О.А. Суетина (Пермь)
Изучение английского языка – социальный заказ общества. Владение английским языком становится в настоящее время одним из условий профессиональной компетентности специалиста. Низкий уровень иноязычной грамотности специалистов не только подрывает конкурентоспособность нашего государства, но и мешает развитию экономики внутри страны. Английский язык помогает не только быстрее находить диалог с компьютером, но и даёт возможность приобщиться к международному информационному банку.
Мы с радостью осознаём, что знание английского языка на наших глазах из сугубо личной потребности вырастает до поистине государственных масштабов, становится национальным капиталом, неоценимым человеческим духовным богатством.
Сотни тысяч наших соотечественников-специалистов, миллионы туристов ежегодно выезжают за границу. Нередко слабое владение иностранными языками делает россиян, известных своей открытостью, гостеприимством, замкнутыми, неохотно идущими на контакт, что расценивается как подозрительность или недоброжелательность. Низкий уровень иноязычной грамотности многих является отрицательным фактором, влияющим на репутацию нашей страны.
От языковой компетентности не в последнюю очередь зависит престиж нашей Родины, влияние на тех, с кем нам долго предстоит сосуществовать и сотрудничать на одной планете.
Английский язык как учебный предмет обладает образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом для решения актуальной задачи современного общества-формирования личности учащегося и его успешной социализации.
Одним из важнейших условий ускорения социально-экономического развития общества является социальная позиция человека. Сейчас особенно нужны активные, творческие, прогрессивные люди, заинтересованные в преобразованиях и готовые к их практическому осуществлению.
В Центре образования обучаются подростки и взрослые, много учащихся с трудной жизненной судьбой, есть малолетние преступники, освободившиеся из мест лишения свободы, нуждающиеся в ресоциализации, педагогически запущенные дети, которым необходимо особое внимание, педагогическая поддержка и эмоционально-комфортная среда.
Для создания этих условий на уроках английского языка применяем оптимизирующие учебный процесс приёмы и средства, направленные на развитие познавательного интереса учащихся: психическую саморегуляцию, различные виды игр, стихи, пословицы, поговорки, речевой этикет, анализ затруднений, рефлексию, анкетирование, ИКТ.
Процесс обучения английскому языку построен на коммуникативной основе, который ориентирован на личность. Обучение строится не на прохождении определённых тем, а на обсуждении проблем из жизни нашего общества, например, «Легко ли быть молодым?», « Справедлива ли система социального обеспечения?», «Как живут пожилые люди?», «Проблемы семьи», «Слагаемые жизненного успеха» и т. д. Благодаря этому ученики получают возможность обсуждать свои дела, текущие события в жизни класса, города, страны, планеты, учатся высказывать своё отношение к происходящему, отстаивать собственное мнение.
Одним из условий коммуникативного обучения английскому языку, развития познавательного интереса является создание на уроках благоприятного психологического климата и учёт эмоционального самочувствия каждого ученика.
Это особенно актуально для Центра образования, где количество учащихся с повышенной тревожностью довольно значительно. Обучение, построенное на уважении личности ученика, атмосфера доброжелательности помогает учащимся не только воспринимать английский язык как средство общения, но и способствует формированию социально важных качеств личности.
Считаем, что действенным методом создания благоприятного климата общения является групповая психическая саморегуляция при условии деятельности зрительного анализатора. Исследования учёных И.Е.Шварца, А.С.Новосёловой, А.В.Малковой, А.С. Садовской убедительно доказали результативность релаксопедии.
В состоянии релаксации учащиеся легко перевоплощаются в другое лицо, тем самым создаются оптимальные условия для ролевых игр. Учебная информация, введённая во время сеанса психической саморегуляции с открытыми глазами, лучше запоминаются.
Общие формулы для преодоления тревожности учащиеся освоили и на английском языке. Употребление таких формул как «Я спокоен», «Я уверен в себе», «Настроение хорошее», «Я люблю учиться», «Учу, знаю, отвечу», «Я интересный человек» способствует преодолению неуверенности, тревожности, лучшему освоению английской лексики. Формулы внушения используем как для группы учащихся, так и для отдельных учеников. Это привело к определённым положительным изменениям в поведении и деятельности школьников: появилось спокойствие, уверенность. Например, Наталья В. испытывала большие затруднения при устных ответах, слишком волновалась, отказывалась отвечать в классе. При введении формул, направленных на достижение спокойствия, уверенности, удалось уже через несколько занятий снять тревожность: это привело к улучшению эмоционального самочувствия, появлению непринуждённости, речь стала более уверенной, появилось желание принимать участие в работе на уроках и внеурочной деятельности.
Для создания благоприятной атмосферы общения, атмосферы доверия и доброжелательности, нейтрализации состояния тревожности учащихся стараемся не нагнетать напряжённость, не перебивать ученика, не подгонять его, не употреблять таких выражений: «Ты ничего не знаешь», «Снова не готов», «Очень медленно» и другие формы проявления недовольства: взгляды, реплики и т.д.
Учащиеся должны на протяжении всего урока испытывать уверенность и переживать состояние успеха, поэтому часто употребляем такие формулы одобрения, как «Хорошо работаете», «Замечательно», «Очень хорошая мысль», «Я счастлива слышать это», «Так держать!» и т.д.
Несколько уроков в учебном году посвящаем речевому этикету, при этом учащиеся не только заучивают предлагаемые им формулы речевого этикета на английском языке, но и осваивают технологию общения. На таких уроках учимся разговаривать по телефону, высказывать своё мнение, осваиваем формулы согласия (несогласия), удивления, сожаления и т.д., формы общения, связанные с родственными отношениями, ласковые и дружественные формы общения: «старина», «дружище», «малыш», «душечка» и т.д., вежливые формы общения: «Ваше величество», «Мистер Президент» и т.д.
Обращаясь к учащимся, употребляем только местоимение «Вы». Урок начинаем с приветствия, вопросов, обращений «Как настроение?», « А как у Вас дела, Таня?», «Как Вы себя чувствуете?». Частое употребление этих слов и выражений способствует их усвоению и помогает установить доброжелательный контакт с учащимися. В конце каждого урока используем выражения: «Спасибо за урок», «Желаю успехов, здоровья», «Желаю отлично провести выходные» и т.д.
Считаем, что обучение, построенное на уважении личности ученика, проходящее в атмосфере доброжелательности, помогает раскрыться разным сторонам личности школьника, освободиться от множества психологических барьеров, например, скованности, неуверенности в себе. Всё это позволяет учащимся не только воспринимать английский язык как средство общения, но и способствует формированию социально важных качеств личности.
В процессе обучения школьники учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, учатся решать различные коммуникативные задачи, овладевают стратегией и тактикой диалогического и группового общения, учатся быть речевыми партнёрами.
Создание в процессе обучения хорошего настроения у учащихся является залогом успеха в познавательной деятельности. Одним из эффективных методов на уроке считаем игру. Доброжелательность, поддержка, взаимопомощь, поощрение, юмор, толерантность во время игры создают эмоциональный настрой, стимулируют речевое общение. Моделирование на уроках ситуаций реальной действительности, участие в речевых играх, действиях в предполагаемых обстоятельствах развивают воображение и творческие способности учащихся, в игре приобретается опыт социальной жизни.
Обучение правильному английскому произношению требует большого упорства и труда, чтобы этот процесс был более радостным, интересным, используем стихи, пословицы, поговорки, загадки, шутки, мудрые мысли. Они позволяют учащимся почувствовать прелесть, самобытность языка, легко усваиваются. Пословицы и поговорки, мудрые мысли помогают пополнить словарный запас и оказывают воспитательное воздействие. Александр Солженицын писал, что, воспитывая своих сыновей, часто использовал пословицы и поговорки. Многовековая мудрость народа убедительнее нотаций. К каждой теме подбираем пословицы и поговорки – прекрасные образцы подлинной английской речи и находим их эквиваленты в русском языке.
Иностранный язык изучается как феномен культуры народа, который говорит на этом языке. В то же время язык выступает одновременно мощным средством постижения культурных ценностей. Поэтому так важна лингвострановедческая направленность обучения.
Реализуя эту направленность, систематически проводим информационные пятиминутки, на которых учащиеся имеют возможность сделать сообщения о странах изучаемого языка, культуре, традициях, любопытных фактах и т.д. По отзывам учащихся, им нравится этот вид работы, это развивает их стремление к самообучению, их навык работы с дополнительной литературой. Конкурсы, аукционы помогают более успешно организовать эту работу. Ученики чувствуют ответственность перед одноклассниками и серьёзно готовятся к этим информационным сообщениям. Большинство материалов чрезвычайно интересны и познавательны.
Небольшие письма учителя к ученику личностного характера, создание ситуаций, когда учащиеся самостоятельно оценивают свой ответ и ответ товарищей, анализ затруднений, рефлексия способствуют развитию познавательного интереса школьников.
Как известно, наступили времена востребованности английского языка. Результаты анкеты, проведённой в классах, показывают, что все учащиеся видят необходимость в изучении английского языка в школе и понимают его роль в современном обществе. Но к сожалению, ограниченность учебных часов, короткий период обучения в Центре образования (от 1 до 3 лет), несформированность коммуникативных умений, слабые базовые знания по английскому языку, нежелание систематически и упорно трудиться не позволяют достичь желаемых результатов.
Однако, немало примеров, когда учащиеся Центра образования успешно пользуются своими знаниями английского языка: во время туристической поездки в Англии наши ученики общались в семье, где жили, на улицах, в музеях, кафе, практически не прибегая к помощи гида. Несколько наших выпускников живут и трудятся за рубежом и на первых порах им очень помогли коммуникативные навыки по английскому языку, приобретённые в Центре образования. Известно, что общение в другой языковой среде способствует социальной адаптации личности. Используемые на уроках английского языка методы и приёмы создают предпосылки для успешной социализации выпускников.
Жизнь доказывает, что высокий уровень иноязычной грамотности неизбежно ведёт к повышению интеллектуального, нравственного, экономического, политического потенциала общества, поскольку обеспечивает доступ к мировым общечеловеческим ценностям. Каждый человек, знающий иностранный язык, в определённой мере увеличивает потенциал страны. Языковая компетентность является показателем цивилизованности общества.