Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Использование элементов уровневой дифференциации на этапе контроля знаний как средство повышения мотивации к изучению истории учащихся вечерней школы

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

С.Г. Ушакова (Пермь)

Одной из ключевых проблем в работе с учащимися вечерней школы является преобладание у данных учащихся отрицательной мотивации к изучению предмета «История», который является обязательным в средней школе (оценка выставляется в аттестат).

Контингент учащихся Центра – это те, кто имеет низкий уровень обученности и воспитанности, у них обычно большой перерыв в учебе, это люди работающие, семейные, социально незащищенные, а также дети из неблагополучных семей. Поэтому уровень знаний у учащихся по предмету разный. Более того, не все учащиеся умеют работать в группе, могут выходить к доске, отвечать с места. Домашнее задание также не выполняется. Указанные обстоятельства очень влияют на результативность обучения и предполагают изменения в методике преподавания истории.

Как показывает опыт, для нашего учебного заведения эффективными являются приемы дифференцированного обучения, которые, улучшают результаты обученности учащихся.

В начале года во всех классах проводится диагностика по истории в виде тестов, которая дает возможность проанализировать уровень знаний каждого учащегося в отдельности, а также итоговая диагностика, чтобы отследить успешность ученика (табл.1).

Таблица 1

Знания по истории на начало и конец учебного года

годы

результаты на 1 сентября

результаты за год

 

«2»

«3»

«4»

«5»

«2»

«3»

«4»

«5»

2008-2009

88%

12%

-

-

-

80%

14%

6%

2009-2010

85%

13%

2%

-

-

79%

16%

5%

2010-2011

80%

15%

5%

-

-

75%

18%

7%

По результатам диагностики видно, что основная масса учащихся, поступивших в Центр образования, имеет низкие знания по предмету «история», невозможно выявить, какие ошибки в большей мере допускают учащиеся. У всех учащихся знания фрагментарные.

По курсу истории для 9-12 классов вечерней школы были разработаны уровневые контрольные работы, уровневые тесты по изучаемым темам, которые предлагаются учащимся, после изучения нового материала на уроке, чтобы проверить и оценить приобретенные знания.

Анализ учебных итогов за год (на основе зачетных работ и итоговой контрольной работы) показывает положительную динамику обученности учащихся, регулярно посещающих уроки истории в течение года (табл.1).

Таким образом, уровневые контрольные работы и тесты обеспечивают учащимся: получение объема образовательного стандарта; успешность учащихся; формирование адекватной самооценки; поддержка познавательного интереса; воспитание навыков труда; сохранение здоровья.

Учителю уровневые контрольные работы и тесты позволяют, с учетом индивидуального подхода, формировать мотивацию учащихся; контролировать качество усвоения учебного материала; обеспечивают объективность оценок и их накопляемость и, в конечном счете, – повышение успеваемости учащихся.