Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Роль ОБЖ в приобретении знаний, обеспечивающих успешную социализацию подростков

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Н.Н. Старкова (Пермь)

Социализация подростка – это процесс его субъективного становления через присвоение и активное воспроизводство социального опыта, приспособлением к окружающему социуму, реализацией совокупных установок на себя и готовностью к социально полезным действиям, а также включающей в себя стадии пассивного поведения, неосознанного принятия или отвержение требований норм, правил общества.

Роль предмета ОБЖ в социализации подростка существенна, поскольку связана не только теоретическими знаниями, но и освоением практических навыков, необходимых в различных жизненных ситуациях. Главной задачей предмета является воспитание культуры безопасности подростков, а также развитие потребности в организации собственной жизнедеятельности, на основе идей и принципов здорового образа жизни, что выступает условием успешной социализации подростка.

Для решения поставленной задачи в Центре образования Индустриального района г.Перми созданы необходимые (в том числе – материальные) условия.

В Центре образования предмету ОБЖ обучаются подростки 8,10 и 11 классов из 18 общеобразовательных учреждений города. В 2011 – 2012 учебном году количество обучаемых составило 2776 человек.

Специфика обучения ОБЖ состоит в том, что оно включает две ступени:

  • первая ступень – 8 класс, где большое значение придается формированию у подростков здорового образа жизни и профилактике употребления психоактивных веществ и курению, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим;
  • вторая ступень – 10-11 классы, где завершается формирование у обучающихся основных понятий по ОБЖ, осуществляется подготовка к службе в Вооруженных силах РФ, а также немаловажный аспект военно-патриотическое воспитание старшеклассников.

Для приобретения знаний и практических навыков у подростков используются активные формы обучения и воспитания: психологические тренинги по отработке действий в экстремальных ситуациях, физические и спортивные тренировки на полосе препятствий, проведение тематических экскурсий (пожарное депо, МСЧ), организуется проектная деятельность учащихся и т.д.

Наличие современной материально-технической базы занимает не последнее место в реализации образовательных и, в частности, воспитательных задач. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) меняет характер деятельности ученика, позволяет направить его на самостоятельное освоение учебного материала, перейти от фронтальных форм работы к индивидуальным, изменить характер взаимодействия учителя и ученика, от оценивания результатов деятельности учителем перейти к самооценке и взаимооценке.

Внедрение ИКТ в процесс преподавания ОБЖ привело к изменению организации учебного процесса. Так, в 10 классе 35 уроков, отведенных программой на учебный год, больше половины проводятся с использованием ИКТ (табл.1).

Таблица 1

Виды уроков ОБЖ в 10 классе

Уроки с применением ИКТ

Кол-во

Уроки без использования ИКТ

Кол-во

лекция

5

традиционный урок

10

семинар

2

урок – игра

2

комбинированный урок с мультимедийной поддержкой

5

урок -практикум

3

в компьютерном классе

4

урок – зачет

1

использование мобильного компьютерного класса

3

урок – соревнование

1

Итого

19

Итого

17

 

Применение компьютерных технологий способствует решению еще одной задачи – повышению информационной культуры учеников, которая сегодня является не только важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, но и одним из условий социальной защищенности личности в информационном обществе.

Важно не только научить чему либо, но и вселить в подростка уверенность в себе, сформировать умение отстаивать собственное мнение, применяя изученный материал на практике.

Немаловажным аспектом в обучении подростков ОБЖ, является их отношение и интерес к предмету. Диагностика изменения отношения учеников к предмету проводится с помощью теста-рисунка «Твое отношение к уроку ОБЖ». Результаты сведены в табл. 2, из которой виден рост положительного отношения к ОБЖ при сокращении нейтрального и отрицательного.

Таблица 2

Отношение к предмету ОБЖ учащихся 8,10, 11классов, 2010/2011 уч.год

Отношение

Количество учащихся (%)

8класс

10 класс

11 класс

положительное

57,3

74

92

нейтральное

19,7

11

6

отрицательное

23

15

2

Для оценки уровня мотивации и познавательной активности старшеклассников был использован опросник (Ч.Д. Спилберга, модификация А. Д. Андреевой, 1987г.). Анализ качественных показателей проведенных срезов выявил изменения, которые можно проследить в табл. 3.

Таблица 3

Познавательная активность по предмету ОБЖ

учащихся 8, 10, 11 классов, 2011/2012 уч.год

Уровень познавательной активности

Количество учащихся (%)

8класс

10 класс

11 класс

Высокая познавательная активность

31

36

41,5

Средняя познавательная активность

45,8

46

48

Низкая познавательная активность

23,2

18

10,5

Таким образом, можно видеть, что познавательная активность повышается в старших классах (10-11класс), особенно в классах естественнонаучного профиля, что, свидетельствует с одной стороны о достаточной эффективности реализуемых форм и методов обучения, а с другой стороны позволяет говорить о успешности процесса социализации учащихся, так как рост познавательной активности свидетельствует о наличии устойчивого интереса качеству собственной жизни.