Н.Н. Старкова (Пермь)
Социализация подростка – это процесс его субъективного становления через присвоение и активное воспроизводство социального опыта, приспособлением к окружающему социуму, реализацией совокупных установок на себя и готовностью к социально полезным действиям, а также включающей в себя стадии пассивного поведения, неосознанного принятия или отвержение требований норм, правил общества.
Роль предмета ОБЖ в социализации подростка существенна, поскольку связана не только теоретическими знаниями, но и освоением практических навыков, необходимых в различных жизненных ситуациях. Главной задачей предмета является воспитание культуры безопасности подростков, а также развитие потребности в организации собственной жизнедеятельности, на основе идей и принципов здорового образа жизни, что выступает условием успешной социализации подростка.
Для решения поставленной задачи в Центре образования Индустриального района г.Перми созданы необходимые (в том числе – материальные) условия.
В Центре образования предмету ОБЖ обучаются подростки 8,10 и 11 классов из 18 общеобразовательных учреждений города. В 2011 – 2012 учебном году количество обучаемых составило 2776 человек.
Специфика обучения ОБЖ состоит в том, что оно включает две ступени:
- первая ступень – 8 класс, где большое значение придается формированию у подростков здорового образа жизни и профилактике употребления психоактивных веществ и курению, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим;
- вторая ступень – 10-11 классы, где завершается формирование у обучающихся основных понятий по ОБЖ, осуществляется подготовка к службе в Вооруженных силах РФ, а также немаловажный аспект военно-патриотическое воспитание старшеклассников.
Для приобретения знаний и практических навыков у подростков используются активные формы обучения и воспитания: психологические тренинги по отработке действий в экстремальных ситуациях, физические и спортивные тренировки на полосе препятствий, проведение тематических экскурсий (пожарное депо, МСЧ), организуется проектная деятельность учащихся и т.д.
Наличие современной материально-технической базы занимает не последнее место в реализации образовательных и, в частности, воспитательных задач. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) меняет характер деятельности ученика, позволяет направить его на самостоятельное освоение учебного материала, перейти от фронтальных форм работы к индивидуальным, изменить характер взаимодействия учителя и ученика, от оценивания результатов деятельности учителем перейти к самооценке и взаимооценке.
Внедрение ИКТ в процесс преподавания ОБЖ привело к изменению организации учебного процесса. Так, в 10 классе 35 уроков, отведенных программой на учебный год, больше половины проводятся с использованием ИКТ (табл.1).
Таблица 1
Виды уроков ОБЖ в 10 классе
Уроки с применением ИКТ |
Кол-во |
Уроки без использования ИКТ |
Кол-во |
лекция |
5 |
традиционный урок |
10 |
семинар |
2 |
урок – игра |
2 |
комбинированный урок с мультимедийной поддержкой |
5 |
урок -практикум |
3 |
в компьютерном классе |
4 |
урок – зачет |
1 |
использование мобильного компьютерного класса |
3 |
урок – соревнование |
1 |
Итого |
19 |
Итого |
17 |
Применение компьютерных технологий способствует решению еще одной задачи – повышению информационной культуры учеников, которая сегодня является не только важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, но и одним из условий социальной защищенности личности в информационном обществе.
Важно не только научить чему либо, но и вселить в подростка уверенность в себе, сформировать умение отстаивать собственное мнение, применяя изученный материал на практике.
Немаловажным аспектом в обучении подростков ОБЖ, является их отношение и интерес к предмету. Диагностика изменения отношения учеников к предмету проводится с помощью теста-рисунка «Твое отношение к уроку ОБЖ». Результаты сведены в табл. 2, из которой виден рост положительного отношения к ОБЖ при сокращении нейтрального и отрицательного.
Отношение к предмету ОБЖ учащихся 8,10, 11классов, 2010/2011 уч.год
Отношение |
Количество учащихся (%) |
||
8класс |
10 класс |
11 класс |
|
положительное |
57,3 |
74 |
92 |
нейтральное |
19,7 |
11 |
6 |
отрицательное |
23 |
15 |
2 |
Для оценки уровня мотивации и познавательной активности старшеклассников был использован опросник (Ч.Д. Спилберга, модификация А. Д. Андреевой, 1987г.). Анализ качественных показателей проведенных срезов выявил изменения, которые можно проследить в табл. 3.
Таблица 3
Познавательная активность по предмету ОБЖ
учащихся 8, 10, 11 классов, 2011/2012 уч.год
Уровень познавательной активности |
Количество учащихся (%) |
||
8класс |
10 класс |
11 класс |
|
Высокая познавательная активность |
31 |
36 |
41,5 |
Средняя познавательная активность |
45,8 |
46 |
48 |
Низкая познавательная активность |
23,2 |
18 |
10,5 |
Таким образом, можно видеть, что познавательная активность повышается в старших классах (10-11класс), особенно в классах естественнонаучного профиля, что, свидетельствует с одной стороны о достаточной эффективности реализуемых форм и методов обучения, а с другой стороны позволяет говорить о успешности процесса социализации учащихся, так как рост познавательной активности свидетельствует о наличии устойчивого интереса качеству собственной жизни.