С.Г. Ушакова (Пермь)
Одной из ключевых проблем в работе с учащимися вечерней школы является преобладание у данных учащихся отрицательной мотивации к изучению предмета «История», который является обязательным в средней школе (оценка выставляется в аттестат).
Контингент учащихся Центра – это те, кто имеет низкий уровень обученности и воспитанности, у них обычно большой перерыв в учебе, это люди работающие, семейные, социально незащищенные, а также дети из неблагополучных семей. Поэтому уровень знаний у учащихся по предмету разный. Более того, не все учащиеся умеют работать в группе, могут выходить к доске, отвечать с места. Домашнее задание также не выполняется. Указанные обстоятельства очень влияют на результативность обучения и предполагают изменения в методике преподавания истории.
Как показывает опыт, для нашего учебного заведения эффективными являются приемы дифференцированного обучения, которые, улучшают результаты обученности учащихся.
В начале года во всех классах проводится диагностика по истории в виде тестов, которая дает возможность проанализировать уровень знаний каждого учащегося в отдельности, а также итоговая диагностика, чтобы отследить успешность ученика (табл.1).
Таблица 1
Знания по истории на начало и конец учебного года
годы |
результаты на 1 сентября |
результаты за год |
||||||
|
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
2008-2009 |
88% |
12% |
- |
- |
- |
80% |
14% |
6% |
2009-2010 |
85% |
13% |
2% |
- |
- |
79% |
16% |
5% |
2010-2011 |
80% |
15% |
5% |
- |
- |
75% |
18% |
7% |
По результатам диагностики видно, что основная масса учащихся, поступивших в Центр образования, имеет низкие знания по предмету «история», невозможно выявить, какие ошибки в большей мере допускают учащиеся. У всех учащихся знания фрагментарные.
По курсу истории для 9-12 классов вечерней школы были разработаны уровневые контрольные работы, уровневые тесты по изучаемым темам, которые предлагаются учащимся, после изучения нового материала на уроке, чтобы проверить и оценить приобретенные знания.
Анализ учебных итогов за год (на основе зачетных работ и итоговой контрольной работы) показывает положительную динамику обученности учащихся, регулярно посещающих уроки истории в течение года (табл.1).
Таким образом, уровневые контрольные работы и тесты обеспечивают учащимся: получение объема образовательного стандарта; успешность учащихся; формирование адекватной самооценки; поддержка познавательного интереса; воспитание навыков труда; сохранение здоровья.
Учителю уровневые контрольные работы и тесты позволяют, с учетом индивидуального подхода, формировать мотивацию учащихся; контролировать качество усвоения учебного материала; обеспечивают объективность оценок и их накопляемость и, в конечном счете, – повышение успеваемости учащихся.