Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Социальная дезадаптация учащихся и опыт её коррекции

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Г.А. Соколова, А.О. Куликова (Пермь)

Проблема социального поведения школьников сохраняет свою остроту и сегодня. Реалиями наших дней остаются рост подростковой преступности, общей безнадзорности, раннее табакокурение, употребление алкогольных напитков, иногда наркотиков, а также снижение учебной и социальной мотивации.

Социальная дезадаптация проявляется разнообразно, порой осложняется (и формируется) порой под воздействием ряда факторов, в частности, состоянием здоровья индивидуума, психосоциальными и социальными условиями. Каждый из названных факторов трудный в реализации профилактики социальной дезадаптации школьников.

Целью проведенного исследования было оценить опыт эффективной коррекции социальной дезадаптации учащихся. Задачами: изучить особенности проявления социальной дезадаптации у учащихся; оценить опыт школы по эффективной коррекции социальной дезадаптации школьников.

Индивидуальная работа с учащимися, в том числе и «проблемными детьми», являет собой объективное подтверждение тому, что в воспитательном процессе современной школы важны новые подходы для обеспечения поддержки, помощи, сопровождения всех учащихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных детей, учащихся с проблемами в эмоциональной, мотивационно-волевой, учебной и поведенческих сферах. В ежедневной практике учителя в процессе обучения и воспитания учащихся внутришкольное сопровождение детей, особенно «группы риска», стало обязательным. Внутришкольное сопровождение исключительно важно и необходимо для социально дезадаптированных школьников.

В школе 43 учащихся состоят на учёте ВШУ и ОДН. Среди них наибольшее число систематически нарушают дисциплину (30,4%), многие из них агрессивны или замкнуты (27,9%), не способны эффективно налаживать межличностные контакты (23,2 %), такое же число из них имеют ощутимые пробелы в знаниях (23,2%). Состояние здоровья для 13,9% таких учащихся характеризуется некоторой задержкой психического и речевого развития. Значительное число имеют вредные привычки (34,9%): табакокурение, употребление алкогольных напитков. Нежелательные социальные условия присущи для таких школьников: воспитываются в неполных семьях (30,2%), живут в малообеспеченных семьях (13,9%) и в стесненных бытовых условиях (18,6%), многие из них обделены родительским вниманием и заботой (19,6%).

Как видно, экспертная оценка социального статуса учащихся «группы риска», выявил наличие негативных факторов в их жизни, осложняющих социальную адаптацию и формирующих дезадаптацию. Дезадаптированные воспитанник нуждаются в педагогическом воздействии на их личности, что возможно через восстановление положительных качеств, компенсацию, стимуляцию эмоционального отношения к личности подростка.

В период летнего отдыха школа организовывала для ресоциализации своих воспитанников отряд «Мы- земляки» краеведческой направленности. Одним из методов работы в отряде был выбран групповой социотренинг. На первом месте был блок корпоративно-тренингового назначения. Для детей была организована система корпоративных мероприятий. Такие мероприятия объединили школьников, активно формировали жизненные установки, приобщали к восприятию общечеловеческих нравственных ценностей.

В частности были проведены экскурсии:

  1. по скверам и паркам Ленинского и Дзержинского района;
  2. по «Зелёной линии Перми»;
  3. «История одной улицы» и прогулка по улице Екатерининской;
  4. виртуальная прогулка по старой Перми;

Учащиеся посетили:

  1. выставку современного искусства под открытым небом;
  2. выставку натюрморта в Доме художника;
  3. музей истории пермской полиции;
  4. галерею «Морис»;
  5. мастер-класс по кузнечному делу;
  6. мастер-класс по изготовлению оригами.

Другой блок в деятельности со школьниками – их саморегуляция, позволившая обучить участников отряда модифицированным вариантам аутотренинга, суггестивным приемам по преодолению вредных привычек.

Так большой отклик среди детей нашла работа по созданию компьютерных презентаций на темы: «Здоровый образ жизни»; «Вред алкоголя», «Энергетические напитки: мифы и реальность», «Суд над сигаретой». Совместный просмотр и последующее обсуждение показали, что подростки не просто задумались об опасностях вредных привычек, но и сделали для себя определённые выводы. Полезными были тренинги по воспитанию у подростков уверенного поведения и общения.

Наш двухлетний опыт работы с социально дезадаптированными учащимися положительно оценен педагогами школы. Социальные педагоги образовательного учреждения продолжают поиск эффективных приёмов воспитания «трудных» школьников.