А.А. Катаева (Пермь)
Проблема нравственной культуры учащихся не нова. Особенно остро она стоит в современном обществе, которое переживает кризис из-за отсутствия духовных ориентиров и утраты традиционных духовных ценностей. Ценности, согласно Питириму Сорокину, «это основа и фундамент всякой культуры». У молодого поколения духовные ценности как главный фактор развития личности утрачены. Для молодежной среды характерны «двойная мораль», нравственная глухота и «дегуманизация» поведения. Широкий размах приобрели ориентация молодежи на атрибуты массовой культуры и замена национальных ценностей, характерных для российского менталитета, на западные.
Нравственная культура предполагает как уважение к традиции, общепринятым образцам поведения, так и умение найти своё, творческое решение. В тех случаях, когда мы сталкиваемся с «вечными» проблемами, универсальными ситуациями, такими как рождение и смерть, болезнь и здоровье, молодость и старость, любовь и семья, очень важно прислушиваться к традиции, действовать в согласии с этикетом того или иного народа. По определению, этнокультурная традиция предполагает не только систему ценностей, идеалов, представлений и языковых особенностей определенного народа, но и толерантное отношение к культуре иных народностей. О контрастах между различными этнокультурами на уровне отдельных ценностей писал в свое время Р.Бенедикт: «Каждая культура, с точки зрения других, игнорирует фундаментальное и разрабатывает несущественное. Одна культура с трудом постигает ценность денег, для другой – они основа каждодневного поведения. В одном обществе технология невероятно слаба даже в жизненно важных сферах, в другом, столь же «примитивном», технологические достижения сложны и тонко рассчитаны на конкретные ситуации. Одно строит огромную культурную суперструктуру юности, другое – смерти, третье – загробной жизни».
Поскольку Пермский край полиэтничен, и в одном классе могут обучаться дети разных национальностей, необходимо воспитывать учащихся в духе как знания и понимания своей культуры, так и уважения и терпимости к культуре окружающих.
Важным условием нравственного воспитания на этнокультурных традициях является единство целей образовательного учреждения и семьи. Именно в семье осуществляется преемственность опыта поколений и передача этнического менталитета. В этом направлении неоценима созидательная сила народной педагогики, возрождение семейных традиций, углубление семейно-родственных отношений, возвышение самоценности родного дома как высшей нравственно-педагогической ценности.
В настоящее время семья, оставаясь центром воспитания, в силу сложившихся обстоятельств находится в состоянии отчуждения от школы. Как выход из создавшегося положения может стать работа педагогов, направленная на более тесное взаимодействие с семьей, ее традициями и этнокультурными ценностями. Такая работа имеет ряд особенностей. Например, на уроках краеведения в школе устанавливаются взаимоотношения изучаемого материала с личным опытом учащихся, опирающимся на установки, транслируемые в семейной жизни и побуждающие к самостоятельным выводам и решениям.
Внеклассная деятельность учащихся предполагает совместные культурные и спортивные мероприятия не только по схеме «ученик – учитель», но и обязательное включение в эту схему родителей. Как известно, активное участие в школьной и внешкольной деятельности помогает родителям лучше узнать своего ребенка, выстроить не авторитарные, а доверительные и прозрачные отношения со школьными наставниками-тьюторами, одноклассниками и друзьями ребенка.
Образовательное учреждение способно оказывать влияние не только на ученика в процессе воспитания, но и в некоторой степени опосредованное влияние на семью. Такое взаимодействие может успешно осуществляться через систему дополнительного образования. Совместная деятельность школьников и их родителей в процессе приобщения первых к традиционной культуре способна обеспечить комплексное влияние на ребенка: с одной стороны, воспитание гуманности, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительное отношение к представителям противоположного пола; с другой стороны, осознание собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости.
Таким образом, сегодня именно школа призвана помочь и организовать процесс этнокультурного воспитания и просвещения учащихся в тесной связи с этнокультурными традициями семьи.
Список литературы:
- http://www.dissercat.com/content/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-uchashchikhsya-v-usloviyakh-sotsialnykh-peremen-v-obshchest
- http://www.earthburg.ru/earthadm/php/process.php?lang=r&c1=10&id=1&file=yudashkina.htm
- http://upr.1september.ru/article.php?ID=200601611
- http://www.studfiles.ru/dir/cat6/subj325/file12684/view127058.html
- http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/15.php
- Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология. Этнокультура: ценностный аспект // http//society.polbu.ru/denisova_ethnosociology