Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Комплексное социально-педагогическое сопровождение воспитанников специального профессионального училища закрытого типа (из опыта работы)

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Г.А. Шлегель (Омск)

В жизни человека нет более сложного этапа развития, чем подростковый возраст. Драма подростков, попавших в специальные учреждения закрытого типа, будь – то спецшкола, приемник-распределитель для несовершеннолетних правонарушителей, школа-интернат или специальное училище, усугубляется принудительными мерами воздействия на них, однополой средой в течение длительного времени, строго регламентированной и однообразной деятельностью, правилами режима содержания, оторванностью от дома и родных и многими другими причинами. Осуществить снижение «болезненности», трудности адаптации подростков в училище можно с помощью тактично-ненавязчивого социально-педагогического сопровождения, в ходе которого внимание уделяется психологической помощи всем участникам процесса сопровождения. Процесс же сопровождения заключается в научении подростков регулировать и преодолевать собственные жизненные трудности, по принципу: «Иди вперед! Мы рядом».

Воспитанники специальных режимных учреждений, относящихся к специальному образованию, в своем большинстве, своевольны, зачастую упрямы, раздражительны, замкнуты, асоциально активны, стремятся к самостоятельности, переоценивают свои возможности и др.

Мы сочли необходимым использовать технологии реабилитационной работы с подростками с девиантным поведением, определив в ней четыре уровня: биологический, психологический, педагогический и социальный, которые представлены в табл. 1.

Таблица 1

Уровни реабилитации воспитанников

Вид

Биологический

 

Психологический

 

Педагогический

 

Социальный

З

  

А

  

Д

  

А

  

Ч

 

 

И

Восстанов-ление

физического

здоровья

 

Восстановление психического здоровья

 

Исправление недостатков воспитания

 

Снижение дефектов нравственно-правового характера

Снижение рисков соматических заболеваний

 

Преодоление возрастных кризисных состояний

Снижение конфликтности школьного обучения

Компенсация утраченных социально-адаптивных качеств

Соблюдение культурно-гигиенических навыков

Восстановлени В Восстановление ресурсов лично личности

 

 

Формирование навыков поисково-познавательной деятельности

Восстановле-

Изменение социального статуса

Приобщение к занятиям физкультурой и спортом

Воспитание толерантности

 

 

Выявление и развитие способностей

Благополучие среды, общения, взаимодействия

Уменьшение ситуаций, способствую

щих переживаниям, стрессам.

Устранение несоответствия уровня развития личности реальным возможностям

Воспитание инициативы, ответственности, самостоятельно-сти

Самоопределе-ние (профессиона-льное)

Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Изменение самооценки

 

 

Мотивация обучения и деятельности

 

 

Формирование правосознания

 

 

 

Разидентифика-

ция личности

Расширение кругозора

Воспитание гражданствен-ности

Примечание: уровни реабилитации повышают качества жизни, выражающиеся степенью удовлетворенности воспитанника своим физическим, психическим, социальным состоянием, в основе которого лежит ценностно-смысловая система личности и ее общая культура.

Для реализации задач реабилитации была создана система взаимодействия специалистов, состоящая из трех блоков:

  • блок соуправления, в рамках которого активно функционируют Совет училища и Совет учащихся (на основе разработанных Положений);
  • блок педагогического взаимодействия, включающий методическую, воспитательскую, производственную, педагогическую, режимную, медико-санитарную службы;
  • блок социального партнерства, куда входят отдел по профилактики правонарушений несовершеннолетних Центрального административного округа города, Совет ветеранов, Комиссия по делам несовершеннолетних, отдел молодежной политики при администрации города, педагогические отряды, общественные и молодежные, а также, конфессиональные объединения. (Рис.1.)

Рис.1. Схема взаимосвязей процесса сопровождения, где: ОППН – отдел по борьбе с правонарушениями несовершеннолетних, СВВ – Совет ветеранов войн, КДН – комиссия по делам несовершеннолетних, ПО – педагогические отряды, ОМП – отдел молодежной политики, ООО – общественные организации и объединения, МС – методическая служба, ВС – служба воспитателей, УПМ -учебно-производственные мастерские, ПС – преподаватели школы, СР – служба режима, МСЧ -медико-санитарная часть.

Координирующей и исполнительной функциями наделена служба социально-педагогического сопровождения училища, контролирующей – советы самоуправления, а Медико-психолого-педагогическая комиссия и Большой педагогический Совет обладают рекомендательной функцией.

Данная система апробировалась в училище на протяжении пяти лет и дала положительные результаты. В процессе ресоциализации и реабилитации подростков с девиантным поведением – воспитанников специального профессионального учреждения закрытого типа расширены границы взаимодействия с широким социумом, предложены альтернативные пути развития и саморазвития для всех субъектов процесса сопровождения, получена возможность проявлять свои личностные качества и социальную активность на благо окружающих и т.д. Обязательными в системе взаимодействия являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия подростка, обеспечение специализации правоприменительных процедур с его участием или в его интересах, учет особенностей возраста и социального статуса дома и в училище.

На основании полученных суммированных и проанализированных данных о каждом воспитаннике, определяются направления работы, естественно, опирающиеся на возрастные особенности подростка с учетом сензитивных периодов развития психических функций. Эта работа строится с учетом всех возможных взаимоотношений, взаимосвязей по разным направлениям:

  • оздоровительное: упорядочение жизни воспитанников путем создания нормальных жизненных условий, режима дня, оптимального двигательного режима (пребывание на свежем воздухе, спорт и физкультура, смена видов деятельности, режим питания), медицинский патронаж;
  • коррекция и компенсация нарушений развития высших психических функций методами нейропсихологии, психотерапии, проводимая психиатром, через систему тренингов с использованием элементов аутотренинга и медитации; коррекция нарушений в сфере познавательной деятельности, школьных навыков (счет, письмо, чтение и др.), нарушений поведения (целенаправленность и контроль), проводимая преподавателями школы и педагогами-психологами;
  • развитие и коррекция эмоциональной сферы: организация эмоциональной деятельности, коррекция невротических проявлений (страхов, тревожности, злобности, обидчивости т.д.), повышение эмоциональной компетентности (понимать собственные эмоции и эмоции другого человека, научиться контролировать эмоции и адекватно их проявлять) – это компетенция всех педагогических сотрудников училища. С этой же целью педагогами-психологами проводятся тренинги толерантности, психотехнические игры, обучающие практикумы (способы общения, метасообщения, отработка ощущений, невербальное общение, нарративные практики и т.д.);
  • развитие и коррекция сенсорной и моторной сферы. Стимуляция сенсорного развития особенно важна в целях формирования творческих способностей. С этой целью были созданы центры военно-патриотического и художественно-эстетического развития воспитанников, которые объединяют 17 секций и студий. Свидетельством положительного результата служат творческие работы наших воспитанников, которыми оформлены школа и бытовой корпус, а так же, участие воспитанников в городских и районных смотрах – конкурсах детского творчества, это направление курирует педагог-организатор, музыкальный руководитель, воспитатели взводов, мастера производственного обучения;
  • развитие и коррекция познавательной деятельности – отлаженная система психолого-педагогических мероприятий, содействующая полноценному развитию всех психических процессов. Преподаватели школы имеют адаптированные учебные программы по предметам (примечание: программа по математике для 5х классов преподавателя Ткаченко И.А. рекомендована ОИПКРО г. Омска для малокомплектных школ). Введены специальные уроки, такие как этика общения и право, компенсаторно-развивающие занятия, музыка (пение), изобразительная деятельность, уроки христианской морали. Ежегодно 20 – 25% воспитанников оканчивают школу на «4» и «5»;
  • содействие личностному росту и коррекция отклонений личностного развития. Работа в этом направлении ведется путем воздействия на формирование системы мотивов, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков в характере. Работает весь педагогический коллектив (в каждом подразделении есть свои основные функции), курируют это направление заместитель директора по воспитательной работе и воспитатели взводов;
  • формирование продуктивных видов деятельности, свойственных подростковому возрасту: конструирование, моделирование, профессиональная и учебная деятельность, труд, спорт, неформальное общение со сверстниками. Ответственными являются руководители спортивных и творческих объединений.

Своей основной задачей специалисты службы социально-педагогического сопровождения училища считают оказание помощи и поддержки в становлении взаимодействия между воспитанником, развивающегося в неестественных (изолированных) условиях, в условиях недостаточности (физической, психической, интеллектуальной) и обществом, для содействия повышению уровня социальной адаптации и обеспечению активной жизни.

Список литературы:

  1. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Испр. Недостатков характера у детей и подростков: Кн. Для учителя.-2-е изд. В.П. Кащенко, – М.: Просвещение, 1994. – 223с.
  2. Кондратьев, М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения.- М.: Издательство «Институт практической психологии» Воронеж: НПО «МОДЭК», М.Ю. Кондратьев, – 1997. –336с.
  3. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. А.А. Осипова, – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 512с.
  4. Психология подростка. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана – СПб.: «прайм – ЕВРОЗНАК», 2003.-480с. – (Серия «Мэтры психологии»).