Н.Л. Пономарев (Нижний Новгород)
Задачи воспитания в образовательном процессе вузов занимают приоритетное положение. Воспитание инициативной, творческой, конкурентно способной личности достаточно актуально для всех вузов. Особенно актуальна эта проблема для таких специализированных вузов как образовательные учреждения МВД России. Успешность адаптации будущего профессионала в социуме ученые связывают с социальным воспитанием.
Под социальным воспитанием ученые-педагоги понимают приобретение социально-нравственного опыта в различных видах деятельности в процессе социализации личности.
Для педагогики процессы социализации представляют интерес на всех возрастных этапах развития человека. Отечественные педагоги С.Т. Вершловский (1981), Б.З. Вульфов (1994), М.З. Ильчиков (1996), М.С. Комаров (1994), А.В. Мудрик (2004), В.Д. Семенов (1986, 1995) и другие проблему социализации исследует в двух аспектах. Первый – касается воспитания, его принципов, содержания, форм и методов, как относительно социально-контролируемой части социализации. Второй аспект, включает в себя исследование общества как социализирующую среду, выявляет его воспитательные возможности для поиска путей и способов использования и усиления позитивных влияний на человека [1, с. 360].
В начале 90-х годов ХХ века группой ученых под руководством З.А. Мальковой и Л.И. Новиковой (В.А. Караковский, М.В. Никитин, А.Ф.Иванов) была разработана «Концепция воспитания учащейся молодежи в современных условиях» (1991). В концепции признается целостность человека как организма, личности и индивидуальности. В связи с этим сложный и непрерывный процесс формирования человека нельзя искусственно расчленять. Формирование человека происходит под воздействием социализации, воспитания и саморазвития, представляющих компоненты целостного процесса. Под социализацией авторы понимают двусторонний процесс: «С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, в которые он входит. А с другой – в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей и социальный опыт» [2, с. 66].
М.И. Рожков, Л.В. Байбородова (2000) процесс воспитания рассматривают как компонент социализации личности. Под социализацией авторы понимают интеграцию человека в систему социальных отношений. Авторы отмечают отличие педагогического аспекта исследования социализации, при котором изучаются закономерности и методика педагогического влияния на воспитанника с целью повышения эффективности социальных отношений. Нам близок вывод исследователей о том, что социализация рассматривается как усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности [3, с. 7]. В связи с этим, мы исследуем физическое воспитание не только как часть общей культуры, регулирующее поведение личности через социальные нормы и ценности, но и как системный компонент социализации, способствующий формированию социально значимых качеств личности будущих служителей закона. Кроме того, физическое воспитание в вузе МВД является элементом социального воспитания.
Более основательно данная тема раскрыта А.В. Мудриком (1996). Социализация – процесс непрерывный. Воспитание – процесс дискретный, планомерный, ограничен временем и местом пребывания воспитанников в определенной организации. Социальное воспитание понимается А.В. Мудриком как создание условий для целенаправленного развития и духовно-ценностной ориентации человека. Эти условия создаются в воспитательных организациях в процессе взаимодействия индивидуальных, групповых и социальных субъектов в трех взаимосвязанных, но автономных сферах: образования, организации социально опыта, индивидуальной помощи [4, с. 51]. Автор рассматривает воспитание как часть процесса социализации, который включает в себя также стихийную и относительно-направляемую социализацию, а так же саморазвитие человека.
В нашей работе мы принимаем определение А.В. Мудрика «социальное воспитание» и разделяем его позицию, уделяя внимание той части социализации, которую он обозначил как социальное воспитание.
На каждом возрастном периоде А.В. Мудрик (2004) выделяет три группы задач: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические [5, с. 268-270]. В составе естественно-культурных задач автор особое внимание уделяет физическому развитию на каждом возрастном этапе, а также ведению здорового образа жизни. Отсутствие решения хотя бы одной группы задач на любом возрастном этапе приводит к задержке развития. В связи с этим, по мнению А.В. Мудрика, для развития человека решение данных задач является объективной необходимостью. Особое значение для курсантов вузов МВД имеет решение обозначенных А.В. Мудриком задач. Физическое развитие, становление мировоззрения, самосознания личности, ее самоопределение и самореализация в значительной степени определяется учебно-воспитательной системой вуза.
Подчеркивая социальную детерминацию поведения и психики человека, Е.В. Шорохова отмечает, что разные уровни социальной детерминации включают в себя факторы, которые по-разному влияют на процессы, свойства, качества психических явлений в индивидуальном развитии человека. Важным для нашего исследования является утверждение автора о том, что механизмы социальной детерминации поведения личности раскрываются при исследовании воздействия на личность социальной среды, микросреды, коллектива, а также посредством выделения в самой личности социально значимых свойств, при рассмотрении личности как элемента конкретных социальных структур, совокупности социальных функций и социальных ролей, изучения ценностных ориентаций личности. В качестве механизма детерминирующего социальное воздействие на человека, Е.В. Шорохова выделяет конкретную его деятельность [6].
Ведущим видом деятельности обучающихся в вузах является учебная, направленная на подготовку молодых людей к будущей профессии. В нашей работе основополагающим видом деятельности является физкультурно-спортивная. Выбор деятельности не случаен. Физическая подготовка в вузе МВД является профилирующим предметом и играет важную составляющую в профессиональной подготовке специалиста. Кроме того, речь идет о здоровье молодежи, что важно не только для физического развития, но и развития личности в целом. Воспитание средствами физической культуры молодого поколения объявлена одним из приоритетных направлений в нашей стране, о чем свидетельствует федеральная программа «Развитие физической культуры и спорта 2006-2015 годов».
Физическая культура как часть общей культуры общества несет в себе определенные социальные нормы, выступающие в качестве средств социальной регуляции поведения человека. По мнению М.И. Бобневой (1976), особую значимость социальные нормы имеют в единстве внешних условий и внутренней позиции человека, когда проявляются в нравственных и ценностно-детерминированных формах регуляции поведения человека. М.И. Бобнева считает социальные нормы одним из важнейших каналов социализации [7]. В нашей работе, на основании выводов М.И. Бобневой, мы можем предположить, что организованная определенным образом социальная среда, в частности в вузе МВД на основе физического воспитания, способствует реализации социальных норм для курсантов.
Социальные нормы нами рассматриваются как средство управления социализации личности.
На основании работ психологов, социальных психологов и педагогов мы определяем сущность концепции социального воспитания в вузе МВД с физической культурой как системообразующим видом деятельности. Социализация личности в дискретных условиях вуза при подготовке будущего служителя закона к выполнению служебных обязанностей базируется на психо-физической готовности к самореализации в профессиональной деятельности.
Список литературы:
- Мудрик, А.В. Социализация / А.В. Мудрик // Российская педагогическая энциклопедия в 2 т. Т. 2. – М. – 1999. С. 359 – 361.
- Малькова, З.А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе / З.А. Малькова, Л.И. Новикова // Народное образование. № 11, 1991. С. 65 – 74.
- Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М., 2000.
- Мудрик, А.В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании // Новые ценности образования. – 1996. – Вып. 6. С. 51-55.
- Мудрик, А.В. Социализация человека: Учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений. – М., 2004.
- Шорохова, Е.В. Социальная детерминация поведения / Е.В. Шорохова // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / под ред.Е.В. Шороховой, М.И. Бобневой. – М., 1976. С. 5 – 28.
- Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / под ред. Е.В. Шороховой, М.И. Бобневой. – М., 1976. С. 144 – 171.