Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Роль центра дополнительного образования в профилактике социально-значимых заболеваний, детской преступности и пропаганде здорового образа жизни среди подростков

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

М.В. Зыбина (Пермь)

Не успеваю недели считать.
Вот бы мне жить, а не проживать!
Суметь бы взлететь, ненадолго, как птица!
Счастье из кармана доставать бы научиться!
Хоть раз бы за солнцем погаснуть в воде,
Или, как звезды, зажечься везде…
Рядами сосулек покапать бы с крыш!
Но я не могу, я – подросток всего лишь.

 

Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, т.к. оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно подрастающее поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации.

В настоящее время в России наблюдается отчетливая тенденция к росту детской преступности, употребления алкоголя, ПАВ среди молодежи, подростков и детей. Несомненно, это факт поведения, складывающийся под влиянием наследственной предрасположенности, психологии подростка, его взаимодействия с ближайшим окружением в семье, школе, а также общественных условий, в которых он живет. В «группу риска» попадают учащиеся, вовремя неподдержаные семьёй, плохо успевающие в школе и совершающие мелкие проступки. Стремление к достижению успеха в учебной и общественной деятельности у таких подростков замещено, как правило, примитивными досуговыми потребностями и интересами.

Большинство подростков, которые проживают в спальных микрорайонах, таких как микрорайон «Садовый», свободное время проводят на улице во дворах многоэтажек. Недостаточное количество учреждений культуры и спорта, свободная продажа алкогольных напитков и сигарет, примитивный вид досуга (пустые разговоры в привычной компании) – вот весь арсенал пагубного воспитательного воздействия, который есть у нас сегодня в микрорайоне. В среде подростков, лишенных содержательных увлечений, возникают основные проблемы, связанные с азартными играми, противоправным поведением, ранней алкоголизацией, токсикоманией и наркоманией.

Формы профилактической работы, где подросток является пассивным слушателем (лекции, назидательные беседы педагогов и родителей), уже не всегда приносят, ожидаемый результат.

И в данном случае, система дополнительного образования детей, как уникальная образовательная сфера, решает широкий спектр задач социального плана. Созданный в нашем центре проект «Твой уверенный шаг в будущее» имел особую социальную значимость в 2011 году, который Генеральная Ассамблея ООН объявила Международным Годом Молодежи под девизом «Диалог и Взаимопонимание между поколениями».

Проект направлен на популяризацию и повышение престижа здорового образа жизни, формирование политики здоровья в подростковой и молодежной среде через содержательные виды организации досуга и создание профилактических программ по профилактике социально значимых заболеваний. Безусловно, организация части свободного времени подростка не становится гарантией того, что эти проблемы будут сняты. Но, тем не менее, это – один из наиболее действенных, на наш взгляд, путей профилактики. Данный проект – это первый опыт работы центра по данному направлению, организованный в единой системе.

Целью проекта было создание механизма взаимодействия ДЮЦ «Антей» с общеобразовательными учреждениями и социальными структурами для формирования у несовершеннолетних антинаркотического мировоззрения, пропаганду здорового образа жизни.

Организационный потенциал проекта состоял в создании новых форм работы с подростками в микрорайоне «Садовый», интеграции основного и дополнительного образования.

Педагогический потенциал проекта заключался в повышении уровня социальной активности учащихся, формировании положительных социальных установок, возможности творчески реализовываться подросткам.

Социально-психологический потенциал проекта: способствовал развитию коммуникативных отношений учащихся разных возрастов, появлению новых форм воспитательной деятельности.

Детский центр дополнительного образования «Антей» для реализации данного проекта имел необходимые ресурсы:

Кадровые

  • высококвалифицированный кадровый состав (педагог-психолог, два педагога-организатора, педагоги дополнительного образования по различным направленностям (художественно-эстетическая, социально-педагогическая, туристко – краеведческая, физкультурно-спортивная)

Учебно-методические

  • программно-методическое обеспечение по профилактическим мероприятиям (адаптированные программы, сценарии, презентации, видеоматериал, раздаточный материал, буклеты, диагностический материал)

Материально-технические

  • футбольная площадка, тренажерный и мягкий зал, паркетный класс, оснащенный актовый зал, Интернет-ресурсы, аудио, видео и компьютерная техника, экран, музыкальная и звуковая аппаратура, сайт центра.

Нормативно-правовые

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

Конвенция о правах ребёнка 1989г.

Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г.

Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО 1995г.

Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996г. №12 ФЗ.

Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06ю1999г. №12.

Программа по гражданскому и патриотическому воспитанию «Я – гражданин России».

Программа «Я – Подросток».

Устав МАОУ ДОД ДЮЦ «Антей».

Реализация проекта проходила с 20 августа 2011 г. по 30 ноября 2011 г. Осуществление всех плановых мероприятий проходило по трём этапам: подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительном этапе была разработана организационно-техническая база и подготовили нормативно-правовые документы по проекту:

  • создана группа специалистов по реализации проекта (педагог-психолог, два педагога-организатора, педагоги дополнительного образования по различным направленностям (художественно-эстетическая, социально-педагогическая, туристко-краеведческая, физкультурно-спортивная);
  • утверждены социально-педагогические программы (программа «Я – Подросток» по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними, оптическая программа «О вреде курения и не только»), сценарии мероприятий («День здоровья», «Поле чудес», тематическая дискотека, заключительное мероприятие);
  • утвержден План мероприятий со школами микрорайона, заключен договор с Лигой Защиты Культуры, налажено сотрудничество с ОДН Мотовилихинского района и Краевым наркологическим диспансером.

На основном этапе реализовывалась программа «Я-Подросток» по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними (просвещение, профилактика, диагностика):

  • проводились занятия с подростками (в т.ч. с «проблемными» и «группы риска») по формированию антинаркотических взглядов и убеждений, осознания преимуществ развития на основе потенциала здорового организма и освоения ресурсов личности;
  • групповые консультации: с разъяснением административной и уголовной ответственности, профилактики ПАВ с инспекторами ОДН; по вопросам возрастных особенностей и проблем подростков;
  • за период проекта пришли в творческие объединения ДЮЦ «Антей» учащиеся школ (42 чел), дети «Группы риска» (16 чел);
  • была организована социальная реклама (массовые мероприятия на площадке ДЮЦ «Антей», раздача печатной продукции, выступления творческих подростковых объединений);
  • фотоматериалы были расположены на сайте центра.

На заключительном этапе:

  • создана информационная база данных о подростках «группы риска» школ, охваченных проектом;
  • составлен социальный паспорт обучающихся ДЮЦ «Антей»;
  • организована и действует служба по правовому всеобучу и просвещению учащихся, педагогов и родителей в сотрудничестве с инспекторами ОДН;
  • охвачено мероприятиями по проекту – более 1000 человек;
  • создана база программно-методических видео- и фото-, материалов по профилактическим мероприятиям.

Безусловно, не всё задуманное до конца было реализовано. Но есть полезный опыт. И, что немаловажно, проект имел не только профилактический эффект, но и явился рекламой деятельности центра дополнительного образования «Антей».