Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Образовательная среда вуза и творческое развитие студентов в процессе социального воспитания

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Л.И. Еремина (Ульяновск)

В социально-педагогической концепции А.В. Мудрика выделяют относительно социально контролируемую социализацию – воспитание, которое определяется как «относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей организации и групп, в которых оно осуществляется» [1, с. 24]. В данном случае, говоря о социальном воспитании, следует рассматривать воспитание, которое осуществляется государством и обществом в специально создаваемых для этого многочисленных, многопрофильных организациях. Воспитательной организацией для студентов выступает высшее учебное заведение.

Согласно А.В. Мудрику, активизация жизнедеятельности воспитательной организации во многом зависит от того, насколько её содержание субъективно значимо для человека, информационно насыщенно, позволяет реализовать и формировать креативность членам коллектива. Следовательно, необходимо рассматривать особенности и специфику образовательной среды вуза, в которой происходит творческое развитие студентов.

Анализ исследований особенностей развития и функционирования образовательной среды показывает, что существует многообразие подходов к построению моделей образовательной среды: эколого-личностная (В.А. Ясвин), коммуникативно-ориентированная (В.В. Рубцов), антрополого-психологическая (В.И. Слободчиков), психодидактическая (В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.А. Ясвин), экопсихологическая (В.И. Панов) и др.[2].

В педагогическом исследовании в качестве точки отсчета выбрана антрополого-психологическая модель образовательной среды, предложенная В.И. Слободчиковым, которая включает в себя совместную деятельность субъектов образовательного процесса. В.И. Слободчиков в качестве основных параметров образовательной среды предлагает рассматривать ее насыщенность (ресурсный потенциал), структурированность (способ ее организации). При этом в социальном воспитании студентов следует учитывать и экопсихологический подход (В.И. Панов), согласно которому образовательная среда – это система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность как для раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей, так и для развития уже проявившихся способностей и личности обучающихся, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации.

Следуя логике построения данной модели и учитывая экопсихологический подход, мы структурировали потенциал образовательной среды вуза в аспекте развития творческих возможностей студентов по трем уровням: межличностный (творческий характер взаимодействия «преподаватель-студент», «студент-студент»), групповой (совместное творчество как стиль жизнедеятельности учебной группы в вузе) и вузовский (творчество в образовательной среде вуза).

Межличностный уровень – творческий характер взаимодействия «преподаватель-студент», «студент-студент». Результативность данного потенциала зависит от того, насколько выделенные взаимоотношения содействуют благоприятному эмоциональному фону межличностных отношений студентов между собой, а так же студентов и преподавателей в совместной творческой деятельности и общении.

В организации социального опыта, образования и оказании индивидуальной помощи значительную роль играют люди, которые непосредственно взаимодействуют с воспитанниками. Понимание социального воспитания, с точки зрения гуманистического подхода, как создание условий для развития личности на основе субъект-субъектного подхода, опирается в данном случае на творческое взаимодействие воспитателей и воспитанников.

С.Д. Поляков отмечает, чем больше взаимное доверие воспитателей и воспитанников, тем больше обращенность воспитанников на саморазвитие. Воспитателей, достигших подобного уровня, можно назвать наставниками. Наставником может быть и преподаватель, и учитель в школе, где студенты проходят производственную практику, и родитель, и референтно значимый человек.

Рассмотрим наставничество в связке «преподаватель – студент». Признаки такого наставничества – это уровень образованности и креативности, творческая направленность педагога, придерживающегося диалогово-деятельностной концепции воспитания; эмоциональная общность, общность интеллектуальных интересов преподавателя и студентов. Педагог-наставник должен быть не только знатоком своего предмета, но и обладать профессионально-личностной культурой.

Л.В. Мардахаев подчеркивает, что социальное воспитание – направленная деятельность воспитателя (родителя, лица, его заменяющего, учителя, руководителя, наставника и др.) по созданию специальных условий для взаимодействия с воспитанником, воздействия на его сознание и чувства в интересах достижения определенных социально-педагогических целей. Согласно точке зрения С.Д. Полякова, оптимальная позиция воспитателя в отношении положительных, позитивных факторов (в данном случае потенциалов) предполагает: знание характера действия данного потенциала (это основа), опора на его влияние в социальном воспитании, использование его в воспитательном деле, «подключение» к потенциалам (привлечение к активному участию студентов).

Учитывая характерные для студенческого возраста высокую степень познавательной мотивации, склонность к осмыслению себя, стремление к самостоятельности, независимости, к раскрытию внутреннего потенциала, преподаватель строит свою работу с воспитанниками на основе консультирования, совета, рекомендации, информирования, экспертизы. Задача педагога-наставника не столько в оказании индивидуально-педагогической помощи в решении проблемы, а в обучении студентов решению проблем. В целом взаимодействие студентов между собой, преподавателей и студентов (содержание, характер, воспитательная эффективность) определяются тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем взаимодействуют.

Групповой уровень – совместное творчество как стиль жизнедеятельности учебной группы в вузе. Считаем, что творческое развитие студента возможно в специально организуемой среде, в качестве которой может выступать учебная группа. Социальное воспитание в учебной группе дает студенту опыт взаимодействия с людьми, создает условия для позитивно направляемых самопознания, самоопределения, самореализации и самоизменения, а в целом – для приобретения опыта адаптации и обособления в социуме. Учебная группа выступает как субъект социального воспитания по отношению к своим членам: от ее интегративных характеристик (общественное мнение, ценностные ориентации, социально-психологический климат и пр.) зависит творческое развитие личности студента.

Л.И. Уманским (1980) предложена модель совместной деятельности, характеризующаяся как совместно индивидуальная, совместно последовательная, совместно взаимодействующая деятельность. Оказалось, что по мере организации совместной деятельности, то есть при переходе ее от совместно индивидуальной модели(каждый член группы отдельно от других членов выполняет свою часть общей задачи) к совместно взаимодействующей модели(каждый член группы выполняет свою часть общей задачи во взаимосвязи с другими членами), возрастают положительные проявления межличностного общения, выражаемые позитивными речевыми реакциями партнеров, кооперативными действиями членов группы, растущим чувством причастности к общему делу.

Общение и совместная деятельность в учебной группе – выступают жизненным пространством, в котором реализует себя студент. Результативному творческому развитию студентов в вузе способствует коррекция социально-психологического климата учебной группы: педагогическое содействие безопасности, атмосферы защищенности и психологической комфортности, благоприятному эмоциональному фону взаимоотношений студентов в совместной творческой деятельности. Для студента важно и необходимо окружение, позволяющее чувствовать, что его принимают таким, каков он есть. В таком социально-психологическом климате он может почти всю свою энергию отдавать творческим, продуктивным занятиям (по А.Г. Маслоу). Формами работы преподавателя со студентами в учебной группе являются: социально-образовательные проекты и акции, коллективные творческие дела, аукционы, дискуссии, тренинги и пр.

Вузовский уровень – креативность в образовательной среде вуза. Сам процесс социального воспитания в вузе – это ситуация, образец, среда, в которую студент «погружается» на протяжении всего процесса обучения. Социальное воспитание студентов в учебной группе, определяемое социальным статусом и предназначением высшего учебного заведения, направлено на формирование такого менталитета личности, который отличает ее от других, наполняет социальным своеобразием и позволяет качественно решать профессионально-личностные задачи. Оно обусловлено социально-психологическим климатом, сложившимися традициями, воспитательной деятельностью, авторитетными личностями, обеспечивающими воспитательный процесс, творческой средой, определяющей социальную востребованность формируемого человека. Все это является специфическим и отличает воспитанников данного учреждения.

В образовательной среде, по мнению Н.В. Калининой, человек получает социально-психологические знания и опыт социального взаимодействия, а творческая образовательная среда (по Я. Корчаку) способствует свободному развитию активности ребенка. Н.В. Калинина подчеркивает, что в творческой среде формируется личность, характеризующаяся активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений, поступков. Только такая среда может функционировать как среда развития креативности.

Безусловно, в различных видах и типах воспитательных организаций объем и соотношение организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи различны. Различия зависят как от функций организации, так и от ценностных устремлений, установок и концепций воспитания, имеющихся у педагогов данной воспитательной организации. Данные различия определяют содержание и характер взаимодействия, которые реализуются в воспитательной организации. В вузе данное взаимодействие осуществляется в виде множества «цепочек»: воспитательная организация (вуз) – составляющие её формализованные группы (коллективы), коллектив (учебная группа) – личность студента, коллектив (учебная группа) – входящие в него микрогруппы – личность студента, преподаватель – коллектив (учебная группа), преподаватель – личность студента, студент – студент и др.

Основными формами работы преподавателей со студентами, в рамках данного компонента, выступают: фестивали, форумы, олимпиады и пр.

Сказанное выше, позволило нам выделить следующие характеристики образовательной среды вуза как предпосылки творческого развития студентов: соблюдение принципов построения креативной среды, соответствие содержания креативной среды реализуемой программе исследования, насыщенность и разнообразие креативной среды, обеспечивающей занятость каждого субъекта, ориентация на творческие возможности и индивидуальные особенности каждого студента.

В процессе социального воспитания по развитию творчества студентов необходимо опираться на деятельностный, субъект-субъектный подход. Деятельностный подход предполагает изменение характера процесса воспитания, студент выступает как субъект, то есть имеет место субъект-субъектные отношения, сотрудничество студента и преподавателя, где наблюдается их взаимодействие при решении учебно-воспитательных задач. Идея субъектности человека как одной их характеристик личности рассматривалась А.В. Брушлинским, В.А. Петровским, С.Л. Рубинштейном, В.И. Слободчиковым и др. В рамках деятельностного подхода В.А. Петровским была разработана теория развития личности как процесса вхождения человека в различные социальные группы.

Согласно диалогово-деятельностной концепции А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, отражающей в большей степени субъект-субъектный подход, основанной на гуманистической теории А.Г. Маслоу и К.Р. Роджерса, воспитание есть сотрудничество воспитателя и воспитанника на основе их безопасного диалога (обмена мыслями, эмоциями и т.п. – общения), взаимного доверия и совместной деятельности.

Осуществляя процесс социального воспитания студентов, и учитывая особенности образовательной среды в вузе, необходимо опираться на следующие принципы социального воспитания:

  • принцип гуманистической направленности (признание индивидуальности и уникальности каждого студента, его творческого потенциала; поддержка личности в стремлении к самоопределению и помощь в самореализации; создание психологического комфорта, ситуаций успеха, доверия; гуманное отношение к личности студента, уважение его прав и свобод);
  • принцип вариативности (учет индивидуальных особенностей каждого студента; признание наличия и правомерности индивидуальных целей студента наряду с целями учебной группы; дифференциация содержания, форм, методов, приемов, средств, технологий формирования креативности студентов в процессе социального воспитания);
  • принцип коллективности (реализация данного принципа способствует обогащению опыта студента к жизни в обществе, опыта взаимодействия с окружающими; создает условия для формирования способности к творчеству, для саморазвития и самореализации; для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе);
  • принцип диалогичности (опираясь на субъект-субъектный подход, сотрудничество педагога-наставника со студентами, направленное на результативное формирование креативности последних, должно быть основано на их безопасном конструктивном диалоге);
  • принцип центрации социального воспитания на развитии личности (стратегия и тактика социального воспитания студентов должна быть направлена на становление, обогащение и совершенствование их творческого потенциала, в создании условий для формирования креативности, исходя из приоритета личности студента перед учебной группой и коллективом).

Таким образом, творческое развитие студентов в процессе социального воспитания зависит от использования в полном объеме ресурсов потенциала образовательной среды вуза, непосредственное включение студентов в межличностное общение друг с другом, организации совместного творчества и учет особенностей и специфики образовательной среды высшего учебного заведения. Образовательная среда, по В.И. Слободчикову, представляет собой не данность совокупности влияний и условий, а динамическое образование, являющееся системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управлением образованием, места образования и самого обучающегося.

Список литературы:

  1. Мудрик А.В. Социализация человека. М: Академия, 2004. 304 с.
  2. Савенков А.И. Образовательная среда // Школьный психолог. 2008. № 20. С. 4-5.