Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Социально-педагогическая работа с неблагополучной семьёй в условиях СКОУ VIII вида (из опыта работы)

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

С.Ю. Гущеварова (Пермь)

Общеизвестно, что семья является важнейшим социальным институтом, располагающим широким диапазоном уникальных средств влияния на формирование и саморазвитие личности. С семьи начинается развитие каждого человека. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях зарождаются в дружной и теплой атмосфере дома. В основном, приоритет в воспитании детей принадлежит семье, поэтому необходимо все усилия направлять на восстановление взаимопонимания в семье, повышение педагогической культуры и правовой грамотности родителей, на совершенствование воспитательного потенциала семьи.

Особенно требуется от родителей огромных физических и духовных сил в воспитании ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Взрослым важно сохранить физическое здоровье и душевное равновесие, терпимость и оптимизм. От того, как по отношению к ребенку ведут себя родители, будет зависеть судьба ребенка и самой семьи в целом. Поэтому, наилучший способ помощи детям с ОВЗ – это помощь их родителей, и в целом семьи, во всех сферах жизнедеятельности несовершеннолетнего.

В последние годы отмечается падение педагогического потенциала семьи, престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений, повышение риска подверженности детей с ОВЗ из-за неблагополучного психологического климата в семье.

Исходя из этого, подход к семье и условиям воспитания в семье должен осуществляться системно и методически правильно. В нашем учреждении данная работа выстраивается с учётом следующих принципов:

  • Развитие ребенка в домашних условиях является наилучшим.
  • Вмешательство в семью должно четко обосновываться и закрепляться соглашением.
  • Предметом внимания должна быть семья как целостная социальная единица.
  • Главное, на чем должно фокусироваться обследование семьи, – это безопасность ребенка (обеспечение физической безопасности, психологической защищенности, обеспечение уровня благополучной жизнедеятельности).
  • Для ребенка важно наличие отношений «ребенок-родитель».
  • Вмешательство в жизнь семьи должно строиться на союзе с родителями во имя безопасности и развития их ребенка.
  • Всегда искать в семье позитивные характеристики, основываясь на них, строить дальнейшую работу.
  • Использовать социальное окружение семьи в качестве источника материальной и моральной помощи
  • Методический подход должен предусматривать обучение членов семьи различным навыкам.
  • Оказание помощи семье в получении необходимых для жизни ресурсов и семейное консультирование на основе понимания характера жизнедеятельности семьи как целостной социальной единицы.
  • Время, отпущенное на оказание помощи, должно быть ограничено.
  • Всегда необходима периодическая оценка ситуации.

На основе перечисленных принципов социально-педагогическая работа с семьей строится по следующему алгоритму действий:

  • диагностический этап;
  • аналитический;
  • реализационный;
  • результативно-оценочный.

В качестве методов изучения семьи используются следующие формы работы: педагогическое наблюдение, изучение социально-бытовых условий проживания, беседы с детьми и родителями, консультации специалистов, анкетирование и тестирование.

На основе наблюдения и семейных условий воспитания неблагополучные семьи можно классифицировать (на основе разработок Л. Алексеевой и А. Захарова):

Таблица1

Типы неблагополучных семей

Тип семьи

Признаки

С дефицитом воспитательных ресурсов

В семье отсутствует один из родителей. Воспитанием ребенка могут заниматься родственники.

Конфликтная

В семье царит атмосфера недовольства, недоверия, раздражения, агрессивности, ссор, драк, конфликтные отношения между родителями

Нравственно неблагополучная

В семье царит культ вещей, узкий круг духовных и культурных интересов и ценностей, пренебрежение к коллективным формам деятельности, пассивная социальная позиция, безынициативность

Педагогически некомпетентная

Родители допускают ошибки в воспитании ребенка, наиболее типичные из них: авторитарность, попустительство, гиперопека (гипоопека), непоследовательность и противоречивость, гиперсоциальность, недостаточная отзывчивость, инверсия родительских ролей (одностороннее женское/мужское влияние, самоустранение матери/отца от воспитания)

Асоциальная

Пьянство, тунеядство, распущенность со стороны родителей, один из членов семьи имел судимость или отбывает срок

Вывод о качестве детско-родительских отношений делается на основе оценки следующих параметров:

  • информированность (определяется знаниями родителей о возрастных особенностях детского развития, о различных аспектах воспитания и развития, которые имеет ребенок);
  • взаимность при общении (определяется способностью и ребенка, и взрослого как посылать, так и принимать сигналы партнера по общению);
  • оценка качества стимуляции развития ребенка (включает определение особенностей организации развивающего пространства, сопутствующим возможностям и уровню развития ребенка, его познавательной активности и интереса, а также осознание родителями зоны ближайшего развития ребенка);
  • развитие автономности и самостоятельности ребенка (связано со скоростью реагирования на сигналы и особенностями приспособления родителей к изменениям, вызванным развитием ребенка, появлением у него новых навыков, умений, поведенческих реакций);
  • эмоциональный тон отношений (характеризует устойчивость и качество эмоциональных реакций, наличие взаимного удовольствия от общения).

Из анализа и обобщения полученной информации планируются мероприятия по улучшению семейных воспитательных условий развития ребенка, на преодоление семейных трудностей любыми видами доступной помощи.

1. Психолого-педагогическая помощь родителям и ребенку (направлена на преодоление психологических барьеров в области семейного общения, педагогическую поддержку детям, на преодоление неблагополучных жизненных семейных ситуаций):

А) психологическая диагностика и коррекция эмоционально-волевой сферы и регуляции;

Б) определение программы обучения на ШПМПК (школьный психолого-медико-педагогический консилиум);

В) коррекционные занятия со специалистами школы (логопед, психолог, учителя-предметники);

Г) дополнительные занятия с детьми по оказанию помощи в учебе с педагогами-предметами;

Д) патронат семьи (представляет собой посещение на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющими устанавливать и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявлять проблемные ситуации, оказывать незамедлительную помощь);

Е) вовлечение детей в систему дополнительного образования;

Ж) взаимодействие с субъектами профилактики СОП и СС.

2. Медико-социальная помощь (необходима для содействия лечению, медицинское консультирование, санитарного просвещения детей и родителей по профилактике заболеваний, формированию навыков ЗОЖ):

А) консультация врача-психиатра, невролога, невропатолога с целью компетентной помощи для коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка;

Б) помощь родителям специалистов (психиатра, нарколога и др.);

В) помощь семье со стороны родственников и ближайшего окружения;

Г) учет семей в учреждениях и органах социальной защиты;

Д) осуществление устройства детей в специализированные учреждения для социальной реабилитации при бродяжничестве, уходе из дома, проявлении негативных форм социального поведения.

3. Юридически-правовая помощь:

А) информирование детей и родителей об их правах и свободах;

Б) информирование детей и родителей об их обязанностях;

В) выявление нарушений прав и интересов детей и их защита;

Г) помощь в оказании консультации юриста.

4. Лечебно-оздоровительные мероприятия (организация оздоровительного отдыха и досуга учащихся):

А) организация отдыха детей в ЛДО, в ЛТО, загородных лагерях, сплавах;

Б) оздоровление в лечебно-оздоровительных учреждениях;

В) медицинское обследование нуждающихся.

5. Материальная помощь:

А) содействие в улучшении ЖБУ (ремонт квартиры, приобретение одежды и учебных принадлежностей, игрушек);

Б) содействие в трудоустройстве родителей через ЦЗ населения;

В) содействие в социальных выплатах (пособие многодетной малоимущей семье).

После проведенных мероприятий с семьей, проводится оценка результативности работы на основе следующих показателей(табл.2)

Таблица2

Показатели оценки результативности работы с неблагополучной семьёй

Ребенок

(обеспечение безопасности и благополучия)

Потребности ребенка

Способность быть родителем

Семейные и социальные факторы

- здоровье;

- образование;

- поведенческие навыки;

- навыки самообслуживания;

- отношение с семьей и обществом;

- социальная адаптация

- уход;

- обеспечение безопасности;

- эмоциональное тепло;

- развитие;

- контроль;

- стабильность

 

- социальная интеграция семьи;

- работа и доход;

- условия проживания и условия воспитания

 

Положительная динамика семейной ситуации оценивается по критериям:

а) выстроены доверительные отношения с семьей;

б) семья признает проблемы и обращается за рекомендациями и помощью специалистов;

в) симптоматическое поведение ребенка более не наблюдается;

г) сфера социализации ребенка и семьи расширилась.

Оценивая результаты социально-педагогических мероприятий, комплексную работу с семьей можно приостановить, но в течение всего периода обучения ребенка в школе семья должна находиться на контроле администрации ОУ.

Список литературы:

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.: Просвещение,1985 г.;
  2. Айвазян Е.Б., Павлова А.В., Одинокова Г.Ю. Проблемы особой семьи//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008 г., № 2, 3
  3. Беличева С.А. Психологическое обеспечение охранно-защитной превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних. М.: Просвещение, 2003 г.;
  4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1998 г.;
  5. Инструктивно-методическое письмо об организации ранней профилактики СОП. Департамент образования г. Перми, Управление содержанием и технологиями, 2007 г.;
  6. Карпунова Н.М. О десоциализирующем влиянии стиля родительских отношений в дисфункциональной семье. Дефектология, 2009 г., № 5;
  7. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение//Избранные педагогические сочинения в2 т. т.1 М.: Педагогика, 1951 г.;
  8. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие для студентов ВУЗ. Под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2003 г.
  9. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учебное пособие. М.: Дрофа, 2007 г.;
  10. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: ГУ, 1990 г.