Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Особенности профессионального самоопределения воспитанников детского дома

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Е.А. Пилипенко (Уфа)

В современном российском обществе в ходе радикальных преобразований всех сфер жизнедеятельности формируются различные формы проявления девиации.

Во-первых, экономические трудности, переживаемые нашим обществом, инициировали широкое распространение преступности, что усугубляет социально-экономическую и политико-правовую ситуацию в стране, негативно отражается в массовом сознании, формируя и закрепляя соответствующие ценностные ориентации.

Во-вторых, радикальные реформы, основное содержание которых составляет приватизация и становление рыночного типа экономики, сопровождаются динамичными изменениями социальной структуры и массовой маргинализацией общества. Тем самым, значительно расширяется социальная база различных видов отклоняющегося поведения.

В-третьих, радикализм проведения экономических реформ, сопряженный с разрушением механизма государственной власти, обусловил процесс криминализации общественной жизни, который стал важным фактором распространения социально-негативных форм девиантного поведения. Широкое распространение различных видов отклоняющегося поведения в современном российском обществе оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности людей и отражается в изменениях их образа жизни, в формировании ценностных ориентации и социальных установок, предполагающих нарушение как правовых, так и моральных норм. В результате различные формы девиации, охватывают значительное число социальных институтов, слоев, групп и индивидов. Отклонения от социальной нормы приобретают массовый характер и зачастую воспринимаются как рациональный и общеприемлимый стиль поведения.

Особенно чувствительны к этим деструктивным процессам представители наименее социально защищенных слоев общества, и как результат – падение социального престижа семьи, ухудшение ее материальных и жилищных условий, увеличение количества детей, рожденных вне брака, родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В условиях глобального изменения мира подростки вынуждены самоопределяться не только как личности, но профессионально. затруднения в профессиональном самоопределении обусловлены наличием комплексов, из-за подавления темперамента и характера подростков.

Остро стоит вопрос относительно адаптации выпускников после окончания учреждений интернатного типа, выбора сферы профессиональной деятельности, которая бы оптимально отвечала потребностям личности этих детей и запросам рынка работы.

Сиротство является одной из самых тяжелых социальной и педагогической проблемой нашего времени. Потеря семьи разрушает для ребенка естественный ход событий и развития, выстраивает вокруг него искусственные барьеры до полноценного построения собственной семьи и вхождения в жизнь, формирует множественные личностные проблемы. У детей вырабатывается непонимание материальной стороны жизни. Дети-сироты имеют трудности в общении там, где это общение должно строиться свободно и произвольно, особенно трудно детям давалось общение вне детского дома. Негативным фактором есть и то, что воспитанники перегружены отрицательным социальным опытом, негативными ценностями и образом поведения своих родителей. Среди подростков, лишенных родительского попечительства, 43% отмечают минимум признаков счастливого человека, что можно интерпретировать как позицию «я несчастлив», и только 17% таких подростков обнаружено в нормальных семьях.Семейная дезадаптация детей-сирот, определяется сложным комплексом депривационно-психогенного расстройства. В условиях семейной дезадаптации, неразрешимой для ребенка, лишенного родительского попечения, отмечается высокий риск развития патологических состояний Можно сделать вывод о том, что нужно водить как альтернативную форму воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, приемные семьи, но при этом нужно адаптироваться к социальным реалиям.

Но сегодня в общественном сознании слишком много стереотипов, которые мешают возвращению «сложных» детей к нормальной жизни. В современном российском обществе в ходе радикальных преобразований всех сфер жизнедеятельности наряду с различными формами проявления девиации, широкое распространение получило делинквентное поведение. Данное обстоятельство существенно актуализирует необходимость всестороннего научного изучения этого социального явления.Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины – недостатки в воспитании, прежде всего. От 30 до 85 % делинквентных подростков, по данным разных авторов, вырастают в неполной семье, т. е. без отца, или в семье деформированной – с недавно появившимся отчимом или, реже, с мачехой. Немалое значение имеют безнадзорность, воспитание по типу «гипопротекции» (Вдовиченко А. А., Гурьева В. А., Гиндикин В. Я.). Росту делинквентности среди подростков, способствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки; примером в нашей стране может послужить армия беспризорников после гражданской войны, достигавшая более четырех миллионов. Несомненно, формирование новообразований в подростковом возрасте влияют на становление личностных особенностей, но, в то же время, в виду попадания в новую для ребенка социальную группу и в новые социальные отношения несут деформацию их.

Особое место занимает изучение профессионального самоопределения в социально-психологическом аспекте, воспитанников детских домов.За годы пребывания в детском доме ребенок осваивает социальные роли и нравственные нормы жизнедеятельности в современном мире. В этом плане особую актуальность приобретают связи с социальной жизнью. При выпуске воспитанника из детского дома, должен пройти определенный курс обучения, направленный на получение профессии и социальной адаптации. При этом нельзя упускать из виду, что взаимопомощь в группах детского дома сочетается с конкуренцией. Воспитателям следует комплектовать группы с учетом возможности общения, лидерства. Социальная адаптация в процессе получения воспитанником профессии призвана придать этому естественному соревнованию цивилизованные формы. Подготовка детей и подростков к семейной жизни протекает на сложном нравственном фоне, поскольку они ревнуют к детям, имеющие родителей, родственников и к детям, которых выбирают на усыновление.

Проблемность работы с подростками детских домов заключается в том, что их профессиональное ориентирование целесообразно интегрировать с элементами семейной жизни, а так же организовать разновозрастные группы, поскольку жизнедеятельность в них организуется на принципе отношений, характерных для семьи.

Профессиональное ориентирование воспитанников детских домов выступает, как накопление начального капитала для сверстников и должно иметь твердую социальную, правовую и экономическую основу. Центром работы педагогов в детских домах выступает формирование социальной защищенности. В конечном итоге воспитаннику должна быть предоставлена экономическая самостоятельность в школах-интернатах, их экономическая независимость. Педагогическое вмешательство выступает как процесс социализации, которая становится эффективной на основе усвоения ценностей рыночной экономики.

В ходе исследования этой проблемы был проведен анализ психологической литературы, а также диагностическое исследование: влияет ли личностные особенности воспитанников детского дома на профессиональное самоопределение.

Результаты проведенного исследования в целом подтвердили имеющуюся в литературе гипотезу о том, что сформированность основных структурных компонентов профессионального самоопределения у воспитанников детского дома ниже, чем у подростков общеобразовательных школ.