О.В. Пушкина (Пермь)
Несовершеннолетние, отбывающие наказание в воспитательной колонии (ВК), – достаточно сложная категория людей. Работа с ними требует бдительности, осторожности, постоянного внимания и контроля их поведения.
Вместе с тем, не стоит упускать из виду, что многие из них – несчастные дети, которые в свое время остались без помощи, внимания, душевного тепла и семейного очага. И, несмотря на большое количество отрицательных качеств у осужденных, их возраст дает возможность успешного воспитательного воздействия.
Школа в ВК – центр обучения и воспитания, где приоритетным является процесс воспитания, а точнее, перевоспитания над обучением.
Это не случайно. В школе ВК ежегодно в сентябре проводится сбор информации. 2011 – 2012 учебный год выявил следующие показатели:
Всего на 1 сентября |
84 человека |
Воспитывались в детском доме или интернате |
23,8% |
Дети из многодетных семей |
42,6% |
Дети из неполных семей |
61,3% |
Дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей |
13,09% |
Знают, что такое наркотики и их действие на организм на собственном опыте |
41,3% |
Знают, что такое алкоголь и его действие на организм на собственном опыте |
89,3% |
Знают, что такое токсикомания на собственном опыте |
37,3% |
Обучение в школе – обязательное условие выполнения режимных требований.
Не секрет, что самое страшное наказание – это лишение свободы, а для ребенка отрыв от семьи – это стресс.
Основной является проблема пребывания подростка в условиях изоляции, местах лишения свободы, угроза частичной или полной асоциализации, потери для общества дееспособного гражданина.
Цель воспитательной работы школы – создание условий для восстановления личностного статуса и успешной реабилитации подростка.
Задачи нам видятся следующие:
- создание комфортных для подростка психологических условий для образования и воспитания;
- реализация индивидуального, дифференцированного, корректирующего и компенсирующего подходов в образовании и воспитании;
- выделение гражданско-правового направления в воспитательной работе школы как средства профилактики рецидива преступления;
- подготовка к условно-досрочному освобождению, самостоятельной взрослой жизни, возврату ребенка в семью и общество.
Ювенальные технологии – введённое в России понятие, обозначающее комплекс мер, нацеленных на реализацию и защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и содействующих раскрытию их индивидуального потенциала для свободного развития в обществе и самостоятельного отказа от асоциального поведения.
Их внедрение осуществляется с учётом предписаний, содержащихся в Конвенции ООН о правах ребёнка 1989 года, в Минимальных стандартных правилах ООН (Пекинские правила 1985 года) и Эр-Риядских соглашениях 1990 года.
Особенностью восстановительного подхода является иная, нежели в официальном правосудии, трактовка понятия ответственности. Оно включает в себя осознание последствий причиненного вреда, «заглаживание» вины, исключение криминального пути в решении проблем в дальнейшем. При этом благодаря обсуждению проблем преступника, выяснению причин совершения им преступления и помощи ближайшего окружения человек может нормально вернуться и жить в обществе, чего нельзя сказать о большинстве преступников, отбывавших наказание в тюрьмах и вернувшихся в социум со «сломанной» психикой.
В Пермском крае элементы ювенальной юстиции внедряются в работу с несовершеннолетними на протяжении как минимум трех лет. Более гуманное отношение к малолетним преступникам может дать гарантии того, что правонарушитель осознает свою проблему. Восстановительные механизмы основаны на глубочайших знаниях человеческой психологии и не только.
При условии внедрения и успешной реализации восстановительных технологий в воспитательной работе коллектива школы возможно решение проблемы менее болезненного для подростка пребывания в местах лишения свободы, его возврат в социум.
Результатами реализации внедрения восстановительных технологий в школе должны стать: сокращение периода адаптации воспитанника к жизни в ВК; формирование чувства собственного достоинства и вера в собственные силы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие творческих способностей; ликвидация пробелов в знаниях, приведение их в систему, получение соответствующего образования; осознание необходимости приспосабливаться к новым жизненным условиям; сформированные навыки труда и самообслуживания; осознание необходимости выбора в дальнейшем учебной или трудовой деятельности; умение строить и учиться реализовать жизненные планы в соответствии со своими интересами и потребностями общества.
Реализация проекта делится на три этапа.
1 этап. Организация. 2009-2011 гг.
Установочный расширенный педагогический совет. Сбор и получение информации о восстановительных технологиях. Обучение педагогов и воспитателей работе по восстановительным технологиям преподавателями ПКИПКРО. Работа в творческих группах на семинарах и в педагогических мастерских по обмену знаниями и способах их реализации.
2 этап. Реализация. 2011-2013гг.
Работа педагогов школы, классных руководителей по восстановительным технологиям со всеми воспитанниками, учащимися школы на внутришкольном и общеколонийском уровнях.
3 этап. Рефлексия. 2013-2015гг.
Подведение итогов. Анализ результатов. Работа над ошибками. Совершенствование форм и приемов.
Методами проекта должны стать методы, основанные на уважении к ребенку, доверии и предоставлении свободы выбора, внимательное и доброе отношение к каждому ребенку, независимо от совершенных проступков и образа жизни.
Деятельность всех участников проекта должна быть направлена на то, чтобы ребенок сам изменил свою жизнь, выработать у него мотивацию к изменению жизни, направить все усилия на улучшение его существования; Важно, чтобы ребенок сам захотел выйти из «панциря» недоверия к окружающим взрослым. Необходимо показать ребенку, что есть другая жизнь, поселить и закрепить в нем надежду на то, что он способен реализовать себя в этом мире не в негативной, а в позитивной его стороне.
Принципами работы с детьми должны стать терпение, принятие, объективность, забота, внимание, общение на равных.
Основными «ступеньками» восстановительной технологии являются:
- помощь в адаптации (беседа в карантине: знакомство с работой учреждения, с распорядком дня колонии, выявление уровня образования, информации о прежнем месте учебы, семейном положении, наклонностях, интересах; педагогическая поддержка в первые две недели учебы в школе);
- установление доверительных отношений (индивидуальная беседа с классным руководителем, проявление внимания к нуждам воспитанника);
- создание среды и условий благоприятного эмоционального воздействия;
- привлечение к участию в общественной жизни класса и школы;
- создание ситуации успеха (перехвалить наших учеников невозможно, этим они в жизни не избалованы, победа важна вдвойне, помогая поверить в собственные силы) «У кошки, которую не гладят, высыхает спинной мозг» (Английское изречение), «Если одним словом ты можешь осчастливить человека, каким же негодяем надо быть, чтобы этого слова не сказать» (Виктор Гюго);
- использование проблемного обучения- системы, связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций, в ходе которых ученик с помощью и под руководством учителя овладевает содержанием предмета и учится жить среди людей;
- ликвидация пробелов в знаниях через многократное повторение, выделение и умение видеть главное, умение действовать по алгоритму, аналогии, обязательные самостоятельные работы;
- активизация познавательной деятельности учащихся через разнообразие форм и типов уроков (урок-конкурс, урок-игра, урок-соревнование и др.), групповые формы работы, дифференцированный подход, индивидуальные занятия, интегрированные уроки, активное использование средств наглядности (иллюстрации, схемы, таблицы, фотографии, фильмы и др.), использование ИКТ;
- формирование навыка трудовой деятельности на уроке: у расписания уроков есть изречение:
Оставь надежду всяк сюда входящий,
О том, что здесь вас будут развлекать,
Здесь ждет вас труд, труд настоящий,
Но чувство радости должны вы испытать.
- сотрудничество учителя и ученика в учебном и воспитательном процессе;
- внедрение и применение современных образовательных технологий личностно-ориентированного характера в зависимости от возможностей и способностей учеников;
- совершенствование методики проведения урока – важнейшего направления повышения качества обучения и воспитания.
Учитель, работающий в школе ВК, обязан: называть воспитанника только по имени (как известно, самый приятный для человека звук- звук его имени); выяснить возможности, таланты, наклонности ученика; принять воспитанника таким, какой он есть; видеть в ученике личность; пробуждать лучшие человеческие качества; учить самостоятельно работать и мыслить; учить разбираться в людях, иметь собственное мнение; учить культуре поведения и общения; готовить к УДО, возврату в семью, созданию здорового характера семейных отношений; быть внимательным к любым проблемам ученика; убедить, что жизнь продолжается и что одна ошибка не может перечеркнуть всю судьбу; уметь улыбаться, шутить, понимать шутки и от души смеяться.
Данный проект реализуется, в первую очередь, через индивидуальную работу педагога с воспитанником. Однако, учитывая специфику школы, реализация проекта параллельно осуществляется на уроках, классных часах, на занятиях с воспитанниками в отрядах, в подготовке и проведении общешкольных, внеклассных и общих для воспитанников всей колонии мероприятий.
Сегодня стали традиционными общеколонийские спортивные праздники с вручением наград победителям, концерты и литературно-музыкальные композиции к Дню Матери, к Дню Учителя и 8 Марта, новогодние представления, торжественные линейки, посвященные Дню Знаний, Дню Победы, к празднику «Последнего звонка». Все мероприятия проходят в виде коллективных творческих дел. Собран фотоальбом и видеоматериалы. Во всех праздниках активное участие принимают родители воспитанников. Ведь каждой маме приятно слышать стихи собственного сочинения ее сына, например такие:
Как же я хочу домой
К своей любимой маме,
В свой городок родной,
Который стоит на Каме.
Там ждут меня родные люди:
Мать, сестра, братишка и отец,
И я надеюсь, что разлуке
Когда-нибудь придет конец.
Управлять реализацией проекта будет администрация школы в лице заместителя директора по учебно-воспитательной работе через взаимодействие с другими службами колонии посредством педагогических советов, семинаров, ежеквартального анализа деятельности. Самым лучшим результатом работы должно стать законопослушное поведение нашего бывшего воспитанника.
Педагогический коллектив школы ПВК взял в качестве лозунга своей работы слова известного польского педагога, писателя и врача Януша Корчака, погибшего в Треблинке вместе с 200 своими воспитанниками:
«Учитель, который не сковывает, а освобождает,
Не подавляет, а возвышает,
Не комкает, а формирует,
Не диктует, а управляет,
Не требует, а добивается желаемого,
Переживет вместе с учениками много вдохновенных минут, не раз следуя увлажненным взором за борьбой ангела с сатаною, где светлый ангел побеждает!»
Список литературы:
- Преодоление. Журнал для специалистов, работающих с несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении и их семьями. 2007. Пермь.
- А.П.Чернявская. Педагогическая техника в работе учителя. М., 2001.
- В.А. Ясвин. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.
- Теория и практика образовательной технологии. М., 2004.
- Л.И.Беляева. Несовершеннолетний в ВК: что полезно знать воспитателю. М., 1997.
- Е.Н. Шиянов, И.Б.Котова. Развитие личности в обучении. М.,1999.
- Г.Ю. Ксензова. Оценочная деятельность учителя. М.,2002.
- сайт www.sprc.ru, www.cppmsp.ru.
- Официальный сайт администрации Пермского края и Министерства социального развития.
- Современные образовательные технологии как средство развития познавательной мотивации учащихся. Сборник статей. Пермь,2009.
- В.С.Лазарев. Системное развитие школы. М., 2002.