Екатеринбурге, через которое прошел Бажов. Оно приучило его к регулярному умственному труду, умению ценить время. Духовная семинария в Перми.
Собирая материал о годах становления личности великого мастера, учащиеся понимают, что систематическое образование невозможно без самообразования. Итогом поездки становится участие в научных чтениях, викторинах, подготовка презентаций, встречи с краеведами, выступления на заседаниях клубов с исследовательскими материалами, участие в творческих конкурсах и фестивалях.
Таким образом, поездки по краю в рамках дополнительного образования формируют ключевые компетенции и позволяют приобретать социальный опыт, необходимый для жизни. Главный же результат данной работы – формирование духовной и культурной среды, позволяющей осознавать себя звеном в цепи литературных и исторических событий.