Г.А. Шлегель (Омск)
В жизни человека нет более сложного этапа развития, чем подростковый возраст. Драма подростков, попавших в специальные учреждения закрытого типа, будь – то спецшкола, приемник-распределитель для несовершеннолетних правонарушителей, школа-интернат или специальное училище, усугубляется принудительными мерами воздействия на них, однополой средой в течение длительного времени, строго регламентированной и однообразной деятельностью, правилами режима содержания, оторванностью от дома и родных и многими другими причинами. Осуществить снижение «болезненности», трудности адаптации подростков в училище можно с помощью тактично-ненавязчивого социально-педагогического сопровождения, в ходе которого внимание уделяется психологической помощи всем участникам процесса сопровождения. Процесс же сопровождения заключается в научении подростков регулировать и преодолевать собственные жизненные трудности, по принципу: «Иди вперед! Мы рядом».
Воспитанники специальных режимных учреждений, относящихся к специальному образованию, в своем большинстве, своевольны, зачастую упрямы, раздражительны, замкнуты, асоциально активны, стремятся к самостоятельности, переоценивают свои возможности и др.
Мы сочли необходимым использовать технологии реабилитационной работы с подростками с девиантным поведением, определив в ней четыре уровня: биологический, психологический, педагогический и социальный, которые представлены в табл. 1.
Таблица 1
Уровни реабилитации воспитанников
Вид |
Биологический |
Психологический |
Педагогический |
Социальный |
З
А
Д
А
Ч
И |
Восстанов-ление физического здоровья
|
Восстановление психического здоровья
|
Исправление недостатков воспитания
|
Снижение дефектов нравственно-правового характера |
Снижение рисков соматических заболеваний
|
Преодоление возрастных кризисных состояний |
Снижение конфликтности школьного обучения |
Компенсация утраченных социально-адаптивных качеств |
|
Соблюдение культурно-гигиенических навыков |
Восстановлени В Восстановление ресурсов лично личности
|
Формирование навыков поисково-познавательной деятельности |
Восстановле- Изменение социального статуса |
|
Приобщение к занятиям физкультурой и спортом |
Воспитание толерантности
|
Выявление и развитие способностей |
Благополучие среды, общения, взаимодействия |
|
Уменьшение ситуаций, способствую щих переживаниям, стрессам. |
Устранение несоответствия уровня развития личности реальным возможностям |
Воспитание инициативы, ответственности, самостоятельно-сти |
Самоопределе-ние (профессиона-льное) |
|
Воспитание потребности в здоровом образе жизни. |
Изменение самооценки
|
Мотивация обучения и деятельности
|
Формирование правосознания
|
|
|
Разидентифика- ция личности |
Расширение кругозора |
Воспитание гражданствен-ности |
Примечание: уровни реабилитации повышают качества жизни, выражающиеся степенью удовлетворенности воспитанника своим физическим, психическим, социальным состоянием, в основе которого лежит ценностно-смысловая система личности и ее общая культура.
Для реализации задач реабилитации была создана система взаимодействия специалистов, состоящая из трех блоков:
- блок соуправления, в рамках которого активно функционируют Совет училища и Совет учащихся (на основе разработанных Положений);
- блок педагогического взаимодействия, включающий методическую, воспитательскую, производственную, педагогическую, режимную, медико-санитарную службы;
- блок социального партнерства, куда входят отдел по профилактики правонарушений несовершеннолетних Центрального административного округа города, Совет ветеранов, Комиссия по делам несовершеннолетних, отдел молодежной политики при администрации города, педагогические отряды, общественные и молодежные, а также, конфессиональные объединения. (Рис.1.)
Рис.1. Схема взаимосвязей процесса сопровождения, где: ОППН – отдел по борьбе с правонарушениями несовершеннолетних, СВВ – Совет ветеранов войн, КДН – комиссия по делам несовершеннолетних, ПО – педагогические отряды, ОМП – отдел молодежной политики, ООО – общественные организации и объединения, МС – методическая служба, ВС – служба воспитателей, УПМ -учебно-производственные мастерские, ПС – преподаватели школы, СР – служба режима, МСЧ -медико-санитарная часть.
Координирующей и исполнительной функциями наделена служба социально-педагогического сопровождения училища, контролирующей – советы самоуправления, а Медико-психолого-педагогическая комиссия и Большой педагогический Совет обладают рекомендательной функцией.
Данная система апробировалась в училище на протяжении пяти лет и дала положительные результаты. В процессе ресоциализации и реабилитации подростков с девиантным поведением – воспитанников специального профессионального учреждения закрытого типа расширены границы взаимодействия с широким социумом, предложены альтернативные пути развития и саморазвития для всех субъектов процесса сопровождения, получена возможность проявлять свои личностные качества и социальную активность на благо окружающих и т.д. Обязательными в системе взаимодействия являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия подростка, обеспечение специализации правоприменительных процедур с его участием или в его интересах, учет особенностей возраста и социального статуса дома и в училище.
На основании полученных суммированных и проанализированных данных о каждом воспитаннике, определяются направления работы, естественно, опирающиеся на возрастные особенности подростка с учетом сензитивных периодов развития психических функций. Эта работа строится с учетом всех возможных взаимоотношений, взаимосвязей по разным направлениям:
- оздоровительное: упорядочение жизни воспитанников путем создания нормальных жизненных условий, режима дня, оптимального двигательного режима (пребывание на свежем воздухе, спорт и физкультура, смена видов деятельности, режим питания), медицинский патронаж;
- коррекция и компенсация нарушений развития высших психических функций методами нейропсихологии, психотерапии, проводимая психиатром, через систему тренингов с использованием элементов аутотренинга и медитации; коррекция нарушений в сфере познавательной деятельности, школьных навыков (счет, письмо, чтение и др.), нарушений поведения (целенаправленность и контроль), проводимая преподавателями школы и педагогами-психологами;
- развитие и коррекция эмоциональной сферы: организация эмоциональной деятельности, коррекция невротических проявлений (страхов, тревожности, злобности, обидчивости т.д.), повышение эмоциональной компетентности (понимать собственные эмоции и эмоции другого человека, научиться контролировать эмоции и адекватно их проявлять) – это компетенция всех педагогических сотрудников училища. С этой же целью педагогами-психологами проводятся тренинги толерантности, психотехнические игры, обучающие практикумы (способы общения, метасообщения, отработка ощущений, невербальное общение, нарративные практики и т.д.);
- развитие и коррекция сенсорной и моторной сферы. Стимуляция сенсорного развития особенно важна в целях формирования творческих способностей. С этой целью были созданы центры военно-патриотического и художественно-эстетического развития воспитанников, которые объединяют 17 секций и студий. Свидетельством положительного результата служат творческие работы наших воспитанников, которыми оформлены школа и бытовой корпус, а так же, участие воспитанников в городских и районных смотрах – конкурсах детского творчества, это направление курирует педагог-организатор, музыкальный руководитель, воспитатели взводов, мастера производственного обучения;
- развитие и коррекция познавательной деятельности – отлаженная система психолого-педагогических мероприятий, содействующая полноценному развитию всех психических процессов. Преподаватели школы имеют адаптированные учебные программы по предметам (примечание: программа по математике для 5х классов преподавателя Ткаченко И.А. рекомендована ОИПКРО г. Омска для малокомплектных школ). Введены специальные уроки, такие как этика общения и право, компенсаторно-развивающие занятия, музыка (пение), изобразительная деятельность, уроки христианской морали. Ежегодно 20 – 25% воспитанников оканчивают школу на «4» и «5»;
- содействие личностному росту и коррекция отклонений личностного развития. Работа в этом направлении ведется путем воздействия на формирование системы мотивов, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков в характере. Работает весь педагогический коллектив (в каждом подразделении есть свои основные функции), курируют это направление заместитель директора по воспитательной работе и воспитатели взводов;
- формирование продуктивных видов деятельности, свойственных подростковому возрасту: конструирование, моделирование, профессиональная и учебная деятельность, труд, спорт, неформальное общение со сверстниками. Ответственными являются руководители спортивных и творческих объединений.
Своей основной задачей специалисты службы социально-педагогического сопровождения училища считают оказание помощи и поддержки в становлении взаимодействия между воспитанником, развивающегося в неестественных (изолированных) условиях, в условиях недостаточности (физической, психической, интеллектуальной) и обществом, для содействия повышению уровня социальной адаптации и обеспечению активной жизни.
Список литературы:
- Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Испр. Недостатков характера у детей и подростков: Кн. Для учителя.-2-е изд. В.П. Кащенко, – М.: Просвещение, 1994. – 223с.
- Кондратьев, М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения.- М.: Издательство «Институт практической психологии» Воронеж: НПО «МОДЭК», М.Ю. Кондратьев, – 1997. –336с.
- Осипова, А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. А.А. Осипова, – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 512с.
- Психология подростка. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана – СПб.: «прайм – ЕВРОЗНАК», 2003.-480с. – (Серия «Мэтры психологии»).