Г.А. Соколова, А.О. Куликова (Пермь)
Проблема социального поведения школьников сохраняет свою остроту и сегодня. Реалиями наших дней остаются рост подростковой преступности, общей безнадзорности, раннее табакокурение, употребление алкогольных напитков, иногда наркотиков, а также снижение учебной и социальной мотивации.
Социальная дезадаптация проявляется разнообразно, порой осложняется (и формируется) порой под воздействием ряда факторов, в частности, состоянием здоровья индивидуума, психосоциальными и социальными условиями. Каждый из названных факторов трудный в реализации профилактики социальной дезадаптации школьников.
Целью проведенного исследования было оценить опыт эффективной коррекции социальной дезадаптации учащихся. Задачами: изучить особенности проявления социальной дезадаптации у учащихся; оценить опыт школы по эффективной коррекции социальной дезадаптации школьников.
Индивидуальная работа с учащимися, в том числе и «проблемными детьми», являет собой объективное подтверждение тому, что в воспитательном процессе современной школы важны новые подходы для обеспечения поддержки, помощи, сопровождения всех учащихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных детей, учащихся с проблемами в эмоциональной, мотивационно-волевой, учебной и поведенческих сферах. В ежедневной практике учителя в процессе обучения и воспитания учащихся внутришкольное сопровождение детей, особенно «группы риска», стало обязательным. Внутришкольное сопровождение исключительно важно и необходимо для социально дезадаптированных школьников.
В школе 43 учащихся состоят на учёте ВШУ и ОДН. Среди них наибольшее число систематически нарушают дисциплину (30,4%), многие из них агрессивны или замкнуты (27,9%), не способны эффективно налаживать межличностные контакты (23,2 %), такое же число из них имеют ощутимые пробелы в знаниях (23,2%). Состояние здоровья для 13,9% таких учащихся характеризуется некоторой задержкой психического и речевого развития. Значительное число имеют вредные привычки (34,9%): табакокурение, употребление алкогольных напитков. Нежелательные социальные условия присущи для таких школьников: воспитываются в неполных семьях (30,2%), живут в малообеспеченных семьях (13,9%) и в стесненных бытовых условиях (18,6%), многие из них обделены родительским вниманием и заботой (19,6%).
Как видно, экспертная оценка социального статуса учащихся «группы риска», выявил наличие негативных факторов в их жизни, осложняющих социальную адаптацию и формирующих дезадаптацию. Дезадаптированные воспитанник нуждаются в педагогическом воздействии на их личности, что возможно через восстановление положительных качеств, компенсацию, стимуляцию эмоционального отношения к личности подростка.
В период летнего отдыха школа организовывала для ресоциализации своих воспитанников отряд «Мы- земляки» краеведческой направленности. Одним из методов работы в отряде был выбран групповой социотренинг. На первом месте был блок корпоративно-тренингового назначения. Для детей была организована система корпоративных мероприятий. Такие мероприятия объединили школьников, активно формировали жизненные установки, приобщали к восприятию общечеловеческих нравственных ценностей.
В частности были проведены экскурсии:
- по скверам и паркам Ленинского и Дзержинского района;
- по «Зелёной линии Перми»;
- «История одной улицы» и прогулка по улице Екатерининской;
- виртуальная прогулка по старой Перми;
Учащиеся посетили:
- выставку современного искусства под открытым небом;
- выставку натюрморта в Доме художника;
- музей истории пермской полиции;
- галерею «Морис»;
- мастер-класс по кузнечному делу;
- мастер-класс по изготовлению оригами.
Другой блок в деятельности со школьниками – их саморегуляция, позволившая обучить участников отряда модифицированным вариантам аутотренинга, суггестивным приемам по преодолению вредных привычек.
Так большой отклик среди детей нашла работа по созданию компьютерных презентаций на темы: «Здоровый образ жизни»; «Вред алкоголя», «Энергетические напитки: мифы и реальность», «Суд над сигаретой». Совместный просмотр и последующее обсуждение показали, что подростки не просто задумались об опасностях вредных привычек, но и сделали для себя определённые выводы. Полезными были тренинги по воспитанию у подростков уверенного поведения и общения.
Наш двухлетний опыт работы с социально дезадаптированными учащимися положительно оценен педагогами школы. Социальные педагоги образовательного учреждения продолжают поиск эффективных приёмов воспитания «трудных» школьников.