В.И. Яшкова (пос.Тёплая гора, Пермский край)
В настоящее время специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа представляет собой один из наиболее перспективных видов реабилитационного учреждения для несовершеннолетних с проблемами в поведении, обучении, развитии, социальной адаптации.
Концепция развития спецшколы заключается в психолого-педагогической терапии предусматривающей:
- работу по психолого-педагогической и социальной реабилитации подростков, направленную на их коррекцию, оздоровление, развитие и адаптацию в обществе;
- создание условий для получения начального общего, основного общего, дополнительного образования;
- работу по развитию творческих способностей воспитанников.
Педагогический коллектив спецшколы ставит перед собой следующие задачи:
- приведение незаконопослушной личности к законопослушанию;
- обеспечение условий для психолого-медико-педагогической коррекции
- личности подростка;
- ликвидацию пробелов в знаниях учащихся;
- приобретение трудовых навыков через обучение техническому и обслуживающему труду и
- получение дополнительного образования;
- предоставление социально-правовой помощи через работу социальных педагогов.
Вся деятельность педагогического коллектива спецшколы направлена на профилактику девиантного поведения подростка и его коррекцию.
Педагогический коллектив школы ведет целенаправленную работу в этом направлении: изучает личные дела воспитанников, рассматривает причины и источники правонарушений подростков, диагностирует социальную и педагогическую запущенность, изучает индивидуальные особенности личности каждого воспитанника. В следствие вышесказанного, происходит включение подростка в учебную, трудовую и общественно- полезную деятельность, в индивидуальное и групповое соревнование по всем аспектам жизнедеятельности.
Работа учебно-воспитательного учреждения закрытого типа имеет свои особенности:
Специфика работы школы заключается:
- в четком распорядке дня. Четкий переход одного режимного момента к другому способствует формированию жизненно важных привычек, умение правильно распределять время.
- в системе воспитательных мероприятий. Основной составляющей воспитательной работы является участие учащихся во всех общешкольных мероприятиях. Это способствует повышению уровня коммуникабельности каждого воспитанника, развитию личностных качеств.
- в участии в общественно-полезном труде. Большое значение уделяется трудовому воспитанию, труду на пришкольном участке, работе в мастерских, посильное участие в ремонте школьных помещений.
- в психолого-педагогической помощи подросткам. Она осуществляется путем индивидуальных консультаций, групповой работы. Координация деятельности специалистов школы происходит на плановых и внеочередных заседаниях ПМПК.
- в отсутствии свободного выхода воспитанников за пределы территории спецшколы без согласия педагогического коллектива.
- в наличии службы режима и организации, которая контролирует четкое соблюдение распорядка дня, защиту воспитанников от криминального воздействия, обеспечивает безопасность ребенка, сопровождает его при выходе за пределы школы для участия в спортивных, культурно-массовых мероприятиях, экскурсиях, а также занимается профилактикой совершения правонарушений.
- во взаимодействии с правоохранительными органами по проблемам правового воспитания. Данная работа ведется по плану, совместно разработанному с субъектами профилактики.
Воспитательная работы школы ведется по двум программам:
- индивидуально-адаптационной программе занятий с воспитанником, прибывшим в школу, «7 дней» и групповой коррекционно-реабилитационной программе «Преодоление». Современные исследования показывают, что даже очень хорошие программы по профилактике первичных и повторных преступлений слабо используют виды когнитивно-поведенческого вмешательства в деятельность несовершеннолетнего, которое является эффективным средством изменения антисоциального прокриминального поведения.
Программа «Преодоление», которая создана педагогическим коллективом школы учла недостатки предыдущих ранее действующих в школе программ.
Она использует три основных вида когнитивно-поведенческого вмешательства, дополняющих друг друга:
- когнитивную реструктуризацию, т.е. изменение ошибочных или иррациональных убеждений подростка, которые подпитывают его преступные действия;
- обучение навыкам преодоления, т.е. необходимо научить ребенка справляться с конкретными стрессовыми и опасными ситуациями, сформировать социальные компетенции;
- обучение методикам решения проблем, т.е. обучение эффективным способам решения проблем повседневной жизни, самоконтролю.
Программа «Преодоление» нацелена, главным образом, на последовательное, системное воспитание у подростков самостоятельности и социальной самозащиты через обучение, снижение контроля и вмешательства со стороны сотрудников школы, что позволит воспитанникам повысить ответственность за свои действия, обеспечить эффективное социальное закаливание.
Социальная самозащита – необходимое условие социального становления современного человека. Социальная самозащита – это способность личности активно и гибко реагировать на изменения внешних условий, социальных и психологических реалий и в то же время постоянно сохранять принятые ею нормы, установки и социальный опыт, противодействуя негативным воздействиям социальной среды.
Общеметодологической базой процесса формирования этих ключевых параметров развития устойчивого к негативному влиянию человека, подготовленности к социальной самозащите явилась разработанная профессором М.И.Рожковым концепция социального закаливания личности на основе социальных проб.
Для того, чтобы человек комфортно чувствовал себя в обществе, с одной стороны, он должен быть защищен извне – системой социальной защиты. С другой стороны, человек должен быть защищен внутренне, т.е. обладать способностью самозащиты. Только наличие соц.защиты и самозащиты позволит ему легко адаптироваться ко всем происходящим изменениям и без патологии пройти путь социального становления своей личности.
Поэтому целью нашей реабилитационной программы является воспитание у подростков самостоятельности и социальной самозащиты через обучение и обоснованное снижение педагогического контроля.
Развитие личности воспитанника включает в себя 4 ступени.
На первой ступени у подростков формируется принятие правил поведения в школе. Они знакомятся с правовыми знаниями, направленными на соблюдение социальных норм поведения, усваивают нравственные нормы и ценности общества.
На последующих ступенях развития личности происходит дополнительное информирование, закрепляются навыки, формируются компетенции и осуществляется практическая деятельность по ключевым свойствам.
На второй ступени у подростков формируется способность к независимому восприятию Мира, креативному мышлению.
На третьем этапе формируется способность принимать решения и нести за них ответственность.
На четвертом этапе происходит формирование «Социальной самозащищенности», т.е. социального закаливания способности активно и гибко реагировать на изменения внешних условий при сохранении принятых социальных и культурных норм.
Девиз программы «Преодоление»: «Верь в собственные силы и помощь педагогов, никогда не теряй надежду».
Программа состоит из разделов:
- «Я и мое будущее»
- «Моя позиция»
- «Дорога в здоровую жизнь»
- «Всякое знание превращай в деяние».
Каждый раздел программы имеет свои конкретные цели, которые могут реализоваться на классном, отрядном, общешкольном уровне. Основными направлениями разделов работы являются:
- нравственно-патриотическое
- правовое
- здоровье-сберегающее
- учебно-познавательное
- художественно-эстетическое
- трудовое.
Программа основана на следующих принципах:
1. Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка.
Основа этого принципа – ребенок, как главная ценность, норма отношений – гуманность. Педагог должен видеть в своем воспитаннике прежде всего лучшее, это лучшее и является его опорой в работе с ним, формирует у ребенка позитивные качества, заставляет поверить в себя. Мы учим подростка уважать свое человеческое «Я».
2.Принцип социальной адекватности.
Соответствие средств и содержания воспитания.
3. Принцип индивидуализации.
Условиями реализации этого принципа в адаптивно-коррекционном образовании являются:
- мониторинг изменений индивидуальных качеств ребенка;
- определение эффективности влияния фронтальных подходов;
- выбор специальных средств педагогического воздействия;
- учет индивидуальных качеств личности ребенка.
4. Принцип социального закаливания:
- включение детей в решение различных проблем;
- диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;
- стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях;
- оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения.
5. Принцип семейного воспитания: в разновозрастных отрядах поддерживаются отношения по типу « младшие уважают старших, старшие заботятся о младших».
Реализация данной программы показала, что у воспитанников:
1. формируется мировоззрение, основанное на нравственной ответственности за свои поступки во всех сферах жизни и деятельности.
2. формируются навыки физической культуры и личной гигиены, потребность в охране и защите своего здоровья и всего живого.
3. развивается негативное отношение к употреблению наркотических веществ, включая алкоголь и табачные изделия.
4. совершенствуется работа над самовоспитанием, при сочетании индивидуального воспитания с воспитанием в коллективе.
5. Происходит благополучная интеграция в общество после выпуска.
Реализация данной программы принесла следующие результаты:
Таблица 1
Постинтернатная адаптация ребенка в первый год после выпуска
за 2008-2009 гг.
год |
Кол-во выпускников |
Нет сведений |
Учатся, работают |
Не учатся, не работают |
Совершили преступления |
2008год |
22 |
1 (+ 1 погиб) |
15 чел 75% |
1 чел. 5% |
4 чел. 20% |
2009год |
21 |
5 |
15 чел. 94% |
0 |
1 чел. 6% |
В 2008 году был выпущен 21 несовершеннолетний, из них преступления совершили 2 подростка, 19 – учатся или работают.
За 2009 году выбыл 21 воспитанник. Преступлений никто не совершил, 5 человек привлекались к административной ответственности. Программа нацелена, главным образом на последовательное, системное воспитание у подростков самостоятельности и социальной самозащиты через обучение, снижение контроля и вмешательства со стороны сотрудников школы, что позволит воспитанникам повысить ответственность за свои действия, обеспечить эффективное социальное закаливание.
Для отслеживания позитивных изменений в поведении ребенка третий год проводится диагностика уровня воспитанности по методике Н.П.Капустиной.
На основе результатов данной диагностики воспитатели имеют возможность спланировать индивидуальную работу с подростком, скорректировать работу по формированию нравственно-правовых установок, обратить внимание других специалистов на проблему данного воспитанника.
Одним из путей повышения эффективности реабилитационного процесса является совершенствование управления всей системой коррекции личности. Особая роль в школе закрытого типа отводится психолого- медико- педагогической комиссии. Это орган управления, экспертизы, координации и регуляции деятельности специалистов. В основу деятельности П.М.П.К была положена идея работы в команде и наблюдения за тем, как формируется «нравственный иммунитет» и как он проявляется у воспитанников в конкретной деятельности. Команда специалистов П.М.П.К сегодня может составить перспективный прогноз социальной адаптации воспитанника и создать рекомендации для образовательного учреждения и лиц курирующих адаптацию ребенка после выпуска. Отработан алгоритм деятельности комиссии каждого вида: установочная, динамическая, выпускная, комиссия « 03». Разработана и внедрена сопутствующая документация, которая позволяет объединить специалистов (педагогов, психологов, медицинских работников, социальных педагогов) не только при составлении адресного маршрута, но и при его реализации. На каждого воспитанника заполняется личное дело, карта социального педагога и карта изучения и индивидуального сопровождения воспитанника, в которой отражаются результаты коррекционно-реабилитационного процесса, на основе чего разрабатываются рекомендации по дальнейшей реабилитации и выбираются методы воздействия.
Заседание ПМПК проходит за круглым столом, что создает отношение равенства между специалистами школы и ребенка. Первое ПМПК проводится через 3 месяца после прибытия подростка в школу. На нем анализируются данные первичного обследования воспитанника, его потенциальные возможности и разрабатывается первичный план реабилитации. Специалисты распределяют между собой зоны ответственности, договариваются о том, что каждый делает на своем участке. Следующие ПМПК проводятся каждые 6 месяцев. На них анализируются изменения личности ребенка, происшедшие с ним в процессе реабилитации. При необходимости вносятся коррективы в индивидуальный маршрут реабилитации. За 2 месяца перед отчислением ребенка из школы проводится выпускная ПМПК, где анализируется уровень готовности воспитанника к выпуску и формируются рекомендации по постинтернатной адаптации.
В школе создана психологическая служба, которая работает в нескольких направлениях: просвещение, профилактика, диагностика, коррекция, консультирование. Используются как групповые, так и индивидуальные формы работы. На заседаниях ПМПК психолог координирует работу других специалистов, опираясь на результаты диагностики.
В школе работает служба социальных педагогов. Каждый социальный педагог закреплен за определенной группой детей и сопровождает подростка с момента поступления в школу до выпуска, оказывает помощь и поддержку в период ресоциализации. Работая в рамках ПМПК, социальный педагог проводит диагностическое обследование семьи воспитанника, участвует в разработке коррекционной программы в соответствии с нуждами конкретного подростка и реальными семейными условиями, осуществляет контакты со специалистами различных учреждений с целью реализации плана по вопросам охраны прав детей и детей-сирот, осуществляет контроль за отражением результатов реабилитационного процесса в картах изучения и индивидуального сопровождения воспитанника.
С первого дня нахождения ребенка в учреждении закрытого типа начинается подготовка его возвращения в семью или гос.учреждение. Для успешной адаптации несовершеннолетнего в социуме в постинтернатный период осуществляются контакты со службой социальной реабилитации (ССР). Цель их – психологическая подготовка членов семьи к возвращению подростка из школы закрытого типа, создание комфортных условий для проживания ребенка, улучшение морально-нравственного климата в семье. Таким образом, семья или гос.учреждение привлекаются к процессу реабилитации.
В течение первого месяца нахождения подростка в школе, а затем после каждого ПМПК социальные педагоги высылают в службу социальной реабилитации информацию о выявленных проблемах воспитанника, о ходе реабитализационного процесса, его психолого-педагогическую характеристику, рекомендации специалистам, работающим с семьей. В основном решается вопрос восстановления детско-родительских отношений, повышения ответственности родителей за воспитание подростка. За месяц до выпуска наряду с выпускной характеристикой в ССР направляется отчет по выполнению программы индивидуального курса реабилитации каждого воспитанника. Это способствует согласованности, преемственности в работе различных субъектов профилактики с подростком, повышает возможности участия семьи в реабитализационном процессе, способствует поддержанию социально конструктивной связи несовершеннолетнего с семьей и родственниками, создаются условия для успешной ресоциализации.
В воспитании подростков играет роль и служба режима и организации. Она контролирует четкое соблюдение распорядка дня, защиту воспитанников от криминального воздействия, обеспечивает безопасность ребенка, сопровождает его за пределами школы, предотвращает правонарушения. Второе направление работы службы режима и организации – это профилактическая работа по предупреждению правонарушений, которое включает в себя проведение индивидуальной работы, плановых досмотров, сохранность контингента воспитанников.
В жизни воспитанников большая роль отводится школьному соуправлению. Это работа совета командиров, отрядное и классное соуправление. В школе действует положение «О работе актива в отряде», где прописаны по каждой отрядной должности права и обязанности. Эта работа дисциплинирует воспитанника, самоорганизовывает, развивает умение жить в коллективе и для коллектива.
С 2009 года начала официально свою работу Школьная служба примирения. На базе нашей школы в 2003году прошли в два этапа курсы по восстановительным технологиям, мы начали апробировать эти технологии в работе. Педагоги школы в роли медиаторов проводят примирительные встречи между воспитанниками. На практике ребенок видит, как можно мирно разрешить конфликт.
Результаты по самовоспитанию воспитанник отражает в своем дневнике в конце дня. Если ребенок отражает в тетради плохое настроение, проблему с которой самому не справиться, воспитатель приглашает на индивидуальную беседу или направляет ребенка к психологу. Изменения в личности воспитанника и изменения в коллективе отряда обсуждаются на итогах дня. Сделав выводы, командир отряда обсуждает с дежурным администратором прожитый день. Воспитанник может наблюдать за своим индивидуальным рейтингом с помощью системы баллов, для того чтобы видеть на уровне цифр свой взлет или падение. В школе разработана единая система прибавления и снятия баллов.
Успехи и достижения своего отряда воспитанники видят при подведении итогов конкурса « Мы первые». В результате формируется самосознание, уважение к своему коллективу и его мнению.
Критерии этого конкурса:
это учеба, дисциплина, чистота блока, спортивные достижения отряда и трудолюбие, проявляемое на занятиях дополнительного образования.
В школе действуют нормативно-правовые положения, регламентирующие воспитательный процесс, которые стимулируют воспитанников для их самосовершенствования.
Это следующие положения:
- «О поощрениях для воспитанников»;
- «О предоставлении увольнительной»;
- «О досрочном выпуске»;
- «О каникулярном отпуске»;
- «О внутришкольном соревновании между отрядами»;
- «О портфолио воспитанника».
В основе воспитательной работы школы лежит совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям, которая способствует развитию личностных качеств воспитанников, что помогает развитию коллектива в целом.
Вовлекая детей в общественную деятельность, организуя конкурсы, выставки, проекты, презентации, мы развиваем их способности. А развитие способностей и успешность в любой деятельности формирует чувство достоинства и уважения к самому себе как человеку и гражданину.
Для того, что программа работала, недостаточно грамотного педагогического коллектива, необходимо постоянно поддерживать позитивные изменения личности ребенка поощрением и создать комфортные условия для содержания воспитанников.
Для проживания воспитанников предназначены 2-3 этажи четырехэтажного корпуса. На каждом этаже находятся 5 жилых блоков. Отряд из 10 подростков проживает в отдельном блоке. Жилой блок состоит из 2-3 спален, комнаты для подготовки домашнего задания, 1-2 бытовых комнат, холла, санузла с душевой кабиной. Раз в неделю воспитанники посещают баню с сауной, которая находится на территории школы. В спальнях имеется ночное освещение и застекленные проемы для наблюдения за воспитанниками. Комнаты светлые, оборудованные всем необходимым (мягкой мебелью, телевизором, музыкальным центром), эстетически оформленные. Каждый подросток в учебной комнате имеет отдельный стол для выполнения домашнего задания. Для хранения личных вещей воспитанники используют тумбочки.
Во время отдыха воспитанники могут посещать школьный кинотеатр, бильярдную комнату, совмещенную с игровой, зал настольного тенниса, спортивный, тренажерный зал, зал лечебной физкультуры, детский коктейль-бар (по праздникам). Для коллективных чаепитий оборудована чайная комната. Для снятия психо-эмоциональной напряженности имеется комната психологической разгрузки.
В летнее время подростки играют в футбол на школьном стадионе, зимой в хоккей. Имеются открытые волейбольная и баскетбольная площадки, асфальтовые дорожки для катания на велосипедах, скейтах, роликовых коньках.
Для подготовки к службе в армии силами ребят создана полоса препятствий.
В школе имеются 5 теплиц, общей площадью 90 м2, где выращиваются овощи. На пришкольном участке посажены ягодные кустарники, разбиты цветники. Оборудована шашлычная поляна.
В школе сложились определенные традиции: проводятся «День именинника», «Проводы зимы», «Масленица», «Праздник урожая» «День Нептуна», «Арбузник». Воспитанники ежегодно принимают участие в легкоатлетической эстафете, посвященной Дню Победы, в районном туристическом слете. Школа имеет свой автобус. Во время каникул совершаются поездки в цирк, театр, музеи, аквапарк, бассейн, боулинг, пейнтбол. Летом организуются пешие походы и сплавы на катамаранах.
Ежегодно отмечается праздник Защитника Отечества, в честь которого проводится смотр строя и песни. Впервые в 2010 году была проведена военно-спортивная игра «Зарница».
Школа сотрудничает с общественными и государственными организациями: с отделом культуры Горнозаводского района, Советом ветеранов, Домами культуры, музеями, миграционной службой, линейным, городским отделами милиции, благотворительным фондом «Сироты Прикамья». Данное сотрудничество способствует успешной социализации воспитанников.
В период нахождения ребенка в спецшколе не прерывается его связь с семьей. Для родителей проводится «День открытых дверей», когда родители могут познакомиться со школой, получить консультации специалистов.
Воспитательная работа дает свои результаты.
В 2008 году туристическая группа школы показала лучшие результаты в соревнованиях «Школа безопасности – 2008» и заняла 5 место в краевых соревнованиях «Школа безопасности – 2009». Учащиеся школы участвуют в международных предметных играх: по русскому языку «Русский медвежонок – языкознание для всех», в игре по математике «Кенгуру», во всероссийской олимпиаде «Географическое пополнение», в межрегиональной математической олимпиаде школьников 6-10 классов. В игре «Енот – знаток естественных наук» воспитанник школы в 2010 году занял 2 место среди учащихся Горнозаводского района. Воспитанники школы являются неоднократными призерами краевого конкурса «Флора – декор».
В 2008 г. школа стала победителем Всероссийского конкурса «Ваши права – наши права».
За 9 лет существования школы воспитательная работа, направленная на формирование законопослушной личности постоянно совершенствуется.
Работа, направленная на позитивные изменения в личности воспитанника, основана на сочетании принципов убеждения и добровольности с принципами принуждения и обязательности с использованием методов поощрения и наказания.
Таким образом, работа школы направлена на личностный рост воспитанника и способствует его успешной реинтеграции в общество.