Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Особенности преподавания биологии в вечерней школе

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

О.А. Чернышова (Пермь)

Биология в Центре образования Индустриального района преподаётся в 11-х и 12-х вечерних классах. Необходимость дифференцированно подходить к каждому учащемуся в последние годы обострилась. Для этого есть причины. Диагностические тесты выявляют разный начальный уровень знаний учащихся. Одни учащихся имеют большой перерыв в учёбе и не изучали курс общей биологии в 9 классе. Они часто не имеют времени, чтобы ходить регулярно на занятия, выполнять домашние задания из-за работы или семейных проблем. Другие учащиеся имеют небольшой перерыв в учёбе и уже изучали курс общей биологии в 9 классе.

Для учащихся первой группы главное – преподнести основной материал, ключевые идеи курса, в сжатом виде, доступном для восприятия и удобном для запоминания. Обычно приходится разучивать теоретический материал на уроке. Для этого используются структурированные конспекты с концентрированным изложением материала в виде кратких схем, таблиц, рабочие листки, в которых требуется вставить пропущенные слова. На каждом уроке выдаются проверочные задания на закрепление материала. Например, при изучении темы «Основы цитологии» выполняются задания на запоминание названий частей клетки и их функций: рисунки, в которых надо найти и сделать подписи, таблицы, которые надо дополнить по образцу, кроссворды и т. п.

Для второй группы учащихся, уже знакомых с изучаемым материалом по курсу 9 класса, важно сохранить интерес к учению, поэтому главное – привнести в содержание и методику разнообразие, элемент новизны, дать почувствовать практическое значение знаний.

Например, при изучении основ цитологии учащимся предлагается сравнить клетку с фабрикой (заводом): они предполагают, какие подразделения необходимы на любом предприятии и какие функции они выполняют. Затем им выдаются карты со списком, включающим десять функций и карточки с названиями органоидов. Учащиеся располагают их в соответствии с функциями, выписывают ключевые буквы и сдают на проверку. Результаты тут же проверяются и обсуждаются. Подобные сравнения развивают ассоциативное мышление, эффективны для учащихся-кинестетиков. Используется также мнемотехника: рибосомы – рабочие сборки – сборка белка. Многие после такой работы перестают путать рибосомы с лизосомами и лучше запоминают их функции.

Используем и наши скромные технические возможности: в оптический микроскоп учащиеся рассматривают препараты клеток и определяют их принадлежность к одному из царств. Громоздкие задания (самим нарисовать и подписать части клетки, составить кроссворд, полностью начертить и заполнить таблицу, сделать компьютерную презентацию) выполняются по желанию.

Практическое значение знаний становится более очевидным, например, когда, изучая прокариотические клетки, учащиеся готовят индивидуальные короткие сообщения или презентации о бактериальных заболеваниях из предложенного списка (наиболее распространённых и социально значимых) по плану: возбудитель (строение), какие органы и клетки поражает в организме, пути заражения, профилактика.

Но есть и общее в работе с обеими группами. На уроке главным является поддержание интереса не только к живому миру, к своему организму, но и к интеллектуальному труду, развитие внимания, памяти, мышления, а не качественная подготовка к ЕГЭ. (Если раньше экзамен по биологии выбирали многие – 2 экзамена по выбору были у всех выпускников, то в последние годы его сдают единицы: это те, кому он нужен для поступления в вуз; и подготовку к ЕГЭ они проходят на консультациях, курсах, в ходе самостоятельной работы).

Умение работать с разными источниками информации (учебники, справочники, энциклопедии, Интернет и т.п.) пригодится всем.

Учащиеся Центра, которые являются пользователями Интернет, часто идут по «ленивому» пути: просто скачивают информацию, не понимая её и даже не читая. Многие не видят главное в тексте, сообщении. Поэтому им предлагается изложить информацию кратко (по плану, ограничивая число предложений, отвечая на конкретные вопросы одним-двумя предложениями). Учащиеся учатся свёртывать информацию в краткую схему и развёртывать её.

В связи с распространённостью тестирования в последние годы ухудшилась речь учащихся. Поэтому устные ответы и сообщения поощряются особо. В этом помогают опорные конспекты (готовые или частично дополняемые самими учащимися по образцу).

Постепенно учащиеся обретают уверенность, повышается их уровень самооценки, и контрольные работы их не страшат.

Таким образом, на уроках биологии выполняются основные задачи вечерней школы: развитие интеллектуального потенциала учащихся, восстановление утраченных (иногда – выстраивание несформированных) умений добывать и использовать знания, что помогает в достижении главной цели – адаптации учащихся в обществе.