Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Социальное тьюторство как одно из направлений профилактики девиантного поведения детей

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Т.Я. Шихова (Пермь)

Социальное тьюторство мы понимаем как применение технологий тьюторского сопровождения в социально-педагогической деятельности.

В Пермском крае хорошо известна программа «Диалог индивидуальностей», организацией которой занималось Пермское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Детские и молодёжные социальные инициативы». Эта организация в настоящее время видоизменила свою деятельность, а деятельность по этой программе продолжается в некоторых регионах России. Основная идея этой программы близка идее индивидуализации и тьюторского сопровождения.

Остановимся на опыте реализации программы. В основе программы лежит простая идея индивидуального шефства старшего над младшим при кураторстве социального педагога и поддержке семьей ребенка. При этом все участники программы подбираются по четко определенным критериям и стандартам, а подбор пары является профессиональным решением курирующего специалиста. Эта программа носит абсолютно светский характер, относительно дешева в реализации, позволяет использовать потенциал волонтеров и направлена на оказание психолого-педагогической поддержки семье, испытывающей в силу неполноты или временных трудностей проблемы в воспитании детей. В стандартах и методиках программы огромное внимание уделяется вопросам безопасности ребенка, соблюдению конфиденциальности, ведению документации, обучению волонтеров, пропаганде волонтерской работы с детьми и подрост­ками. Это программа, рассчитанна на оказание социально-педагогических услуг неполной семье и использование социально-педагогического потенциала общественности, прежде всего, студентов профильных факультетов. Ее эффективность, доступность идей и возможность переноса в новые условия, технологичность, светский характер обеспечили ее широкое распространение во всем мире, где она известна под названием «Большие братья Большие сёстры»

«Диалог индивидуальностей» – это нетрадиционная программа социальной работы среди детей и молодежи, участники которой:

  • содействуют семейному воспитанию, реализации внутреннего потенциала личности;
  • осуществляют социально-педагогическую поддержку неполных и неблагополучных семей, детей из домов ребенка и детских домов,
  • организуют совместную деятельность ребенка и взрослого, нашедших друг друга с помощью социальных работников;
  • обеспечивают творческий взаимообогащающий межличностный контакт, не имеющий временного ограничения (как показывает практика, названные братья и сестры остаются ими на всю жизнь);
  • повышают общую культуру: включаются в общественную жизнь, решения социальных проблем, развития гражданской и социальной активности, творческого потенциала личности;
  • способствуют пробуждению у ребенка интереса к социальной работе (нередко после достижения 18 лет те, кто участвовал в программе в качестве опекаемого младшего брата или младшей сестры, сами становятся волонтерами – большими братьями или большими сестрами);
  • обучаются основам взаимопонимания, уважения к своей национальной и другим культурам.

Среди наиболее актуальных задач программы «Диалог индивидуальностей» необходимо указать на развитие у детей и молодежи социальной активности, милосердия, силы воли, патриотизма; пропаганду новых форм социальной работы с детьми из неполных и проблемных семей.

Сильная сторона программы «Диалог индивидуальностей» – многообразие форм индивидуальной работы с детьми и молодежью, осуществляемых на принципах добровольности, гуманизма, социальной активности, учета возрастных и личностных особенностей, свобода выбора видов деятельности, раскрытия талантов и способностей, доверия и требовательности, соблюдения этических и профессиональных норм социальной работы.

Организаторы помогают детям и молодым людям, объединенным в пары (младший и старший брат, младшая и старшая сестра), разработать свою программу дружеского педагогически инструментированного общения, рассчитанного на длительный срок. Объединение в пары по принципу индивидуального шефства строго контролируется при этом обязательным выполнением ряда условий – заключением специального четырехстороннего соглашения между организацией, родителями (лицами, их заменяющими), ребенком и волонтером.

Программа «Диалог индивидуальностей» включает в себя несколько самостоятельных подпрограмм: «Профессиональный волонтер», «Свой в мире культуры», «Воспитай силу воли», «Узнай свою Россию», «Социальная работа открывает мир».

Цель подпрограммы «Профессиональный волонтер» – научно-практическое обучение детей и молодежи основам социальной работы. Подпрограмма «Профессиональный волонтер» ставит следующие задачи: выполнение дополнительной образовательной программы начальной профессиональной подготовки социальных педагогов и социальных работников в различных учреждениях и организациях России; проведение профессиональной ориентация детей и молодежи на профессии социальной сферы; участие в благотворительной деятельности; организации социально-педагогическая практика через организацию конференций, семинаров, курсов и т.д. по проблемам социальной работы на региональных, межрегиональных, всероссийском и международном уровнях; обмен опытом социально-педагогической деятельности работников социальной сферы и их добровольных младших помощников в различных регионах России и мира.

Иная цель у подпрограммы «Свой в мире культуры» – это культурно-эстетическое и духовное воспитание детей и молодежи из неполных и неблагополучных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расширение круга их интересов, приобщение к достижениям национальной и мировой культуры. В соответствии с этой подпрограммой дети постоянно посещали выставки театры,

Цель подпрограммы «Воспитай силу воли» – организация спортивно-оздоровительной работы с детьми и молодежью из неполных и неблагополучных семей, укрепление их здоровья, развитие веры в себя и свои способности.

Подпрограмма «Узнай свою Россию» включает в себя организацию внутрироссийского обмена детско-молодежными делегациями из отдаленных регионов (глубинок) России, осуществляющими социально-педагогическую и благотворительную деятельность. В соответствии с этой подпрограммой отдельные курируемые пары, волонтеры и дети посетили ВДЦ Орлёнок, Йошкар-Олу.

Подпрограмма «Социальная работа открывает мир» – это международный и межрегиональный обмен детско-юношескими делегациями, осуществляющими социально-педагогическую и благотворительную деятельность.

Содержание деятельности по этой программе выходило за пределы школьной программы, находилось в открытом образовательном пространстве.

В процессе реализации программы «Диалог индивидуальностей» в Пермском крае использовались разнообразные формы и методы индивидуальной и групповой работы, которые соответствовали различным возрастным и социально-статусным категориям участников:

  • статусное оформление пар путем заключения договоров на основе предварительного отбора и собеседований с родителями, опекаемыми, волонтерами;
  • общероссийские, межрегиональные и региональные семинары, тренинги, фестивали, конференции, сборы, лагерные смены, школы социальных инициатив;
  • индивидуальная работа с парами и волонтерами: анкетирование, консультирование, обучение, советы, оперативная практическая помощь в решении возникающих проблем;
  • сюжетно-ролевые, познавательные, деловые, имитационные, развлекательные игры с привлечением большого количества участников и помощников;
  • подготовка и выпуск с участием детей и взрослых стен­газеты, публикаций в средствах массовой информации;
  • выставки и презентации по темам программы;
  • социально-педагогическая практика детей и молодых людей, задействованных в проекте, в учреждениях социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры и т.п.;
  • социально-педагогические методы исследования и оценки темпов и качества личностного и творческого роста детей и молодежи, участвующих в проекте;
  • пропаганда и налаживание деловых контактов по программе с представителями местных и региональных администраций, руководителями учреждений образования и социальной защиты.

В рамках программы проводились:

  • акции: «Выходной день – сиротам» (прогулки, экскурсии, игры для этих детей); «Помогите найти друга животному» (совместная забота о приютах для брошенных животных, зоопарках); «Каждому волонтеру – специальное образование» (с подтверждающим документом).
  • конкурсы: «Лучшая пара» (с вручением премии); «Найди себя»; «Парад инициатив людей разного возраста»;
  • игры «Мой тайный Друг» и «Мой новый Друг» (через переписку и Интернет);
  • семейное шефство над детьми-сиротами;
  • мастер-классы с известными людьми.

Результаты и эффективность программы оценивалась по следующим критериям:

  • увеличение количества волонтеров в сфере социальной работы
  • расширение географии программы;
  • отработка содержания и форм тренинг-курсов для супервизоров и волонтеров с постоянным составом преподавателей;
  • сертификация волонтеров после успешного прохождения тренинг-курсов и практической деятельности в рамках программы «Диалог индивидуальностей»;
  • успешная социализация вовлеченных в программу трудных под­ростков из проблемных семей, пробуждения у них интереса к учебе, культуре, спорту с помощью взрослого наставника;
  • активность участия в программе представителей творческой интеллигенции, поддержка коммерческим сектором;
  • создание имиджа «Диалога индивидуальностей» как об­щественной программы, деятельность которой направлена на подготовку волонтеров социальной работы с детьми и молодежью; а также гармонизацию социального поля ребенка, молодого человека из неблагополучной семьи; приобщение детей, молодежи и взрослых к волонтерской деятельности, самостоятельному решению социально значимых задач;
  • включение «Диалога индивидуальностей» в число соци­ально-педагогических проектов и программ, пользующихся государственной поддержкой в регионах;
  • активное участие координаторов программы в региональной политике, направленной на поддержку социально-педагогического общественного движения в детской и молодежной среде;
  • правовое воспитание волонтеров, а также детей и подростков.

Деятельность по этой программе была одобрена на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в апреле 2006 года. В постановлении комиссии отмечалось, что использование потенциала ДИМСИ существенно расширяет поле социальных инноваций в регионе, позволяет более эффективно решать острые социальные проблемы, в частности, профилактики безнадзорности и подростковой преступности.

С декабря 2007 года по июль 2008 года был реализован очередной проект по программе в рамках краевой целевой программы «Семья и дети Прикамья» (победитель краевого конкурса инновационных программ уличной социальной работы с несовершеннолетними в декабре 2007 ­– июне 2008 года) при поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций Пермского края.

В настоящее время границы реализации программы сокращаются и она действует только в двух городах Пермского края в Березниках и Оханске.

В Березниках программа действует на базе Центра научно-технического творчества, где в качестве волонтеров привлекаются руководители кружков и секций. В качестве подопечных выступают дети с ограниченными возможностями В принятой городской целевой программе «Профилактика злоупотребления ПАВ в г.Березники» предусмотрено финансирование отдельных мероприятий программы.

В Оханске программа в последнее время работала на базе Центра детского творчества. В качестве волонтеров выступали представители клуба «Здоровье», ветераны педагогического труда, а их подопечными являются дети детского дома и школьники группы риска.

Почему это происходит? Анализ трудностей, с которыми встретились организаторы программы показал что наибольшие затруднения вызывает:

  • Мотивация волонтёров, стимулирование их активного участия в программе, привлечение к работе волонтёров мужского пола.
  • Ведение документации пары, осуществление постоянного контроля за деятельностью пары (большая трудоёмкость работы)
  • Сменяемость специалистов (социальных педагогов, психологов) образовательных учреждений, взаимодействие с которыми необходимо для достижения эффективности программы.
  • Но самое главное изменилась образовательная ситуация, которая требует подготовки школьника к осознанному заказу на собственный процесс образования. И детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации особенно важно обрести свою самостоятельность в определении образовательной траектории своего развития, построении индивидуальной образовательной программы. И именно этим детям необходимо тьюторское сопровождение. Одним из направлений деятельности научно-практической лаборатории ПГПУ «Тьюторское сопровождение в образовании» является социальное тьюторство. Планируется реализация инновационных проектов тьюторского сопровождения ИОП в рамках программы «Диалог индивидуальностей» на базе ЦДТ г. Оханска и ЦДТЮ г.Березники. В этих образовательных учреждениях роль волонтеров выполняют педагоги дополнительного образования, ветераны педагогического труда с большим опытом педагогической деятельности.