Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Роль и функционирование института семьи в современных условиях

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

А.Р. Дуисеева (Иркутск)

Сегодня важную роль в развитии и социализации личности играет и такой неотъемлемый компонент как семья – особый, уникальный институт взаимодействия людей. Его особенность заключается в том, что именно нравственные обязательства могут связывать союз нескольких людей. И в этом союзе люди стараются провести как можно больше времени совместно, во взаимодействии, а также в процессе этого взаимодействия доставлять радость и удовольствие.

Современная семья представляет собой некий продукт социальной эволюции. Это более свободная во всех отношениях группа лиц, чем когда-либо в прошлом. И этот факт обусловлен социальными и экономическими преобразованиями.

Но что же все-таки называется семьей? Проанализировав необходимую литературу, можно выделить наиболее полные дефиниции. Н. Аккерман отмечал: «Семья – это опора социума» [1]. Это живая, развивающаяся, постоянно меняющаяся система, чутко реагирующая изменениями на внешние и внутренние воздействия. Так, в свою очередь, семейная система – это группа людей, связанная общим местом проживания, совместным бытом, а главное – взаимоотношениями. Также семья представляет собой динамическую микросистему, находящуюся в постоянном развитии [2].

С точки зрения системной семейной психологии, семья – это определенный вид социальной системы, характеризующийся связями и отношениями ее членов, проявляющими себя во взаимодействиях, в их структуре, распределении ролей и функций [3]. Семья – это ячейка общества, группа родственных лиц, иногда живущих вместе, но однозначно общающихся между собой. Таким образом, мы сделали вывод, что каждая отдельная семья – это равноправный союз женщины и мужчины, подразумевающий взаимные обязательства и обязанности. По определению Н.Я. Соловьева, семья – это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениями между мужем и женой, родителями и детьми братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими одно хозяйство.

Что касается важнейших характеристик семьи, то среди них выделяют ее функции и структуру. Функции семьи – это сфера жизнедеятельности семьи, которая непосредственно связана с удовлетворением потребностей ее членов [4]. Под функциями же понимают направления деятельности коллектива семьи или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи. Анализ литературы показал, что на функции семьи могут влиять такие факторы, как требования общества, нормы морали, семейное право, помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: со временем появляются новые, отмирают или наполняются другим содержанием ранее имеющиеся.

Как показал анализ классификаций функционирования семьи, в настоящее время нет такой общепринятой классификации. Однако исследователи единодушны в определении таких функций семьи, как репродуктивная (продолжение рода), хозяйственная, восстановительная, воспитательная. Важно помнить, что между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении других [5].

Но существуют также и законы, под воздействием которых функционирует семья как система: закона гомеостаза и закона развития. Закон гомеостаза формулируется следующим образом: каждая система стремится сохранить свое положение, каким бы оно ни было.

Но при этом нельзя забывать, что семья выполняет ряд функций, таких как:

  • воспитательная (удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, воспитании, самореализации в детях) [6];
  • хозяйственно-бытовая функция семьи (удовлетворение материальных потребностей и сохранении здоровья ее членов);
  • эмоциональная функция семьи состоит в удовлетворении ее членами потребностей в симпатии, уважении, эмоциональной поддержке, психологической защите;
  • функция духовного (культурного) общения заключается в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении;
  • функция первичного социального контроля выражается в обеспечении выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в зависимости от ряда причин (возраст, наличие заболевания и т.п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами.

Но важно также отметить то, что специфические функции семьи, к которым принадлежат рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению Г. Навайтиса, самыми главными.

Подвоя итог, выделим основные функции семьи: воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, функция духовного или культурного общения, функция первичного социального контроля, экзистенциальная, репродуктивная и функция социализации.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья – это, прежде всего, малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях. Точнее говоря, эта группа людей связывается отношениями между мужем и женой, родителями и детьми братьями и сестрами и другими родственниками, живущими и ведущими одно хозяйство вместе. Мы можем наблюдать уникальный институт взаимодействия людей, ячейку общества, группу родственников, иногда живущих вместе, но однозначно общающихся между собой.

Список литературы:

  1. Аккерман, Н. Семья как социальная и эмоциональная единица [Текст] / Н. Аккерман. – СПб.: Санкт-Петербург, 2000. – 19 с.
  2. Ключников, С. Семейные конфликты [Текст] / С. Ключников. – СПб: Санкт-Петербург, 2002. – 30 с.
  3. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб: Санкт-Петербург, 1999. – 167 с.
  4. Хрестоматия: Семейная психотерапия. СПб: Речь; 2000. – 67с.
  5. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000, 30 с.
  6. Семейная педагогика и домашнее воспитание: [Текст]: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000, 39-40 с.