А.А. Оплетин (Пермь)
Социально-экономические изменения в стране, связанные с переходом к рыночной экономике, с появлением различных видов собственности и переоценкой всей системы общественно-личностных ценностей в обществе, которые повлекли за собой изменения в образовании, поставили образовательный процесс в позицию поиска новых путей и средств активизации личности, как субъекта собственного самопреобразования.
Всё это послужило предпосылкой для модернизации физической культуры на основе её потенциальных возможностей реализуемых в духовно-нравственном формировании личности, в процессе развития и саморазвития личности в целом.
В последнее десятилетие замечен прогресс в решении этих проблем. Так в область физической культуры вводятся разные понятия потенциала: физический (В.И. Столяров, А.В. Лотоненко), аксиологический (О.В. Сальдаева), лидерский (О.А. Павлова), двигательный (В.К. Бальсевич), человеческий (Б.М. Бим-Бат); фиксируется реализация гуманистического потенциала в процессе формирования профессиональных компетенций будущего специалиста в области саморазвития и самосовершенствования личности. Занятия физической культурой позволяют найти оптимальное равновесие в реализации всех потенциальных возможностей.
Особое значение этому придается в саморазвитии личности. Исследователи в области физической культуры на основе данных исследования отмечают потенциал психоэмоционального развития личности и связывают его с самовоспитанием и самосовершенствованием личности (В.И. Белов, 1994; С. Вендровская, 1985; Е.И. Зуев, 1991; Ю.М. Иванов, 1991; И.В. Курис, 1994; О.К. Непаренко, К.О. Петров, 1995; Ю.Н. Полковников, 1995; И. Рейф, 1994; А.Я. Тихонова, 1994; М. Тобиок, 1994; М. Стюарт, 1994; М. Этевенон, 1996).
Потенциальные возможности физической культуры как средства саморазвития отмечены в некоторых исследованиях (Т.А. Булавина, В.А. Кабачков, Р.С. Маделян). Однако это только штрихи к раскрытию проблемы саморазвития и самосовершенствования личности средствами физической культуры.
Анализ теории и практики свидетельствует, насколько высок потенциал развития личности, заложенный в физическом воспитании и физической культуре. При этом следует отметить, что почти все исследователи подчеркивают в этом потенциале значимость активности самой личности занимающейся в решении проблем, самостановления и саморазвития личности отмечают её ведущую роль в решении воспитывающих сторон этого вида деятельности. Так, известный ученый Н. Амосов, предавая важное значение физической культуре, подчеркивал, что необходимость развития здоровья человека, его духовного комфорта, создания здорового образа жизни. Всё это в руках самого человека и добывается только его собственными усилиями.
Вместе с тем следует отметить, что целый комплекс возможностей физической культуры сформированных в процессе её развития и становления в литературе больше обозначен, чем реализован, что обусловлено в силу разных причин развития общества в целом и педагогической науки в частности. Это, прежде всего, долговременная доминирование авторитарной концепции, что серьезно задержало развитие «самости» личности. Унифицированные методы отражали в основном консервативную тенденцию, что задерживало, в определенной мере, развитие личности, нередко лишая талантливого человека творческого поиска и нередко влекло к угасанию творческого потенциала – всё было подчинено общему требованию, стимулированию единой определенной направленности, что давало успех при немалых потерях потенциально личностных возможностей разностороннего развития и саморазвития личности.
Духовно-ценностное сознание человека, развития его творческого мышления, общественной направленности, самоопределения на определенный период времени были отодвинуты и не всегда признавались важнейшими перспективными направлениями в области физической культуры. Это отмечают в своих исследованиях ведущие ученые данной области знания (К.А. Альбуханова-Славская, М.У. Веленский, С.В. Дмитриев, В.И. Ильинич, Б.Д. Куланин, А.В. Лотоненко, Л.И. Лубышева, Д.К. Маркова, Г.Г. Наталов, Г.А. Пивоваров, Н.И. Пономарев, В.Н. Сагатовский, В.И. Ульянов и др.).
Как отмечают современные исследователи на рубеже 20-ых и 21-ых веков ситуация в образовании, как и во всей стране, изменилась. Для нового времени, – это характеризуется как этап возрождения ценностей, составляющих человеческую сущность личности; возрождение новых идей создавших основу дальнейшего развития науки о человеке, и как этап зарождения новых идей, пробужденных развитием общества с новым взглядом на человека, на его возможности, на его возможный личностный статус в развивающемся обществе как субъекта деятельности. Как свидетельствует анализ литературы в физкультурно-спортивной деятельности человек изначально является субъектом развития и воспитания, что во многом определяет его педагогическую эффективность.
Следует отметить, что во многих современных исследованиях рассматривающих роль физической культуры в развитии и саморазвитии личности, подчеркивается значимость её потенциала. Ученый, исследующие проблему воспитывающего влияния физической культуры, подчеркивают первостепенную важность включения самой личности занимающейся в процесс её социально-нравственного становления. По мнению большинства ученых, одна из сильных сторон физической культуры заключена в том, что она включает в процесс самосовершенствования саму личность, что соответствует современной педагогической парадигме.
Отличительными признаками актуализации потребности саморазвития физического потенциала (как считают В.А. Петьков и Н.А. Чувилова, 2008) можно считать: единство проявлений когнитивной, эмоционально-ценностной, психомоторной и поведенческой сфер физкультурно-спортивной деятельности; наличие стремления самостоятельно и целесообразно планировать развитие своего физического потенциала в разнообразной профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности, в часы досуга и отдыха; превращение норм физической культуры в привычку, в естественный регулятор поведения и деятельности; что актуализирует процессы самопознания, самоорганизации, самоуправления, самореализации и самосовершенствования.
Наличие целостного комплекса потенциальных возможностей физической культуры при доминировании современной парадигмы, где субъектом деятельности выступает человек. Закономерно на первом месте в процессе формирования и разностороннего развития личности вместо традиционного педагогического воздействия ставится такая категория, как саморазвитие и самосовершенствование личности при взаимодействии с педагогом.
Развитие физической культуры в контексте саморазвития личности средствами физической культуры – проблема инновационная, призванная расширить систему воспитывающих способов и средств для саморазвития личности на основе её творческого потенциала в процессе формирования современного человека нового демократического общества.
Как отмечалось ранее процесс модернизации образования в целом нашёл отражение и в области физической культуры. Модернизация процесса в области физической культуры делают упор на тот комплекс потенциала, который создан на разных этапах её развития, в особенности в основе которых лежит активность. Предпочтение отдается целостному влиянию физической культуры, как процессу тесного взаимодействия общим моторным, и психическим развитием личности (В.И. Гурбузов, Г.Д. Горбунов, А.Т. Горшекова, В.Г. Степанов и др.).
В современных исследованиях придается особая важность воспитывающих функций физической культуры как составной части общего воспитания личности. Ученые видят в ней важную роль мобилизации психической деятельности личности (С.М. Ахметов, Н.Г. Макаренко, Ю.М. Николаева, Н.А. Орлова, Ж.К. Холодов, Д.В. Шабанов, В.Н. Шаулин, Б.А. Широбоков). В более широком плане воспитывающую функцию физической культуры, как составную часть общего воспитания личности, ученые видят в её мобилизации психической деятельности средствами самовоспитания и самосовершенствования в области саморазвития, в частности в области физической культуры человека (С.М. Ахметов, Н.Г. Максименко, Ю.М. Николаева, Н.А. Орлова, Ж.К. Холодов, Д.В. Шабанов, В.Н. Шанаулин, Б.А. Широбоков и др.).
Процесс модернизации физической культуры становится в последние годы одним из главных приоритетных направлений. Ученые, работающие в этой области, исследуют возможности развития потенциала физической культуры, как показали 12-ый, 13-ый и 14-ый международные научные конгрессы (2008-2010 г.). Усилилось внимание к культурологическим проблемам в процессе профилактики наркомании (Р. Байтлец, Л.И. Орехов). Исследуется аспект социально-философских основ здоровья (Ю.О. Тышенко). Изучаются вопросы влияния религии на развитие физической культуры (М.М. Баген, Е.В. Евсеева). Изучается социально-педагогические функции физической культуры (Е.В. Антипенко, В.А. Антонов, Е.Г. Разомахова). Серьёзное значение и моделированию (В.П. Маченов, В.А. Панов) педагогическим технологиям в области физической культуры (В.В. Вугачева, О.В. Майоров, В.П. Губа). Изучаются проблемы физической культуры в работе со студентами с ограниченными возможностями (С.Г. Адирхеев, Н.П. Хитовц). К сожалению о саморазвитии личности работ в материалах конгресса почти нет.
Наиболее близки в теме нашего исследования работы, рассматривающие возможности физической культуры, как средства мобилизации психической активности личности (В.И. Бондин, К.В. Ваганова, Е.П. Коротоаева, С.Ф Лейкин, Ю.Ю. Макаренко, Н.Э. Макаров, Ч.В. Попов, В.И. Самусенкова и др.). В соответствии с темой нашего исследования, нам импонируют работы В.И. Андреева, А.Д. Яковлева, В.П. Лукьяненко установивших в своих исследованиях устойчивую корреляционную связь между развитием физических, интеллектуальных и нравственных качеств. Авторы отмечают, что процесс занятий физической культурой повышает мотивацию и мобилизируют волевые действия, что существенно влияет на формирование личностных качеств, потребностей, пробуждение интересов, помогает осуществлять собственный критический анализ влияний, отношений на основе их взаимодействия.
Нас привлекает именно этот аспект модернизации педагогической системы саморазвития личности, физической культуры.
Таким образом, раскрытие глубинных слоев становления проблем саморазвития личности в таких важных аспектах, как философских, психологических, педагогических с акцентом на большие потенциальные возможности физической культуры для решения задач саморазвития личности, мы подходим к вопросу необходимости модернизации педагогической системы физической культуры в условиях вузовского образования, где готовятся специалисты гуманитарной направленности и видим в качестве ведущего аспекта модернизации саморазвития личности студента средствами физической культуры в его социально-нравственном становлении на основе концептуальных идей, концепций синергии осознаваемого и неосознаваемого в психике, чтобы влияние самостроительства своей личности сохраняло её целостность, и компетентностью народа, определяющего гармоничность восприятия мира, социальную её зрелость и глубокую разносторонность в области личностной и профессиональной готовности к самореализации в обществе.
Инновационный подход требует более полного исследования проблемы, раскрытия концепции, моделирования процесса, саморазвития, расширения подходов и новых аспектов, усиливающих содержательную сущность педагогической системы и увеличение роли в этом процессе самой личности.
Список литературы:
- Оплетин, А.А. Педагогические основы социально-нравственного саморазвития личности студента (на материале физического воспитания) (монография). – Пермь: СПб ИВЭСЭП – 2008. – 224 с.
- Оплетин, А.А. Система универсальной разминки на занятиях по физической культуре в контексте саморазвития личности студентов. Учебно-методическое пособие – Пермь: ПГПУ – 2009. – 96 с.