Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Образовательная среда и система дополнительного образования как важное средство развития личности школьника

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Е.В. Деева, С.В. Субботина (Пермь)

Образовательное учреждение реализует учение Л.С. Выготского о компенсаторных возможностях ребенка с дефектами развитии, суть которого заключается в создании условий, раскрывающих внутренние возможности и резервы ребенка для дальнейшей социализации и адаптации в обществе. У учащихся с ограниченными возможностями здоровья отмечается   неадекватность самооценки,  нарушения мотивационно-эмоциональной сферы, для этой категории детей характерно отсутствие достаточного межличностного общения, в том числе невербального, отмечается ограниченность знаний и представлений о социальной действительности, склонность к социальному иждивенчеству (В.В. Воронкова, К.М. Турчинская, Н.П.Павлова). Исследование проблемы мотивации приводит к выводу, что нельзя подготовить воспитанников специальной школы к самостоятельной трудовой деятельности, к жизни в обществе, не воспитав у них эмоционально-волевых качеств, не научив правильно вести себя в различных ситуациях, проявлять необходимое волевое напряжение при выполнении любой задачи.  Полноценная социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и ценностных ориентаций. «Умственно отсталые подростки не обнаруживают сколько-нибудь глубокого, адекватного эмоционального отношения к музыке, поэзии, живописи» (Г.С. Дульнев). И.Г Ерёменко отмечает слабое развитие у таких детей эстетического восприятия и вкуса. Основные трудности возникают и в сфере использования свободного времени и адекватном определении своего места в непроизводственном коллективе. Основной задачей учебно-воспитательного процесса в школе-интернате №113 является формирование личности ребёнка, создание коррекционно-развивающего пространства как оптимального условия для формирования и развития личности соматически ослабленного ребёнка. В 2011-2012 учебном году в С(к)ОУ VIII вида «Школа-интернат№113» обучается 233 ребёнка, из них 65 обучающихся 1-4классов, что составляет 28%, находятся на круглосуточном пребывании, 63 учащихся 5-7 классов(27% ) –в группе продленного дня, 50 обучающихся – воспитанники детского дома № 10.Скомплектовано 18 классов: 14 классов по программе С(к)ОУ VIII вида, 4 класса – по программе класса для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Учебный процесс организован в 1 смену, во второй половине дня проводятся коррекционно-развивающие и воспитательные мероприятия по утвержденному плану. Анализ социального состава учащихся показывает, что большинство детей имеют неблагоприятные социальные условия для развития, обучения и воспитания. Контингент учащихся характеризуется сложной структурой дефекта, сочетанными формами олигофрении, множественными хроническими сопутствующими заболеваниями. Образовательная деятельность МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 113 VIII вида» регламентируется учебным планом, который составлен на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (1 вариант) для 1-4- х, 5-9-х классов; учебным планом для детей, обучающихся индивидуально на дому; учебным планом для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В I – IV классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. В V – IX классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность. Школа – интернат реализует авторизированные программы: – «Интегрированная модель урока профессионально-трудового обучения (профиль – швейное дело)», составитель Деева Е.В., рецензия ПОИПКРО, 2005 г; – программа по профессионально-трудовому обучению (профиль – швейное дело) для учащихся 5 – 9 классов С(К)ОУ VIII вида, составитель Деева Е.В., 2010 год, – «Информационные технологии», составитель Н.К. Фоминых, программа утверждена на научно-методическом совете г. Перми, 2010 г.

С целью формирования у учащихся компетенций, необходимых для успешной адаптации в современной жизни (информационная, правовая, коммуникативная, трудовая) были введены следующие школьные компоненты: «Основы общественно-правовых знаний» (5-6 классы), «Основы информатики» (8-9 классы). Данные факультативные курсы имеют соответствующее программно-методическое обеспечение. В образовательном учреждении проводятся коррекционно-развивающие занятия: логопедические занятия (1-7 кл.), лечебная физкультура (1-5 кл.), развитие психомоторики и сенсорных процессов (1-4 кл.) способствует формированию у учащихся сенсорных эталонов, развитию пространственно-временных представлений, моторики, слухо-моторной координации. В ходе изучения данных курсов учащиеся овладевали навыками работы с ЦИО, приобретают основы правовой культуры, расширяют свои представления о мире профессий, здоровом образе жизни. Введение данных курсов способствовало формированию у обучающихся адаптивных умений социального взаимодействия, развитию познавательных процессов и расширению кругозора. В школе создана психолого-медико-педагогическая служба сопровождения учащихся, в состав которой входит социальный педагог, педагог психолог, врач педиатр, врач психиатр, дефектолог. Данная служба осуществляет работу по программе «Профилактика правонарушений и СЗЗ среди несовершеннолетних».

Управление современным образовательным учреждение сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. А средством получения такой информации может служить педагогическая диагностика как приём, при помощи которого определяются характер и сущность явления. Организация процесса управления на диагностической основе ведёт к личностной ориентации, в соответствии с которой весь педагогический процесс строится от личности педагога и ребёнка, их опыта, знаний, умений, склонностей и интересов, «а не от образовательной системы, существующей как внеличностная структура» (М.В. Кларин). На основе этого в школе-интернате разработана образовательная программа на 2011-2016 г.г. тема, которой: «Создание условий для формирования адаптивной и социализированной личности на диагностико-прогностической основе».

Основное общее образование является базой для получения среднего полного общего образования, начального и среднего профессионального образования. В целях совершенствования процесса социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей школе используется социально-педагогического потенциал дополнительного образования, который восполняет недостающие или отсутствующие звенья основного образования. Оно решает задачи не только социализации, но и индивидуализации личности подростка и становится основным фактором развития творческих способностей. Именно здесь в полной мере осуществляется принцип природосообразности, существенным образом меняется характер воспитательных отношений, превращая их в партнерские. Именно здесь включаются механизмы творческого воспитания, потому что имеет место труд не по необходимости или по принуждению, а по велению души.

При этом незаменима роль искусства, которое всегда выполняло компенсаторную функцию. Оно спасает людей, которых относят к «группе риска». Еще Л.Н. Толстой отмечал, «…что искусство не убеждает. Оно заражает идеями, верой, идеалами». В школе-интернате №113 VIII вида система дополнительного образования осуществляется по 4 направлениям: художественно-эстетическое (занимаются-34%учащихся) это: музыкальный кружок «До-ре-ми», танцевальный «Тип-топ», ИЗО и дизайн «Радуга», «Школа этикета», «Театральный кружок», Кружок «Театр кукол»; техническое творчество(23%учащихся) кружок «Авиамоделирования»; спортивно-оздоровительное(24,3% учащихся) это три секции «ОФП и спорт. Игры для 1-3 классов,7 класса, 8-9 классов; детский туризм краеведение (21,7%учащихся) это кружок «Юннаты», туристическо-краеведческое объединение «Костер». Такое разнообразие кружков обеспечивается в результате тесного взаимодействия школы с ЦДТ «Детство», МАОУ «Детско-юношеская спортивно-техническая школа» «Нортон-юниор».

Одна из главных задач коррекционно-воспитательной работы – развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, которая успешно решается на занятиях в кружке «Изобразительной деятельности и дизайн», «Авиамоделирования». В силу общего психофизического недоразвития, инертности нервных процессов в своих рисунках дети отражают заученные изображения, дети не проявляют фантазии и творчества.

Для раскрытия творческого потенциала детей на занятиях в кружке используются нетрадиционные техники рисования. В системе дополнительного образования техническое творчество предоставляет учащимся новые возможности для профессионального, интеллектуального и духовного развития, быстрейшей адаптации в условиях современных рыночных отношений.

Воспитанники с увлечением занимаются в кружках декоративно-прикладного творчества: принимают участие в различных районных и городских выставках, что даёт возможность увидеть и оценить работы других детей, формирует умение представить свою работу, дать интервью, рассказать о технологии выполнения работы, о себе, что для детей с ограниченными возможностями здоровья очень важно. Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности. У детей, поступающих в коррекционную школу VIII вида, даже при первичном обследовании обнаруживается фонетические  нарушение речи, нарушенаграмматическая структура речи.

Занятия в кружках «Театральный» и «Кукольный театр» позволяют скорректировать недостатки произношения, расширить словарный запас обучающихся, развить грамматическую составляющую речи, поможет преодолеть речевую замкнутость, активизирует речевую деятельность, развивает у учащихся умение сотрудничать, работать в группе. Программа кружков  имеет коррекционно-развивающую, нравственно-эстетическую и социально-педагогическую направленность. Предусматривает обучение учащихся специальной коррекционной школы VIII вида выразительному чтению перед аудиторией, рассказыванию и инсценированию литературных произведений. Дети, занимающиеся в кружках, являются активными участниками общешкольных мероприятий, выступают со спектаклями в подшефном ДОУ «ЦРР – детском саду № 137».

Программа имеет тесную связь с основной программой по обучению чтению в коррекционной школе VIII вида. Театральная деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение ребёнка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Главное – театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. С большим желанием учащиеся посещают занятия музыкального кружка «До-ре-ми» и танцевального кружка «Тип-топ». Цель занятий, которых: коррекция эмоционально – волевой сферы ребенка, развитие познавательной и творческой деятельности, расширение представлений об окружающем мире, формирование навыков слушать и понимать язык музыки; развитие чувства сопереживания, сочувствия, памяти, воссоздающего воображения, зрительных и слуховых функций, мелкой и общей моторики, координации движений; учить умению выражать свои эмоции и чувства.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование патриотизма, который имеет огромное значение в социально-гражданском и духовно-нравственном развитии личности ученика. Только на основе чувства патриотизма укрепляется любовь к Родине. Появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Именно эти задачи решаются при проведении занятий в кружке «Юннаты» и туристическо-краеведческом объединении «Костер». Учащиеся являются постоянными участниками краевого туристического слета, районных экологических акций, агитбригад, олимпиад по краеведению и экологии. Здоровый образ жизни определяется правильными взаимоотношениями человека с самим собой, с другими людьми, с обществом. В соответствии с этой системой отношений осуществляется работа в кружках «ОФП и спортивные игры». Учащиеся школы активно принимают участие в школьных, городских и краевых спортивных мероприятиях, где занимают призовые места.

Координация совместной деятельности способствует всестороннему развитию учащегося с ограниченными возможностями здоровья: умственного, нравственного, физического и эстетического. Коррекционное обучение и воспитание осуществляется на основе комплексного подхода к формированию личности обучающегося. Образовательная среда в школе-интернате и система дополнительного образования оказывает положительное влияние на формирование личности учащегося и отмечается значительная динамика в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Благодаря таким изменениям личность ребенка с ограниченными возможностями здоровья поднимается на более высокий уровень духовного развития, открываются новые возможности преодоления отрицательного воздействия патологической возбудимости и заторможенности на эмоциональное развитие, переживания своей неполноценности сглаживаются, вытесняясь оптимистическим настроением, происходит процесс обновления и психического оздоровления личности.