Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Волонтерская деятельность как средство профилактики аддиктивного поведения

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Е.С. Слюсарева (Ставрополь)

Актуальность проблемы аддиктивного (зависимого) поведения как социального явления определяется современным состоянием семейного воспитания, утратой института «родительства», одиночеством ребенка, массированной атакой средств массовой информации на детское сознание, несущей ценность «веселого» образа жизни, обеспечиваемого употреблением спиртных напитков, а также доступностью подрастающему поколению наркотических и других психотропных средств в нашей стране.

Кроме этого, следует отметить наличие уникального противоречия: между доступностью информации о различных психоактивных веществах в средствах массовой информации и отсутствием в них же сведений о вреде наркотической, алкогольной, табачной зависимости, причинах их возникновения, формирования и распространения, методах противодействия наркозависимости. Отмечается отсутствие или малая представленность культурных программ на центральном телевидении, формирующих потребность в здоровом образе жизни, ценности здорового образа жизни.

Вышеуказанные причины способствуют сохранению тенденции катастрофического роста числа детей и подростков с разными видами аддиктивного поведения (наркотической, алкогольной, табачной и других видов зависимости). Тенденция раннего употребления психоактивных веществ, особенно среди подростков, отмеченная в этом году и в Ставропольском крае, за последнее время приобрела угрожающие размеры и черты социального бедствия.

Проблема наркомании в студенческой среде возникла сравнительно недавно, но в настоящее время она вызывает большую тревогу. По данным Министерства образования России в крупных городах количество наркоманов среди студентов выросло в 6-7 раз. Хотя за последние два-три года наблюдается стабилизация наркоситуации в образовательной среде, проблема остается острой.

Исследования причин наркомании в молодежной среде указывают на сложность мотивов употребления наркотиков, а также множество способов вхождения в наркоманию. В связи с этим в вузе должно быть реализовано как можно больше инструментов воспитательного воздействия и эффективных механизмов первичной профилактики наркомании. Сделать это и добиться реальных практических результатов можно, лишь объединив воспитательный потенциал вуза в многоуровневую комплексную программу – программу по формированию психологической культуры.

Вопросы развития психологического здоровья и психологической культуры человека все чаще поднимаются в современной педагогической и психологической литературе. В научной среде сформировалось и активно используется понятие психологического здоровья. Основу психологического здоровья составляет нормальное развитие субъективной реальности в процессе жизни, где под нормой понимается не то среднее, что есть, а то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека, а под субъективной реальностью понимается «душа», «внутренний мир», «индивидуальный дух», «человеческое в человеке».

Но вслед за понятием психологического здоровья, по аналогии с медициной, возникает понятие психологической гигиены, а также и более общее понятие психологической культуры. Под психологической культурой в данном случае следует понимать не просто знание причин возникающих психологических проблем и последствий тех или иных действий (формирование аддиктивного поведения). Психологическая культура – это, в первую очередь, способность и готовность решать проблемы взаимодействия с социальным окружением и с самим собой так, чтобы не тормозить процесс личностного развития.

В данном случае мы будем говорить о формировании антинаркотических установок студентов через включение в различные формы социально значимой деятельности, одной из которых является волонтерская деятельность.

Развитие молодежного волонтерского движения способствует изменению мировоззрения самих студентов, формирует истинные духовные ценности; способствует формированию умения сделать выбор в сложной жизненной ситуации, отдавая предпочтение ценностям здоровья, любви, семьи, дружбы; формирует потребность приносить пользу; развивает профессиональные умения и навыки, способствует развитию профессионально важных личностных качеств, формирует толерантность и уважение к личности каждого субъекта взаимодействия.

Волонтерство объединяет и организует молодежь вокруг решения важной государственной задачи, направленной на формирование духовно-нравственных позиций современной молодежи. Волонтерское движение – новая философия, в основе которой лежит аксиологическая концепция уважения и безусловного принятия личности.

В основе волонтёрской деятельности лежит изменение ценностных отношений студентов к социальным проблемам общества, а также активная позиция в процессе деятельности, превращение ее в личностно значимое событие для участников волонтерского движения, рождающая внутреннюю заинтересованность, радость от ощущения своей значимости в едином целостном коллективе единомышленников.

Деятельность волонтерского движения факультета специальной педагогики «Мы-вместе» ГОУ ВПО Ставропольского государственного педагогического института осуществляется по следующим направлениям:

  • оказание волонтерской помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях предшкольной подготовки ГОУ ВПО Ставропольский государственный педагогический институт;
  • организация досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
  • экологические акции, направленные на сохранение природной среды г. Ставрополя;
  • оказание социально-психологической поддержки студентам-инвалидам и взрослым инвалидам;
  • пропаганда здорового образа жизни; профилактика злоупотребления психоактивными веществам.

И именно на данном направлении остановимся более подробно.

На данный момент времени разработан ряд профилактических программ, в которых предложены направления и условия профилактической и психотерапевтической работы с людьми разных возрастных групп. Тем не менее, следует отметить их недостаточную действенность и перенос теоретических разработок в практику реального взаимодействия с субъектами образовательного процесса разного возраста (детьми, подростками, студентами).

Это обуславливает потребность в поиске новых форм профилактической деятельности, включения в нее студентов, которые могут взаимодействовать на позициях партнерского, субъект-субъектного взаимодействия с детьми и подростками. Информация из уст сверстников наиболее доступна подросткам и не воспринимается как назидание или нравоучения, поэтому расширение спектра социального воздействия в направлении обозначенной проблемы является своевременным.

Реализация данного направления волонтерской деятельности реализуется в различных мероприятиях, таких как: лектории, социальные тренинги, круглые столы, дискуссионные площадки.

Традиционно данные мероприятия проводятся как в рамках однократных ежемесячных выходов волонтеров в общеобразовательные, специальные (коррекционные) образовательные учреждения, учреждения социальной защиты (детские дома, социальные приюты), так и в рамках «Месячников здоровья», включающих в себя серию вышеобозначенных мероприятий. В данных мероприятиях участвуют представители различных факультетов, специалисты общественных организаций, реабилитационных и социальных центров.

Обсуждение причин, приводящих к формированию неблагоприятных вариантов социального и психического развития, негативных последствий злоупотребления психоактивных веществ, просмотр видеороликов и презентаций по данной проблематике вызывают живой интерес в студенческой среде. Использование методов арттерапии позволяет студентам визуализировать в процессе совместного рисования те последствия, которые вызывают наркотические, алкогольные, табачные зависимости.

Дальнейшая проработка данного материала находит свое отражение в проведении серии тренингов, направленных на формирование психологической культуры студентов, способствующей формированию знаний о здоровом образе жизни и их трансформации в компетенции: умения реализовывать знания в собственной деятельности.

Полученный опыт студенты-волонтеры распространяют в образовательных и социальных учреждениях: в 2010-2011 году широко прошли акции, которые охватили ряд общеобразовательных школ города Ставрополя: лекция-визуализация «Подари себе жизнь», социальные тренинги, распространение листовок о вреде наркотиков. Волонтеры вышли с инициативой распространения информации в студенческой и подростковой среде в интерактивной форме с помощью краткого, доступного материала и листовок информативного характера об опасности и последствиях употребления психоактивных веществ.

Одной из интересных форм работы стало проведение студентами-волонтерами лектория в государственном учреждении социального обслуживания Ставропольском социальном приюте для детей и подростков «Росинка», в котором воспитываются дети из неблагополучных семей. Совместное обсуждение подростков со студентами-волонтерами экзистенциальных проблем, касающихся поисков истинных ценностей жизни, направленных на формирование ценностей здоровья, семьи, любви, организация диалоговой формы взаимодействия, способствовали созданию атмосферы доверия, снятию психологических барьеров общения между детьми «группы риска» и студентами-волонтерами факультета специальной педагогики.

Еще одним направлением, которое стало новым для студентов-волонтеров – это повышение уровня их собственной, «волонтерской» квалификации. В 2010-2011 году студенты-волонтеры прошли курсы повышения квалификации, которые позволили им осуществлять свою деятельность не только на основе мотивационного компонента волонтерской деятельности (желания помочь), но и на основе целенаправленно сформированных знаний и умений, позволяющих им содержательно и технологично выстаивать свой процесс в соответствии с современными положениями теории и практики волонтерства.

Динамика развития волонтерского движения по сравнению с предыдущим годом очевидна: расширился состав волонтеров, что показывает участие в данном движении студентов различных курсов, спектр социальных акций и мероприятий возрос и стал более многообразен, увлеченность студентов и желание оказывать безвозмездную помощь стала одной из альтернатив самореализации личности студента.

Волонтерское движение – это двусторонний процесс, который формирует установки на здоровый образ жизни как самих волонтёров, так и участников волонтерского взаимодействия.