Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Ресоциализация социальных сирот

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Н.Ю. Хорошилова (Ставрополь)

Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социализации подрастающего поколения, и, в особенности, процесс социализации детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот, воспитывающихся в детских домах.

Феномен социального сиротства, актуализировавшийся в России в последние два десятилетия, является предметом дискуссий в научной литературе, посвященной проблемам семьи, детства, социальной и демографической политике страны. Понятие «сиротство», исторически обозначавшее детей, чьи родители умерли, в ХХ веке приобрело новые формы и масштабы, что заставляет исследователей искать и новые подходы к его изучению. Количество социальных сирот является прямым индикатором социально-экономического и морально-нравственного здоровья нации. Трансформация форм семейной организации, распространение сожительств, внебрачной рождаемости, смена семейных ценностных установок стали катализатором роста численности социальных сирот, общее количество которых в стране, по последним данным, составляет около двух миллионов человек. Анализируя динамику за предыдущие годы можно отметить практически постоянный рост данного показателя с начала девяностых годов ХХ века. Можно говорить о недостаточной проработанности мер социальной, семейной и демографической политики, которые направлены, главным образом, не на устранение причин негативных явлений, а на их коррекцию. Постоянное запаздывание государственных институтов в выявлении семейного неблагополучия и оказания помощи семье в период кризиса, неэффективное законотворчество стали причиной неуправляемого роста социального сиротства детей, семейного насилия и вторичного сиротства.

Основными причинами детского неблагополучия явилось: падение социального престижа семьи, нахождение семьи с несовершеннолетними детьми за чертой бедности, увеличение числа родителей, ведущих асоциальный образ жизни и т.д. Эти причины заставляют детей и подростков уходить из дома, бродяжничать, заниматься мелким воровством, попрошайничеством, приобщаться к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ, проституции, совершать противоправные действия. В связи с этим ежегодно растет количество детей, проживающих в детских домах.

Таким образом, социализация детей-сирот, их адаптация к новым условиям и последующая интеграция в общество протекают с еще большими трудностями, чем у их сверстников из благополучных семей. Ученые отмечают, что дети-сироты являются жертвами процесса социализации вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских интернатных учреждений. Своеобразная закрытость социального пространства учреждения, ограниченность социальных связей детей-сирот, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта, формирование единственной социально-ролевой позиции – позиции сироты – проявляются в будущем в том, что выпускники-сироты не дорожат своей жизнью, ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений.

Полноценная социализация подростка должна начинаться с семьи, с организации возможностей ребенка адекватно усваивать общественные требования, законы и сформировать соответствующие навыки коммуникации и взаимодействия. Родительские семьи существенно влияют в дальнейшем на положение дел в собственных, создаваемых затем их детьми, семьях. В свою очередь, неблагополучные семьи не прививают навыков нормального поведения в них, установления прочных позитивных взаимоотношений между супругами, и дети оказываются в крайне неблагоприятных условиях семейного воспитания. В этом случае неблагополучные семьи воспроизводят себе подобных.

Важнейший институт социализации личности – семья – у сирот отсутствует, реальный состав агентов социализации ограничен кругом воспитанников учреждения; оказывается более значимой институциональная социализация в сочетании с отрицательными результатами воздействия традиционных механизмов в раннем периоде социализации во время пребывания в родительской неблагополучной семье; наблюдается дисгармония познавательных, психологических, социально-психологических и функциональных процессов, задержка или отсутствие решения некоторых естественно-культурных, социально-культурных, социально-психологических задач на определенных возрастных этапах.

Цель социализации – это формирование личности, способной активно и творчески действовать в обществе. Анализ различных подходов позволяет утверждать, что социализация – это двусторонний процесс воздействия среды на человека и человека на среду, процесс усвоения и дальнейшего развития социально-культурного опыта. Она осуществляется в общении и деятельности, происходит в условиях как воспитания, так и стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни. Вместе с тем до настоящего времени однозначного определения природы, детерминант и механизмов социализации не существует, что объясняется разной трактовкой этими представителями различных школ и направлений. Так, социализация у А. Адлера – это «социальное чувство», у Ю. Бронфенбреннера – «приспособляемость индивида к изменяющимся условиям», у А.В. Петровского – «закономерная смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции», у Г. Тарда – «процесс подражания» и пр.

Обобщая данные исследований, надо отметить, что под социализацией подростков следует понимать усвоение норм и ценностей семейной, школьной и общественной жизни, проявляющееся в эмоциональном, когнитивном и поведенческом аспектах взаимодействия с родителями, учителями и сверстниками.

Таким образом, в социальной психологии существует несколько направлений в трактовке процесса социализации. Ресоциализация является одним из них. Под ресоциализацией понимают усвоение новых ценностей, ролей, навыков, правил впервые или повторно вместо прежних, ставших неприемлемыми или устаревшими. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности: от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки работника. В своей работе мы будем придерживаться следующей трактовки понятия ресоциализации: «Ресоциализация – организованный социально-педагогический процесс по восстановлению утраченных или несформированных социальных навыков дезадаптированных детей и подростков; переключение их социальных установок и референтных ориентации на новые, позитивно ориентированные отношения в педагогически выстроенной среде».

Термин «ресоциализация» достаточно широко используется представителями не только социологии и социальной психологии, но и педагогами и юристами. Так, некоторые педагоги считают, что перевоспитание осужденных направлено на их ресоциализацию и возвращение к честной трудовой жизни на свободе (то есть в данном случае ресоциализация рассматривается как результат процесса перевоспитания). Однако, следует отметить, что процесс ресоциализации, а особенно – процесс адаптации протекает у разных подростков неодинаково. Эта разница, прежде всего, проявляется в характере и степени активности, с какой подросток включается в коллективные дела, усваивает и принимает коллективные нормы и требования.

С учетом важности социально-психолого-педагогическогого сопровождения ресоциализации подростков многие аспекты получили отражение в научных исследованиях, в частности: социально-педагогические проблемы детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях (Я.Корчак, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Россинский); особенности социализации детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, их социального становления (Т.И. Агапова, А.С. Белкин, Т.К. Большакова, Ю.Г. Грачев и другие); профилактика и преодоление безнадзорности несовершеннолетних (С.А. Беличева, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик и другие).

Однако, следует отметить, что процесс ресоциализации социальных сирот, а особенно – процесс адаптации протекает у данных подростков неодинаково. Эта разница, прежде всего, проявляется в характере и степени активности, с какой подросток включается в коллективные дела, усваивает и принимает коллективные нормы и требования.

Можно выделить следующие категории социально дезадаптированных подростков, включенных в процесс ресоциализации:

  • активно включающиеся подростки, у которых адаптационный период протекает быстро и безболезненно. Как правило, это бывает у подростков энергичных, подвижных, любознательных, с задатками лидеров;
  • подростки, занимающие позицию активного сопротивления, которые пытаются противостоять общепринятым нормам, требованиям дисциплины, распорядка;
  • категория «трудных», относящихся к числу пассивных «ведомых», слабовольных, не имеющих устойчивых серьезных наклонностей и интересов.

Ресоциализация социальных сирот возможна при реабилитации их в специализированных учреждениях: социальный приют, детский дом, реабилитационный центр. В процессе ресоциализации задействуются те же социальные институты, которые осуществляют процесс социализации, – семья, школа, трудовые, воинские, учебные коллективы, общественные организации, профилактические структуры правоохранительных органов. Проблема ресоциализации выходит на проблему включения в нормальный процесс социализации разных категорий лиц: больных, наркоманов, лиц, переживших стресс, и др. Поэтому в настоящее время в социальной психологии широко используется термин «социальная реабилитация». Этот термин во многом синонимичен с термином «социальная адаптация». Однако, между ними есть яркое различие: социальная адаптация необходима как здоровым, так и больным людям; социальная реабилитация характерна для людей с посттравматическим синдромом. При социальной реабилитации люди испытывают потребность не только в социальной помощи, но и в психотерапии, психокоррекции (аутотренинге и пр.). Без снятия эмоциональной напряженности (реабилитации) невозможна социальная адаптация. В данном случае важны не только восстановление социальных функций, но и нормализация психических состояний. Таким образом, реабилитация – это комплекс медицинских, психолого-педагогических, трудовых мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, компенсацию дефектов и социальных отклонений у детей с девиантным поведением, направленных на изменение образа жизни. Наиболее существенной частью в реабилитационном комплексе являются социальный и правовой аспекты реабилитации, направленные на восстановление статуса человека перед лицом окружающих.

Социальная реабилитация включает: 1) реализацию программ и действий, направленных на реинтеграцию индивида в общество или культурную систему; 2) комплекс медико-психолого-педагогических и социально-правовых мер, имеющих целью восстановление у него основных социальных функций личности, психического, физического и нравственного здоровья, социального статуса.

В последнее десятилетие наметились изменения в вопросах ресоциализации детей группы социального риска. Формируется охранно-защитная функция профилактической и коррекционной работы с детьми, предполагающая отход от административно-карательных методов с переключением на меры гуманистического характера. Гуманизация процесса ресоциализации может гарантировать каждому ребенку реальное право на достойную форму существования в социальной среде. Гуманизация реабилитационного пространства изменила отношение к дезадаптированному ребенку. В центр всей реабилитационной деятельности должен быть поставлен ребенок и его интересы (Алмазов Б.Н, 2000; Демакова И.Д.,1999; Бадмаев С.А., 1997; Иванников В.А., 1991; Хайки В.Л., 2001 и др.).

Реабилитация, социальная реабилитация и ресоциализация социальных сирот в социокультурное пространство являются основным звеном в процессе «ухода, бегства, побега» и условием в профилактике рецидивного поведения. Реинтеграция и интеграция – это этапы социализации и ресоциализации, означающие закономерный процесс развития системы профилактики безнадзорности, беспризорности и бродяжничества, а также профилактики рецидивной преступности среди несовершеннолетних подростков и юношества.

Таким образом, ресоциализация социальных сирот возможна при реабилитации их в специализированных учреждениях, где им будет оказана не только медицинская, но и психологическая помощь (физического, морального, психологического характера). Персонал этих учреждений постоянно должен повышать свою психолого-педагогическую подготовленность: посещать курсы повышения квалификации, заниматься самообразованием, накапливать свой собственный опыт.

Однако проблема ресоциализации социальных сирот в семью обостряется настолько быстро, что уже в ближайшем будущем ее игнорирование может сказаться на социальной безопасности страны. Поэтому так важно изменить отношение к социальному сиротству самого общества.

Список литературы:

  1. Богоудинова, Р. 3. К вопросу о факторах социального сиротства / Р. 3. Богоудинова // Государство и дети: реальности России: материалы междунар. науч.-практ. конф. – М., 1995. – С. 74-75.
  2. Вершинина В.В. Образование как фактор реабилитации детей и подростков в условиях приюта: Автореф. дис.... канд. пед. наук. – СПб., 1999. – 21 с.
  3. Волкова Е., Грибанова Л. Иные родители, иная семья. Формы устройста детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – М.: АСИ, 2001.- 132 с.
  4. Галигузова Л.Н., Мещерякова Ю., Царегородцева Л.М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопр. психологии. – 1990. – № 6. – 17-25.
  5. Гоголева, А. В, Пространственно-временные отношения приюта и проблемы ресоциализации / А. В. Гоголева // Социальная психология XXI столетия / Под ред. В.В.Козлова. – Ярославль, 2003. – Т. 1. -С. 173-176.
  6. Гулина, М, А, Психологические особенности детей – социальных сирот /М, А, Гулина, А, В, Козлова // Психология социальной работы, – СПб,,2002,-С, 201.
  7. Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В.М., Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России. – М.: ООО Вопросы психологии 2002. – 205 с.
  8. Юсупова Х.Г. Ресоциализация подростков в условиях муниципального социального приюта// Социализация детей и подростков: гармонизация учебной и досуговой деятельности: Матер. Научно-практич.конференции. – Орехово-Зуево: МГОГИ, 2008. – С. 148-153