Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Формирование активной жизненной позиции у воспитанников специального профессионального училища через волонтёрскую деятельность

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Г.А. Щапова, А.И. Зобнина (Пермь)

В современной образовательной практике с особой остротой выдвигается задача по формированию активной жизненной позиции подростка как устойчивой системы отношений к различным сторонам социальной действительности, проявляющейся в соответствующем поведении и поступках.

Анализ педагогических исследований, затрагивающих проблему становления жизненной позиции (В.П. Бедерханова, Е.В. Бондаревская, О.С.Гребенюк, М.Б. Заславская, И.А.Колесникова, Т.Н. Мальковская, В.А.Петровский, Е.В.Титова, Н.Е. Щуркова и др.), свидетельствует о непрекращающемся интересе к данному вопросу.

В современной науке формирование активной жизненной позиции подростка предстает как многоуровневая, многоаспектная проблема и оно тесно связано с такими понятиями как активная гражданская позиция, социальная активность и жизненная позиция.

В социологии активная гражданская позиция определяется как « осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов».

В современной педагогике актуализируется проблема целенаправленного воспитания активной жизненной позиции подростка (С.Н. Краснова и др.). Есть работы, в которых раскрывается специфика формирования мировоззренческой позиции ребёнка (Л.А. Григорьева, Е.В. Тяглова и др.), субъектной позиции (М.Р. Битянова, Н.И. Вьюнова и др.), позиции самоутверждения (Г.И.Корчагина и др.).

А.В. Петровский определяет активную жизненную позицию через социальную активность человека, выражающуюся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.

И.Ф. Харламов определяет развитие социальной активности учащегося как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Последнее определение социальной активности является более полным, соответствующим требованиям сегодняшнего времени.

Жизненная позиция – это внутренняя установка, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую из мировоззренческих, моральных и психологических качеств личности и отражающую ее субъективное отношение к обществу. Она имеет практическую направленность, проявляется в реальном поведении человека. Активная жизненная позиция предполагает неравнодушное отношение к действительности, постоянное стремление сделать жизнь лучше.

Поэтому актуальным становится развитие активной жизненной позиции как совокупности компетенций, обеспечивающих личность способностью:  брать на себя ответственность, самостоятельно  принимать решения, реализовывать свои права в повседневной жизни, участвовать в развитии демократических институтов общества, умение работать в команде, принимать совместные решения, владеть новыми технологиями, осуществлять инновационную деятельность, обладать потребностью саморазвития и самосовершенствования, как в личностном отношении, так и професcиональном, успешной социализации.

В СПУ «Уральское подворье» формирование активной жизненной позиции у воспитанников осуществляется через деятельность волонтерского отряда.

Волонтерство – это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтером.

Волонтеры вовлекаются в добровольческие проекты на основании личного решения, инициативы и уверенности в задачах и идеалах добровольчества.

Волонтерский труд может внести в жизнь подростков разнообразие, позволяя им отвлечься от каждодневной рутины и негативных поступков. Волонтерская работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как контакты с новыми людьми, самоутверждение, продвижение каких-то ценностей.

Одним из направлений работы в училище является помощь ветеранам, инвалидам и проведение благотворительных акций. Это послужило хорошей основой для создания в СПУ волонтерского отряда «Горячие сердца», который был организован в 2006 году. В него вошли подростки и взрослые – всего 20 человек. Воспитанники придумали эмблему в виде сердца, девизом стали слова: «Торопись делать добро». Состав отряда ежегодно меняется: уходят выпускники, отряд пополняется первокурсниками.

Цель отряда: вовлечение подростков в социально значимую общественную деятельность с целью формирования у них активной жизненной позиции.

Задачи:

  • Формировать позитивное общественное мнение по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья.
  • Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, ветеранам труда, тыла, участникам ВОВ.
  • Создавать каждому воспитаннику условия для реализации своих возможностей.
  • Способствовать развитию организаторских, коммуникативных и творческих способностей.
  • Прививать культуру поведения, чувства добра, красоты, эстетического вкуса.

В процессе организации волонтерского отряда мы заметили, что не все воспитанникисразу охотно включились в добровольческую деятельность. Для привлечения ребят было необходимо учитывать их интересы и склонности, давать подросткам разнообразные поручения, такие как покупка продуктов, приготовление кондитерских изделий, подготовка и проведение концертов для участников ВОВ и труда. Следует отметить, что вся работа выполняется безвозмездно. Очень важным является помощь Обществу инвалидов и ветеранов Индустриального и Свердловского районов.

Как правило, волонтеры сразу откликаются на просьбы и идут оказывать помощь на дому, так, например, в 2011 году группой парикмахеров было обслужено свыше 300 ветеранов и инвалидов.

К Дню Победы волонтеры из группы поваров поздравляют и пекут пироги для тех участников ВОВ, которые по состоянию здоровья не могут выйти из дома. Ветераны с радостью встречаются с волонтерами, показывают свои фотоальбомы, угощают чаем, фотографируются и рассказывают о своих военных годах.

В 2010 году члены отряда «Горячие сердца» приняли участие в «Весенней неделе добра». Для участия в благотворительной ярмарке «Дедморозим круглый год» было изготовлено и собрано большое количество различных поделок, полученные средства от продажи которых, были направлены в Краевой детский онкологический центр.

Также силами отряда была проведена акция «Помоги, ближнему!» для оказания материальной помощи больной Пермской девочке Ксюше Киселевой.

В 2010 году отряд участвовал в городской акции «Бумажный кораблик», а 2011 году мы стали организаторами аналогичной краевой акции. Члены отряда собрали 11 тонн макулатуры. На полученные средства были приобретены подарки для ветеранов, которые им вручили на празднике, посвященном Дню пожилого человека.

В этом году наш отряд участвует в межрегиональном культурно-образовательном проекте «Тетрадка дружбы». В рамках этого проекта в сентябре месяце члены отряда приняли участие в интеллектуальном турнире «Успехи истории», где из 24 школ заняли 3 место и награждены дипломом 3 степени.

Традиционным стало участие в акции «Спешите делать добро!», в рамках которой подростки оказывают помощь ветеранам на дому и работают в музее, где проводят генеральные уборки, обновляют стенды.

Наблюдения показывают, что у трудных подростков – членов волонтерского отряда, начинаются изменения от пассивного участия до творческой активной деятельности.

Так, в декабре 2010 года наш отряд выступал с презентацией опыты работы на Международном форуме «Импульс Прикамья». Самый активный участник, председатель отряда, был награжден знаком «Доброволец Перми».

Выполняя важную, полезную общественную работу подростки испытывают гордость за свой труд. Это развивает у них чувство собственного достоинства, формирует активную жизненную позицию, что в свою очередь способствует осуществлению профилактики их девиантного поведения.

Следует отметить, что за период участия трудных подростков в волонтерской деятельности, у них значительно уменьшилось количество правонарушений.