Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Типология подростков на основе проявления неадаптивности, обусловленная сложностью возрастного развития и недостаточностью социального опыта

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Л.А. Титова (Пермь)

Адресный характер решения проблемы адаптации подростков в коллективе сверстников при встрече их с трудностями социального самоопределения обусловлены комплексом факторов. Одним из них выступает в сложный период их возрастного развития.

Педагогическая литература характеризует подростковый период развития индивида как процесс, скачкообразный, неустойчивый в своих проявлениях. Подросток в этом возрасте стоит на распутье соблазнов незнакомой ему взрослой жизни, к которой он ещё не готов в силу разных причин, прежде всего малого социального опыта. В его психике происходит разбалансированность взаимодействия внутренних и внешних факторов, что затрудняет вступление во «взрослую жизнь». Всё это отражается на выстраивании его «Я – концепции» под влиянием таких психологических новообразований, как независимость, и страстное немедленное стремление к социальному самоутверждению.

Происходящие изменении в психике подростка нередко сопровождаются появлением затруднений сложного характера в межличностном общении со сверстниками и с взрослыми. Он неохотно идёт на контакты, в поведении появляются разные формы «сопротивления воспитанию» в виде протеста (упрямство, грубость, негативизм, скрытность и замкнутость и т. д.). Как отмечают психологи, данный период нередко выражается в кардинальных изменениях в структуре личности, из-за качественного сдвига в развитии самосознания. Ощущение собственной взрослости выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет направление и содержание его социальной активности, формируя систему новых стремлений и переживаний. Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению новых способов поведения, норм, ценностей с детских на взрослые.

Как свидетельствует теория и практика, именно в этот период у подростков появляется много новых проблем со всеми их противоречиями. Кризис возраста подросткового развития личности – явление многомерное, оно представлено разными уровнями, от проявления неуверенности в себе, выраженной чаще всего в замкнутости, до серьёзных форм дезадаптации поведения. В силу расторможенности ещё неустоявшейся эмоциональной сферы подросток достаточно внушаем (А.С. Новосёлова, И.Е. Шварц) (3,5), что проявляется не всегда в осознанном восприятии негативных сторон окружающей среды, воспринимаемой им как новизны, создающей возможность проявить себя и самоутвердиться. Этому способствует подверженность общим порывам, порождающим чувства единства и общности с другими. Выплёскивающаяся, неуправляемая активность нередко проявляется в бунтарстве, иногда переходящая в агрессивность.

Разбалансированность психической сферы бросает подростка от проявления слабой внушаемости в общих порывах и к проявлению контрвнушаемости как ограждение себя от целевого воспитательного воздействия. Это уже приводит к саморазвивающейся отрицательной активности, порождающей в процессе межличностных отношений различного рода «психологические барьеры». Всё это затрудняет установление контактных отношений подростка с взрослыми и сверстниками. В то же время в психологической характеристике возраста отмечаются явления, которые по тем или иным причинам не получили своего развития в положительной направленности, так как не были востребованы средой и при возникновении неблагоприятных условий они реализовались в отрицательном проявлении. Как свидетельствует теория и практика сформированный в этих условиях внутренний фактор, выраженный в психологических новообразованиях, не получивший условий для положительной их реализации, серьёзно влияет на стиль вхождения в социальную общность, проявляясь в бунтарстве либо в самоизоляции.

Немалую роль в коррекции этих явлений играют внешние факторы, выраженные разными формами влияния социальной среды. Именно они проходят через внутренний мир человека, оказывают воздействие на формирование тех проявлений, которые выступают как препятствующие развитию, либо способствующие ему. Как свидетельствует практика, таким внешним факторам задерживающим развитие и социальное становление подростков относятся некоторые типы семей, или/и организация содержания воспитательной работы в образовательных учреждениях происходит по отрицательной системе, когда педагоги, не вникая в сущность происходящей перестройки в сознании и психике подростков, нередко подавляют его самостоятельность и активность. Многие трудности подростков, как считают психологи, порождаются тем, что развитие личности, к сожалению, опережает воспитание. Подросток уже движется по пути взросления, а его воспитатели не догадываются и не понимают этого.

На наш взгляд, к внешним факторам, тормозящим взросление подростка, относятся и нестабильность воспитательных влияний в условиях образовательных учреждений, их разобщённость с внешкольными учреждениями, дополнительного образования и некоторые негативные явления социальной среды, вызванные изменениями в обществе, и отсутствием должного внимания воспитанию подрастающего поколения общественными институтами, призванными работать с детьми и подростками. Все эти вместе взятые факторы являются причинами, по которым подросток нередко не вписывается в рамки общепринятых норм, правил коллектива и социума, трудно адаптируется в создавшихся условиях. Поэтому педагоги и некоторые исследователи относят их к различным категориям трудностей: трудновоспитуемые, педагогически запущенные (А.С. Новосёлова) (2), подростки «группы риска» (Н.Л. Пономарёв) (4). Однако начальная стадия характеристики разных форм отклонений в литературе обозначена расплывчато.

Для большинства классификаций характерен резкий переход от характеристики так называемых благополучных подростков, для которых характерны возрастные проявления некоторых отклонений в развитии и поведении к описанию категории трудновоспитуемых и педагогически запущенных. Многолетний опыт и исследовательская деятельность привлекли наше внимание к личности подростков, которые не вписываются в категории: «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «группа риска», «благополучные». Эти подростки испытывают эмоциональное неблагополучие в коллективе сверстников. Как ответная реакция такого неприятия их в качестве равных, проявляется в разных формах неадаптивности, в зависимости от прошлого опыта, воспитания и индивидуального проявления себя как личности. В ситуациях такого характера, педагогами очень многое списывается на переходный возраст. Проявление нестандартности подростков с социальными проблемами межличностного общения рассматривается ими чаще всего как детская болезнь «кори», которой важно переболеть до юности. Между тем «корь» серьёзное заболевание, и врачи его лечат. Аналогично, у подростков возникают затруднения в заявлении о себе в ситуациях неприятия их как личности в коллективе в процессе самоопределения и самоутверждения. Проанализировав эти явления, мы взялись за глубокое их изучение.

Наши наблюдения и экспериментальные исследования подростков в межличностном общении показали, что существуют смысловые отношения, которые во многом определяют возникновение у подростков затруднений адаптационного характера в классном коллективе, когда «смысл для себя» является первичным и не всегда соотносится со «смыслом для других». Как правило, в этом процессе доминирует «смысл Я». Непонимание взаимодействия этих смыслов своей индивидуальности приводит к затруднениям в процессах самоопределения, самоутверждения личности в коллективе.

В нашем исследовании приняло участие 103 человека семиклассников из школы № 47. Мы попробовали выявить у них затруднения при социальной адаптации в классном коллективе, предложив адаптивный вариант вопросника А.С. Новосёловой, направленный на выявление личностных затруднений в процессе адаптации к условиям классного коллектива. Результаты опроса дали основание для выявления определённых групп затруднений, которые для подростков являлись серьёзной проблемой взаимодействия с одноклассниками. Анализ полученных данных показал следующую картину. Не встретили значительных затруднений при адаптации в классных коллективах 36% подростков. Ощущение своей неполноценности в физическом и нравственном развитии проявились у 8% подростков. 22% из общего числа исследуемых увидели затруднения в непризнании коллективом их способов самоутверждения. 14% – встретили затруднения в том, что коллектив не принял их в статусе лидеров. Часть подростков – 8% посчитали, что их отвергает коллектив из-за особого мнения, которое не совпадает с общими нормами и ценностями коллектива. Особую позицию заняли подростки, увидевшие затруднения в том, что коллектив не признаёт их высокого статуса личности, на который они претендует -12%. По итогам бесед и анкет мы выяснили, что характер затруднений, который подростки испытывают при адаптации в классных коллективах, является для них лично значимым.

На основании полученных данных и результатов целевого педагогического наблюдения подростков с проявлением указанных затруднений определили как проблемных, для которых процесс социальной адаптации в классном коллективе вырастает в серьёзную проблему. Это обусловило определение характера процесса вхождения подростков в коллектив без затруднений как процесса социальной адаптации. Встреча с серьёзными затруднениями характеризует его как процесс подростковой социальной дезадаптации, формирующих у проблемных, нестандартных подростков на основе возникших социальных проблем, такое свойство личности, как неадаптивность в противовес адаптивности.

Школьный класс является социальной группой, имеющий свои нормы и правила, если подросток не вписывается в общепринятые нормы, правила – он не принимается классным коллективом. Неадаптивное поведение подростка является защитной реакцией в условиях стресса, вызванного конфликтными отношениями, обусловленными нестандартностью его способов общения.

Возникающие стрессовые ситуации в личностном общении вызывают тревогу, резистентность, разбалансированность эмоциональной сферы, депрессию, агрессивность. В целях решения проблемы мы ввели подростков в новый круг отношений, для формирования нового опыта и предложили на выбор импонирующий вид деятельности в условиях дополнительного образования. Большинство подростков (53чел.) выбрали спорт – футбол, который в нашем исследовании мы определили как систематизирующий вид деятельности.

В соответствии с задачами нашего исследования мы выявили уровень удовлетворённости общения подростков в классных коллективах, определили статус личности и их осознанности положения в коллективе по методу социометрии Г.А. Карповой (1). Для уточнения данных, определяющих характер проявления такого положения в межличностном общении в коллективе подростков, проводилось исследование по методике интерперсональной диагностики в модифицированном варианте. Данный метод оказался оптимально удобным для изучения структуры межличностных отношений, обнаружив также определённые индивидуально-типологические аспекты, лежащие в основе нестандартного поведения подростков.

В нашем исследовании, при более близком знакомстве с подростками в процессе внеклассной спортивно – игровой деятельности в условиях дополнительного образования, создались возможности уточнить полученные выше данные и интерпретировать их с учётом проявления характера неадаптивности подростков в коллективе сверстников, выраженного определённым статусом и попытаться типизировать проявления социальной неадаптивности по критерию доминирования тех или иных симптомов.

Тип симптомов у неадаптивных подростков определялся на основе комплекса полученных субъективных и объективных данных. По ряду показателей мы условно определили типы симптомов социальной неадаптивности у подростков, выраженных в названиях: «Наполеон», «Белая ворона», «Хамелеон», «Неудачник», «Изгой» и охарактеризовали их.

По данным нашего исследования в классе при первичной адаптации в коллективе большинство подростков встречают трудности, проявляющиеся в социальной адаптации, в результате чего у них могут формироваться разные типы синдромов неадаптивности. Это ещё раз подтверждает неоспоримую актуальность проблемы, необходимость поиска путей и средств преодоления неадаптивности, проявляющуюся особо остро в процессе социальной адаптации подростков в классном коллективе.

Список литературы:

      1. Карпова Г.А. Педагогическая социометрия ученического коллектива: метод. Рекомендации / Г.А. Карпова. – Екатеринбург, 2002. -30 с.
      2. Новосёлова А.С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками / А.С. Новосёлова. – Пермь, 1988. -80 с.
      3. Новосёлова А.С. Психолого-педагогические основы взаимодействия убеждения и внушения как условие ресоциализации личности осуждённых / А.С. Новосёлова. – М., 2000. – 243 с.
      4. Пономарёв Н.Л. Использование средств физической культуры для предупреждения правонарушений несовершеннолетних: учеб.–метод. Пособие / Н.Л. Пономарёв. – Пермь: ПГПУ, 2001. – 88 с.
      5. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе: учеб. пособие / И.Е. Шварц. – Пермь, 1971. – 304 с.