Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Проблемы социализации подростков как социально-нравственной ценностной ориентации школьников

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

У.С. Дмитриева (Кунгур)

«Чтобы они не сорвались в пропасть…»

Главный герой повести «Над пропастью во ржи» Джерома Дейвида Сэлинджера подросток Холден говорит: «Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом – ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему».

Это единственное, что по-настоящему сегодня должно занимать нас, взрослых: педагогов, родителей, общественность; иначе случаи прямой агрессии на взрослых участятся, а подростки ещё интенсивнее будут формировать группы по интересам с криминальной направленностью. Объединять подростков также будут криминализированные личности. К этому мы активно и целенаправленно двигаемся, потому что не учитываем элементарных возрастных и психо-физиологических особенностей подростков. Можно сказать, что для нормального развития им необходимо удовлетворять ряд потребностей, удовлетворить которые ни семья, ни школа, ни общество сегодня не могут, не хотят, и даже не осознают необходимости такового удовлетворения.

«Пропасть» всегда, во все времена зияла как один из вариантов выбора, стоящих перед подростками. Но была и альтернатива. Например, в советские времена многочисленные подростковые клубы, дворовые клубы, центры технического творчества, огромное количество спортивных секций и многое другое. Возможность встретиться со сверстниками по интересам в определённом месте удовлетворяет одну из главных потребностей подростка – потребность в общении с себе подобными. Если это сопровождается положительным образом взрослого, то несёт ещё и воспитывающий эффект, положительное влияние, формирование нормального авторитета взрослого.

Сегодня у нас есть мощные средства для такого формирования – телевидение и интернет. Современными идеалами подростков являются Гарри Поттер, вампиры, представители рок-групп и пр. Их активно формируют средства массовой информации. Их быстрое распространение в среде подростков объясняется стадным рефлексом возраста, мобильностью интересов и желанием положительно проходить идентификацию со сверстниками. А как участвуем в этом процессе мы, взрослые?

По-моему, все здравомыслящие люди осознают, что трудными современных подростков делаем мы, взрослые. Во-первых, потому что ничего не делаем. Во-вторых, потому что усиленно толкаем их к бунту своим непониманием и неприятием. В-третьих, даже если взрослые предлагают какие-то занятия в секциях и т.д. – это больше напоминает суррогат, чем настоящую жизнь.

Речь идето тех подростках, которые в силу особенности своей жизни уже целенаправленно идут к жизни на улице, потому что дома они или не нужны, или родителям некогда, и они предлагают контроль над детьми «наймитам» от воспитания (гувернёры, няньки). Это опять суррогат, только иного свойства. И то, и другое неблагополучие толкает детей на улицу, они перестают учиться, и вся энергия их души направлена на то, чтобы делать всё назло взрослым. Они слушают музыку, которая у взрослых вызывает головную боль, делают ужасные причёски, одеваются, как арлекины или вампиры, сидят всю ночь за компьютерами, смотрят такую мерзость, что уже несколько образов с экрана способны деформировать сознание подростка, а в подсознание внести потребность испытывать определённые чувства только при адреналиновом выбросе, вызванном сценами ужаса и смерти. Подростки начинают издеваться над взрослыми людьми, которые воспринимают себя нормальными, а дети как бы говорят: вот вы считаете, что вы нормальные, а мы создаём совершенно другой мир. А какой они могут создать мир? Такое поведение вызывает у взрослых протест и рождает новую волну оппозиции и конфликта.

Одна из причин бедственного положения подростков в современном мире – это нарушение строя естественной жизни детей, так как обычное пространство, которое их окружает – это искусственная среда, поэтому они вполне естественно стремятся вырваться на улицу. Это стремление чисто биологическое. Современная школа представляет собой «массовую перенаселённую квартиру», в которую родители поместили ребёнка на время своего пребывания на работе, а когда после работы и школы семья встречается, родители уже не имеют сил для воспитания. Им только и хватает сил проверить уроки (это ещё хорошо для современной жизни), но вовлечённости детей в жизнь взрослых нет. Это рождает разобщённость, обижает и ранит детей. У них появляется чувство ненужности, многие говорят, что родители считают их глупыми и неспособными понять жизнь взрослых. Желание ребёнка быть нужным родителям разбивается о сюсюканье или отстранённость взрослых. Это тоже выталкивает ребёнка на улицу. Часто выполнение уроков – это то единственно общее дело, которое объединяет ребенка и родителя. Такая позиция даёт ощущение общности, но оно недостаточно для гармоничного психического и социального развития ребёнка. Некоторые подростки при общении признаются, что хотят сделать больно своим родителям, им кажется, что только тогда они что-то поймут.

Дети очень хотят быть полезными, чувствовать свою взрослость и нужность. Даём ли мы им такую уверенность? Для нормального вырастания во взрослых мужчин и женщин подросткам нужна вовлечённость во взрослую жизнь: не имитация игры в неё, а настоящее дело.

Можно говорить о потребности подростков в социализации. Под социализацией понимается встроенность в социум, когда человек имеет там собственное всеми признанное место, придающее смысл его жизни. И это хорошо понимают авторы проекта «Новое поколение» – их восемь в Петербурге и Ленинградской области. Подростки собирают детские настольные игры, которые продаются в обычных магазинах и без каких-либо скидок участвуют в рыночной конкуренции. Здесь они учатся быть взрослыми. Трудно себе представить другой вариант социализации, так как у большинства трудных подростков вообще нет навыка учиться и трудиться. Здесь они имеют возможность зарабатывать, причём заработок зависит от усердия, умения, навыков и желания подростка. Это даёт возможность и желание развиваться. Данный вид деятельности не только способствует социализации, но и ориентирует детей на добро, потому что они собирают игрушки для детей.

Обидно, что в России широкого распространения такие производственные площадки не получили, а немцы усиленно перенимают опыт. У них в центре немецкой молодёжи есть целый отдел, который занимается исключительно методикой «Нового поколения». Например, в обычных школах они устраивают «компьютерные школы» – там старшеклассники за минимальную плату обучают младших детей работе с компьютерными программами и обслуживанию компьютера. В Баварии есть школьные мастерские по изготовлению металлических изделий – они получают муниципальный заказ.

Некоторые ребята с удовольствием играют в них сами. Выбор настольных игр не случаен, так как это такой ручной труд, который разрешён для детей. Такая работа им интересна и понятна. К тому же они осознают, что их труд несёт радость другим детям – и это придаёт работе нравственное измерение. Игра несёт ещё и дидактический смысл, так как, играя, подростки приобщаются к мирному времяпрепровождению, развиваются, совершенствуют навыки.

Самое главное – это получение трудового навыка, который тесно связан с естественным строем жизни. Не умеющий трудиться обречён на праздность, что, в свою очередь, легко ведёт подростка к падению в наркотики, алкоголизм и другие пороки. Трудовой навык придаёт подростку вес в собственных глазах, он становится уверенным в своих силах и в будущем. В современном образовательном пространстве нежелание корпеть над учебниками становится доминантным. Мы находимся в ожидании подросткового взрыва криминального поведения.

Многие понимают, что школа, образовывая, не воспитывает, так как образование – это индивидуальный процесс, а воспитание – коллективный. Как часто в школьных делах участие принимают трудные дети? Практически никогда. Даже в малом подросток оказывается социально невостребованным, поэтому идёт в компании, на улицу, в неформальные молодёжные объединения.

Какая очень важная потребность удовлетворяется им в этих объединениях? Потребность в получении огромного количества информационных навыков, что связано с особенностями современной жизни. Но о процессе социализации здесь речи нет. Общение с подростками, попавшими в криминальную ситуацию и посещающими спортивные клубы, показало, что и там навыков социализации они не получают. Как могут социализировать железные гири или боксёрские перчатки, качание на тренажёрах и игра в мяч? Безусловно, любительский спорт меняет характер человека, задаёт вектор поведения. Социализированным человек становится только, когда уходит в профессиональный спорт.

Для того чтобы подросток имел возможность избавиться от каких-то недостатков, необходимо создать для этого условия, т.е. не назидательность и давление, а благоприятные условия. Подростки очень чувствительны к доброте и искренности, они чутко улавливают фальшь. Взаимодействие с подростками в процессе социализации или образования должно основываться на принципах нравственного воспитания. Присутствует ли оно сегодня в школе? Как представляется, фрагментарно в начальной, и то эпизодически и не целенаправленно. Нет и программ по нравственному воспитанию. Вот и получается, что даже дети из благополучных семей в возрасте 11-12 лет на вопрос, что такое порядочность отвечают, что это «порядок на столе». В семье нравственным воспитание тоже никто не занимается, поэтому в процессе индивидуальной работы по учебным и поведенческим проблемам подростков приходится ставить тревожный диагноз: развитие воли на уровне 5 лет, неутешительно обстоят дела и с ответственностью и самостоятельностью. Механизм включения «кнопки» ответственности находится в «руках» родителей, поскольку школа просто таких задач перед собой не ставит.

В рамках нравственного воспитания необходимо учить детей прогнозировать результат своих поступков, учить анализировать прожитый день с точки зрения его полезности, давать навык совершенствования своего характера, учить терпению, послушанию, уважению старших, умению правильно общаться, говорить «нет», различая добро и зло, общаться по вопросам смысла жизни, свободы и внутренней цензуры зрительной информации, развивать позитивное мышление, учить критическому мышлению, работе с состояниями уныния, лености и склонностями ко лжи. Сегодня многие подростки не в состоянии признать свои ошибки, извиниться. Процветает словесная агрессия. Ещё пять лет назад полкласса в нашем лицее не употребляли бранных слов, теперь их используют все, в чём и признаются при общении на практикумах.

Устрашает то, что происходит с таким нравственным понятием, как стыд. В средствах массовой информации усиленно уничтожается в ребёнке это понятие, вытравливается философией вседозволенности, раскованности и лжесвободы. На вопрос: «За что вам нравится Гарри Поттер?», они ответили: «Тем, что он убивает плохих взрослых»…

Нравственная деградация, происходящая в мире взрослых, находит зеркальное отражение в подростковом мире. Внутренняя жизнь детей отдана взрослыми самим детям и хаотичному воздействию всему и всем, кто сталкивается с ребёнком по ходу его взросления. Это определяет внутреннюю расслабленность подростка, его неспособность управлять собой, делает его неспособным противостоять соблазнам современного мира, расшатывает его нервную систему и формирует личность, не склонную к законопослушности.

Ошибочный стиль семейного воспитания, наличие семейной разобщённости, «телевизионность» семей, доминантность матери, отсутствие семейной иерархии, наличие у родителей разных видов зависимости – всё это способствует воспитанию зависимой, психологически нездоровой личности. Предоставленность подростка самому себе, низкая авторитетность родителей, отсутствие социальных программ, направленных на удовлетворение потребностей подростка, приводит к катастрофической ситуации с данной возрастной категорией.

Большая работу, проводимая с родителями разных возрастных групп детей, показывает, что родители не умеют общаться с подростками, испытывают огромные трудности, сталкиваясь с упрямством, непослушанием, грубостью, шантажом, ленью и лживостью детей. Взрослые не знают, как помочь ребёнку в его нежелании учиться, как заставить его ночевать дома, как быть услышанными.

Разыгрывание на родительских собраниях ситуаций конфликта с ребёнком, предполагающих необходимость объяснить подростку, почему что-то нельзя делать, показали, что родители совершают ряд серьёзных ошибок: сразу начинает наставлять мама, оттесняя отца, у ребёнка не выясняют причин поступка, проговаривая всё за него, отсутствует аргументация, преобладает менторство и отсутствие образов. Всё это говорит о недостаточной образованности родителей в вопросе воспитания детей. Как проходят традиционные классные родительские собрания? Чаще всего на них обсуждаются классные дела, собираются деньги, обсуждается успеваемость, хотя у классного руководителя есть уникальная возможность просвещать родителей по разным вопросам.

Изменяться должны взрослые, тогда будет возможность помогать подросткам благополучно «встраиваться» во взрослую жизнь. Нужно помочь каждому подростку найти своё место в жизни, тогда в «пропасть» не будет падать так много детей.