Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Формирование здорового образа жизни как одно из направлений профилактики употребления психоактивных веществ

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Н.В. Юняева (Пермь)

На протяжении последних десятилетий в России отмечается тревожная тенденция употребления подростками психоактивных веществ, связанная с возникновением у них социально опасных форм девиантного поведения: алкоголизма, наркомании, бродяжничества, преступности. Подростковый возраст, выступающий предметом многих исследований в отечественной и зарубежной практике, рассматривается как кризисный и переходный период от детства к взрослости. Именно для этого возраста характерными являются эмоциональная нестабильность и связанные с ней разнообразные поведенческие эксцессы.

Современные исследования показывают, что подавляющая часть проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации, в том числе и аддиктивное поведение, имеет корни в несформированности у них здорового образа жизни [1; 2; 3]. Приобщение школьников к здоровому образу жизни, формирование осознанных побуждений к нему не всегда носит целенаправленный характер. Обозначенное состояние практически объясняется отчасти отсутствием в теории целостной концепции, раскрывающей пути и условия формирования мотивации к ЗОЖ в условиях общеобразовательной школы.

Процесс формирования мотивации ЗОЖ у школьников целесообразно рассматривать, на наш взгляд, как органичную часть целостного педагогического процесса, как взаимодействие внешних и внутренних факторов. Его внутренними факторами являются потребностно-мотивационная сфера, ценностные ориентации, отношения, самооценка, интересы, индивидуальные свойства личности. Внешним фактором в данном случае выступает образовательный процесс.

Таким образом, реализация процесса формирования мотивации ЗОЖ школьников предусматривает такое построение системы средств, которая, с одной стороны, направлена на изменение условий учебно-воспитательного процесса в школе, в частности, валеологизация содержания учебных дисциплин, с другой стороны, – на изменение внутриличностной сферы посредством сознательно-волевой работы по осмыслению, переосмыслению школьниками отношения к здоровому образу жизни, к стилю своей жизни.

С позиции системно – целостного подхода процесс формирования мотивации здорового образа жизни выстраивается с учетом логики развития данного психологического феномена, предполагающей движение мотивации от системных проявлений к устойчивому функционированию, и предусматривает несколько этапов:

1. Ориентационный этап, в процессе которого у подростков формируется положительное отношение и интерес к здоровому образу жизни, осознается ценность здоровья для самореализации.

2. Этап становления, в ходе которого формируются потребности в здоровом образе жизни, стремление к самообразованию в данной сфере с позиции ценностей здоровья. На этом этапе цель определяется как формирование устойчивой мотивации ЗОЖ, характеризующейся устойчивым интересом к проблеме, стремлением к самообразованию в области ЗОЖ, самооценке и коррекции отдельных компонентов жизнедеятельности с позиции ценностей здоровья.

3. Этап генерализации, основным содержанием которого является становление целостной системы мотивов здорового образа жизни, обеспечивающее проектирование жизнедеятельности с позиции здорового образа жизни. На этом этапе четкой становится субординация мотивов, углубляются социально-ценные мотивы учебной деятельности с позиций здорового образа жизни, стимулируются побуждения к уверенной реализации валеологических знаний и умений в организации учебной деятельности, в новых ситуациях, потребность в творческом проектировании жизнедеятельности с позиций здорового образа жизни.

Для реализации цели ориентационного этапа, как показала проведенная нами опытная работа, наиболее действенными являются следующие средства: насыщение содержания материала учебных дисциплин современными знаниями в области проблем здорового образа жизни; включение материала, имеющего профессиональную направленность; создание ситуаций самоанализа; использование проблемного изложения материала по отдельным аспектам здорового образа жизни, проведение дискуссий и др.

Цели этапа становления достигаются с помощью углубления содержания учебных дисциплин; созданием ситуаций саморегуляции, побуждающих к анализу и коррекции своего образа жизни с позиции здорового образа жизни (оценка уровня сформированности готовности к здоровому образу жизни, гигиенической и нравственной воспитанности и составление на основе полученных результатов программ саморазвития), созданием практико-имитационных ситуаций («Точка зрения», «Передача эмоций» и др.), стимулирующих более глубокое осмысление необходимости знаний и умений ЗОЖ в учении и других видах деятельности, побуждающих школьников к высказыванию оценочных суждений, отстаиванию своих убеждений по различным проблемам ЗОЖ.

Для реализации цели этапа генерализации школьники включаются в ситуации самореализации, стимулирующие стремление к самовыражению, демонстрации собственных подходов к построению целей в ходе решения валеологических проблем и в процессе реализации учебной деятельности (создание индивидуальных программ ЗОЖ, разработка и обоснование вариантов валеологизации учебного процесса в школе, проведение круглых столов «Мое мнение о ЗОЖ», проблемные и практико-имитационные ситуации, моделирующие типичные черты здорового образа жизни, будущей профессиональной деятельности).

Формирование мотивов здорового образа жизни рассматривается нами как целенаправленный процесс содействия подростку в осознании им здоровья как высшей ценности, в формировании ответственного отношения за него и во включении ребенка в здоровьетворение в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями. Этот процесс строится на принципах сохранения, укрепления и формирования здоровья.

Модель формирования мотивов здорового образа жизни у подростков представлена ценностным, личностным, целевым, деятельностным, когнитивным и результативным компонентами, взаимосвязанными между собой.

Целевой компонент связан с формированием ответственного отношения к здоровому образу жизни на основе самосознания ценности формирования положительной «Я-концепции». Ценностный компонент модели представляет собой самоопределение в сфере здорового образа жизни, отношение к здоровью как к ценности; когнитивный компонент – получение и перевод информации о целостности здоровья в знание законов здоровья, факторов риска и устойчивости; личностный компонент – личностные структуры, востребованные в процессе формирования здорового образа жизни (чувства, характер, воля, креативность); деятельностный компонент – опыт овладения здоровым образом жизни, здоровьетворением, самодиагностикой, проявление потребности в сохранении и укреплении здоровья; результативный компонент – целостное представление и ответственное отношение к здоровому образу жизни, опыт овладения его средствами.

При разработке программы формирования здорового образа жизни для подростков мы руководствовались положением сконструированной модели, учитывали реальные возможности общеобразовательной школы: уровень знаний, умений и навыков в области ЗОЖ, содержание предметов, изучаемых в школе, состояние здоровья учащихся.

Целью программы являлось формирование отношения к здоровью как лично значимой ценности для каждого подростка. Мы исходили из того, что мотивация здорового образа жизни начинается с осознания ценности здоровья, только через осознание ценности здоровья можно объяснить роль усилий, направленных на здоровье.

Реализация поставленной цели предусматривала решение таких основных задач программы, как: создание условий для сохранения подростком ценности здоровья; формирование у подростков опыта самопознания; формирование позитивной «Я-концепции» подростка; стимулирование овладения индивидуальными способами здорового образа жизни.

Экспериментальную программу мы назвали программой содействия подростку в формировании индивидуальных основ мотивации здорового образа жизни «Мой выбор – здоровый образ жизни». В основе программы – система занятий, спланированных для 7-8 классов школы, которые реализуются в процессе внеклассной воспитательной работы.

Принципы построения программы

1. Целостность формирования здорового образа жизни, реализация которого предполагает представление в единстве ценностного, личностного, деятельностного, когнитивного компонентов.

2. Креативность (творческий характер мотивов воспитания здорового образа жизни), реализация которого требует опору не на «привитие» привычек, а на создание условий для того, чтобы учащийся как субъект здоровьетворения на основе знаний, убеждений научился выбирать для себя способы здорового образа жизни в соответствии с состоянием здоровья и окружающими его обстоятельствами.

3. Субъектность, предполагающая опору на реальную жизнь подростка, использование субъектного опыта выстраивания «Я – реального» и определение путей движения к «Я – идеальному».

4. Эмоциональное стимулирование, использование в процессе формирования ЗОЖ эмоциональных стимулов, создающих положительную основу при изучении сложных вопросов здоровья.

5. Широкое использование возможностей внеклассной воспитательной работы.

6. Опора на традиции оздоровления, национальные системы оздоровления, рекомендации которых предполагают учет и использование традиций здоровьесбережения и здоровьетворения.

Наряду с другими направлениями большое внимание в программе уделено внеклассной работе по физической культуре, т.к. физическое воспитание является важной составной частью валеологического образования школьников.

При составлении программы мы учли требования к организации занятий с учащимися, а также пожелания самих учащихся, что обеспечивает реализацию принципа свободного выбора.

В качестве основных критериев сформированности мотивов здорового образа жизни у подростков выступают:

  • представление о здоровье (целостное, многокомпонентное, субъективное) и здоровом образе жизни (системное);
  • отношение к здоровому образу жизни (бережное, заинтересованное, позитивное, ответственное);
  • опыт по овладению навыками, приемами здорового образа жизни (общими для всех и субъективно значимыми).

При определении критериев сформированности ЗОЖ мы учитывали состав, иерархию и осознанность мотивов, предметную направленность мотивов, динамические свойства мотивов, активность мотивов и перенос ее на новые ситуации и организацию процесса обучения в целом, свободу выбора целей ЗОЖ и путей ее реализации.

В соответствии с целями и задачами, принципами программы в содержание программы вошли такие направления: «Здоровье, его составляющие и законы», «Организм человека», «Этика и общение, «Способы сохранения, укрепления и коррекции здоровья», «Познай себя и сотвори себя сам», «Скажи «Нет» вредным привычкам». Все направления изучаются через «Я» подростка, что позволяет выделить аспект самопознания.

Внедрение программы позволило выявить положительную динамику по основным критериям и показателям, что свидетельствует о целесообразности ее применения в образовательной практике.

Обобщение результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

  • формирование мотивов здорового образа жизни является сложным целостным процессом, связанным с созданием условий для осознания подростком ценности здоровья как социально и индивидуально значимой;
  • обосновано, что модель формирования мотивов здорового образа жизни у подростков отражает сущностные характеристики процесса развития у них ответственного отношения к своему здоровью на основе положительной «Я-концепции»;
  • доказано, что процесс формирования мотивов здорового образа жизни будет успешен, если его проектирование основано на учете принципов системности, креативности, субъектности, эмоционального стимулирования, опоры на внеклассную воспитательную работу, широкого использования народных традиций и систем оздоровления;
  • определено, что основными критериями сформированности здорового образа жизни выступают ответственное отношение и система представлений о здоровье, а также опыт овладения средствами и технологиями здорового образа жизни;
  • опытно-экспериментальная работа проверила и подтвердила эффективность программы « Мой выбор – здоровый образ жизни», что подтверждается результатами начальной и итоговой диагностики, выявленной положительной динамикой по основным критериям и показателям.

В результате проведенного исследования мы пришли к убеждению, что необходимо:

  • проводить систематический сбор информации о характере потребностей детей и подростков в занятиях по формированию здорового образа жизни, выявлять и изучать предложения занимающихся по совершенствованию внеклассной воспитательной работы;
  • максимально индивидуализировать процесс подбора и реализации программ занятий в зависимости от пожеланий, исходного уровня подготовленности и желаемого уровня достижений занимающихся;
  • расширять перечень культивируемых в школе форм работы по формированию ЗОЖ у учащихся с учетом импонирующих им видов деятельности, возрастных психологических и индивидуальных особенностей, а также гендерных различий;
  • привлекать к внеклассной работе по данному направлению специалистов различных служб и ведомств;
  • большое внимание уделять разнообразию и нестандартности применяемых на занятиях упражнений и условий их выполнения, активнее применять интерактивные методы;
  • вводить в занятия творческие задания, тем самым обучая учащегося, как субъекта здоровьетворения на основе знаний, убеждений выбирать для себя способы здорового образа жизни в соответствии с состоянием здоровья и окружающими его обстоятельствами;
  • занятия строить с опорой на реальную жизнь подростка, использование субъектного опыта выстраивания «Я – реального» и определение путей движения к «Я – идеальному»;
  • использовать в процессе формирования ЗОЖ эмоциональные стимулы, создающие положительную основу при изучении сложных вопросов здоровья;
  • своевременно осуществлять мониторинг качества внеклассной работы по формированию здорового образа жизни у учащихся.

Список литературы:

  1. Андреев В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание / В.И. Андреев. – Казань 2000.
  2. Рожков М.И., Ковальчук, М.А. Профилактика наркомании у подростков / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук. – М., 2003.
  3. Профилактика наркомании и токсикомании среди детей и молодежи / ред. кол. Г.В. Куприянова, Т.Э. Петрова, В.В. Фещенко и др. – М., 2004.
  4. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде / Под ред. Г.Н. Тростанецкой.– М., 2000.