С.Ю. Гущеварова (Пермь)
Общеизвестно, что семья является важнейшим социальным институтом, располагающим широким диапазоном уникальных средств влияния на формирование и саморазвитие личности. С семьи начинается развитие каждого человека. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях зарождаются в дружной и теплой атмосфере дома. В основном, приоритет в воспитании детей принадлежит семье, поэтому необходимо все усилия направлять на восстановление взаимопонимания в семье, повышение педагогической культуры и правовой грамотности родителей, на совершенствование воспитательного потенциала семьи.
Особенно требуется от родителей огромных физических и духовных сил в воспитании ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Взрослым важно сохранить физическое здоровье и душевное равновесие, терпимость и оптимизм. От того, как по отношению к ребенку ведут себя родители, будет зависеть судьба ребенка и самой семьи в целом. Поэтому, наилучший способ помощи детям с ОВЗ – это помощь их родителей, и в целом семьи, во всех сферах жизнедеятельности несовершеннолетнего.
В последние годы отмечается падение педагогического потенциала семьи, престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений, повышение риска подверженности детей с ОВЗ из-за неблагополучного психологического климата в семье.
Исходя из этого, подход к семье и условиям воспитания в семье должен осуществляться системно и методически правильно. В нашем учреждении данная работа выстраивается с учётом следующих принципов:
- Развитие ребенка в домашних условиях является наилучшим.
- Вмешательство в семью должно четко обосновываться и закрепляться соглашением.
- Предметом внимания должна быть семья как целостная социальная единица.
- Главное, на чем должно фокусироваться обследование семьи, – это безопасность ребенка (обеспечение физической безопасности, психологической защищенности, обеспечение уровня благополучной жизнедеятельности).
- Для ребенка важно наличие отношений «ребенок-родитель».
- Вмешательство в жизнь семьи должно строиться на союзе с родителями во имя безопасности и развития их ребенка.
- Всегда искать в семье позитивные характеристики, основываясь на них, строить дальнейшую работу.
- Использовать социальное окружение семьи в качестве источника материальной и моральной помощи
- Методический подход должен предусматривать обучение членов семьи различным навыкам.
- Оказание помощи семье в получении необходимых для жизни ресурсов и семейное консультирование на основе понимания характера жизнедеятельности семьи как целостной социальной единицы.
- Время, отпущенное на оказание помощи, должно быть ограничено.
- Всегда необходима периодическая оценка ситуации.
На основе перечисленных принципов социально-педагогическая работа с семьей строится по следующему алгоритму действий:
- диагностический этап;
- аналитический;
- реализационный;
- результативно-оценочный.
В качестве методов изучения семьи используются следующие формы работы: педагогическое наблюдение, изучение социально-бытовых условий проживания, беседы с детьми и родителями, консультации специалистов, анкетирование и тестирование.
На основе наблюдения и семейных условий воспитания неблагополучные семьи можно классифицировать (на основе разработок Л. Алексеевой и А. Захарова):
Таблица1
Типы неблагополучных семей
Тип семьи |
Признаки |
С дефицитом воспитательных ресурсов |
В семье отсутствует один из родителей. Воспитанием ребенка могут заниматься родственники. |
Конфликтная |
В семье царит атмосфера недовольства, недоверия, раздражения, агрессивности, ссор, драк, конфликтные отношения между родителями |
Нравственно неблагополучная |
В семье царит культ вещей, узкий круг духовных и культурных интересов и ценностей, пренебрежение к коллективным формам деятельности, пассивная социальная позиция, безынициативность |
Педагогически некомпетентная |
Родители допускают ошибки в воспитании ребенка, наиболее типичные из них: авторитарность, попустительство, гиперопека (гипоопека), непоследовательность и противоречивость, гиперсоциальность, недостаточная отзывчивость, инверсия родительских ролей (одностороннее женское/мужское влияние, самоустранение матери/отца от воспитания) |
Асоциальная |
Пьянство, тунеядство, распущенность со стороны родителей, один из членов семьи имел судимость или отбывает срок |
Вывод о качестве детско-родительских отношений делается на основе оценки следующих параметров:
- информированность (определяется знаниями родителей о возрастных особенностях детского развития, о различных аспектах воспитания и развития, которые имеет ребенок);
- взаимность при общении (определяется способностью и ребенка, и взрослого как посылать, так и принимать сигналы партнера по общению);
- оценка качества стимуляции развития ребенка (включает определение особенностей организации развивающего пространства, сопутствующим возможностям и уровню развития ребенка, его познавательной активности и интереса, а также осознание родителями зоны ближайшего развития ребенка);
- развитие автономности и самостоятельности ребенка (связано со скоростью реагирования на сигналы и особенностями приспособления родителей к изменениям, вызванным развитием ребенка, появлением у него новых навыков, умений, поведенческих реакций);
- эмоциональный тон отношений (характеризует устойчивость и качество эмоциональных реакций, наличие взаимного удовольствия от общения).
Из анализа и обобщения полученной информации планируются мероприятия по улучшению семейных воспитательных условий развития ребенка, на преодоление семейных трудностей любыми видами доступной помощи.
1. Психолого-педагогическая помощь родителям и ребенку (направлена на преодоление психологических барьеров в области семейного общения, педагогическую поддержку детям, на преодоление неблагополучных жизненных семейных ситуаций):
А) психологическая диагностика и коррекция эмоционально-волевой сферы и регуляции;
Б) определение программы обучения на ШПМПК (школьный психолого-медико-педагогический консилиум);
В) коррекционные занятия со специалистами школы (логопед, психолог, учителя-предметники);
Г) дополнительные занятия с детьми по оказанию помощи в учебе с педагогами-предметами;
Д) патронат семьи (представляет собой посещение на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющими устанавливать и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявлять проблемные ситуации, оказывать незамедлительную помощь);
Е) вовлечение детей в систему дополнительного образования;
Ж) взаимодействие с субъектами профилактики СОП и СС.
2. Медико-социальная помощь (необходима для содействия лечению, медицинское консультирование, санитарного просвещения детей и родителей по профилактике заболеваний, формированию навыков ЗОЖ):
А) консультация врача-психиатра, невролога, невропатолога с целью компетентной помощи для коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка;
Б) помощь родителям специалистов (психиатра, нарколога и др.);
В) помощь семье со стороны родственников и ближайшего окружения;
Г) учет семей в учреждениях и органах социальной защиты;
Д) осуществление устройства детей в специализированные учреждения для социальной реабилитации при бродяжничестве, уходе из дома, проявлении негативных форм социального поведения.
3. Юридически-правовая помощь:
А) информирование детей и родителей об их правах и свободах;
Б) информирование детей и родителей об их обязанностях;
В) выявление нарушений прав и интересов детей и их защита;
Г) помощь в оказании консультации юриста.
4. Лечебно-оздоровительные мероприятия (организация оздоровительного отдыха и досуга учащихся):
А) организация отдыха детей в ЛДО, в ЛТО, загородных лагерях, сплавах;
Б) оздоровление в лечебно-оздоровительных учреждениях;
В) медицинское обследование нуждающихся.
5. Материальная помощь:
А) содействие в улучшении ЖБУ (ремонт квартиры, приобретение одежды и учебных принадлежностей, игрушек);
Б) содействие в трудоустройстве родителей через ЦЗ населения;
В) содействие в социальных выплатах (пособие многодетной малоимущей семье).
После проведенных мероприятий с семьей, проводится оценка результативности работы на основе следующих показателей(табл.2)
Таблица2
Показатели оценки результативности работы с неблагополучной семьёй
Ребенок (обеспечение безопасности и благополучия) |
||
Потребности ребенка |
Способность быть родителем |
Семейные и социальные факторы |
- здоровье; - образование; - поведенческие навыки; - навыки самообслуживания; - отношение с семьей и обществом; - социальная адаптация |
- уход; - обеспечение безопасности; - эмоциональное тепло; - развитие; - контроль; - стабильность
|
- социальная интеграция семьи; - работа и доход; - условия проживания и условия воспитания
|
Положительная динамика семейной ситуации оценивается по критериям:
а) выстроены доверительные отношения с семьей;
б) семья признает проблемы и обращается за рекомендациями и помощью специалистов;
в) симптоматическое поведение ребенка более не наблюдается;
г) сфера социализации ребенка и семьи расширилась.
Оценивая результаты социально-педагогических мероприятий, комплексную работу с семьей можно приостановить, но в течение всего периода обучения ребенка в школе семья должна находиться на контроле администрации ОУ.
Список литературы:
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.: Просвещение,1985 г.;
- Айвазян Е.Б., Павлова А.В., Одинокова Г.Ю. Проблемы особой семьи//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008 г., № 2, 3
- Беличева С.А. Психологическое обеспечение охранно-защитной превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних. М.: Просвещение, 2003 г.;
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1998 г.;
- Инструктивно-методическое письмо об организации ранней профилактики СОП. Департамент образования г. Перми, Управление содержанием и технологиями, 2007 г.;
- Карпунова Н.М. О десоциализирующем влиянии стиля родительских отношений в дисфункциональной семье. Дефектология, 2009 г., № 5;
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение//Избранные педагогические сочинения в2 т. т.1 М.: Педагогика, 1951 г.;
- Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие для студентов ВУЗ. Под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2003 г.
- Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учебное пособие. М.: Дрофа, 2007 г.;
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: ГУ, 1990 г.