Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Вопросы назначения наказания в виде лишения свободы несовершеннолетним в свете реформирования уголовно-исполнительной системы России

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Р.В. Новиков (Пермь)

Рассматривая вопросы назначения наказания несовершеннолетним следует признать необходимость реализации на практике положений п. 1 ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка, в которой указывается, что во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка.

В Российской Федерации доля несовершеннолетних осужденных, которым судами было назначено наказание в виде лишения свободы, составила: в 1999 г. –23,4 %, в 2001 г. – 20,7 %, в 2008 г. – 22,5 %, в 2009 г. – 20,6 %, а в 2010 г. – 18,4% [2, с.12].

Одновременно, следует отметить, что численность несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях, существенно снизилась. Например, если в 2001 г. в воспитательных колониях содержалось 18677 несовершеннолетних, в 2005 г. – 14545, в 2008 г. – 8550, то в 2010 г. число несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях, снизилось до 4029 человек [4].

Полагаем, это произошло на фоне снижения количественных показателей преступности несовершеннолетних, происходящих изменений в уголовной политике и реформирования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Так, число преступлений, совершенных несовершеннолетними в период с 1999 по 2010 гг., сократилось с 208,3 тыс. до 70,9 тыс. преступлений [3, с.7].

В тоже время, о наличии определенных недостатков в существующем порядке применения наказания в виде лишения свободы свидетельствуют массовые беспорядки в ряде воспитательных колоний (Кировоградской, Алексинской, Жигулевской и др.) [1].

Вопросам применения наказания к несовершеннолетним правонарушителям посвящен ряд международных документов, таких как: Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних от 29 ноября 1985 г.; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы от 14 декабря 1990 г. и др.

Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, в частности указывают, что несовершеннолетние должны содержаться только в условиях, которые полностью учитывают их особые потребности, статус и особые требования в соответствии с их возрастом, индивидуальностью, полом и видом правонарушения, а также психическим и физическим состоянием и которые максимально защищают их от вредного влияния и попадания в опасные ситуации (правило 28).

Особое внимание необходимости обеспечения благополучия несовершеннолетних правонарушителей и учета особенностей личности несовершеннолетнего при исполнении наказания в виде лишения свободы уделяется в ряде документов Комитета Министров Совета Европы, таких как: Рекомендации Комитета Министров Совета Европы государствам-членам о новых подходах к преступности среди несовершеннолетних и о назначении правосудия по делам несовершеннолетних № Rec (2003) 20 от 24 сентября 2003 г.; Рекомендации Комитета Министров Совета Европы государствам-членам о европейских правилах применения мер или санкций к несовершеннолетним правонарушителям № Rec (2008)11 от 5 ноября 2008 г.

В Рекомендациях Комитета Министров Совета Европы государствам-членам о европейских правилах применения мер или санкций к несовершеннолетним правонарушителям № Rec (2008)11 от 5 ноября 2008 г. отмечается, что вследствие высокой уязвимости лишенных свободы несовершеннолетних, власти должны сохранить их физическую и умственную целостность и заботиться об их благополучии (п.52.1).

В результате анализа приведенных выше международных нормативных правовых актов можно выделить ряд требований к исправительным учреждениям для несовершеннолетних:

  • исправительные учреждения для несовершеннолетних должны быть небольшими и обеспечивать условия наименьшей изоляции и контроля, необходимых для защиты несовершеннолетних;
  • число несовершеннолетних в учреждении должно быть относительно невелико, чтобы обеспечить каждому индивидуальную опеку;
  • содержание несовершеннолетнего в учреждении не должно прерывать его контакт с семьей;
  • исправительные учреждения для несовершеннолетних и условия в них должны соответствовать цели перевоспитания пребывающих в них несовершеннолетних при уделении должного внимания потребностям несовершеннолетних в уединении, эмоциональным стимулам, возможностям общения со сверстниками и участию в занятиях спортом, физкультурой и проведении досуга;
  • исправительные учреждения, должны являться составной частью социальной, экономической и культурной среды.

На сегодняшний день контингент воспитательных колоний, с одной стороны, характеризуется высокой криминогенностю, с другой – низким уровнем образования и состояния здоровья, недостатком социально полезных связей, в том числе с семьей [5].

Исходя из изложенного, полагаем, что основным направлением совершенствования законодательства в части назначения наказания в виде лишения свободы несовершеннолетним должно являться переосмысление подходов к его основным задачам и содержанию.

В этой связи ФСИН России активно предпринимаются, предусмотренные Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020, меры по преобразованию воспитательных колоний для несовершеннолетних в воспитательные центры для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте.

Согласно предложенной ФСИН России модели воспитательный центр рассматривается как исправительное учреждение, предназначенное для исполнения наказаний в виде лишения свободы в отношении лиц женского и мужского пола, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, а также, при наличии условий, содержания под стражей несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых [4].

В настоящее время апробирование данной модели происходит на базе Брянской (Брянская область), Алексинской (Тульская область), Можайской (Московская область), Канской (Красноярский край) и Белореченской (Краснодарский край) воспитательных колоний.

При этом одной из основных целей функционирования воспитательного центра является обеспечение эффективной ресоциализации осужденных к условиям жизни в современном обществе на основе применения индивидуальных форм воздействия.

Важнейшей задачей, стоящей перед воспитательным центром, является деятельность психолого-педагогического и реабилитационного характера, основными принципами которой являются:

  • непрерывность и преемственность социальной, психологической и социально-педагогической работы с осужденными с момента заключения под стражу и до момента освобождения;
  • обеспечение приоритета в работе психолого-педагогическим и социальным методам и формам воздействия на осужденных;
  • учет возрастных и индивидуальных (психологических, физиологических, уголовно-правовых) характеристик осужденных.

Для решения этой задачи предполагается отказ от отрядной системы содержания несовершеннолетних осужденных и создание сектора воспитательной работы, включающий группу осужденных в количестве восьми человек, за которым закрепляется социальный педагог. Также предполагается создание дополнительных помещений, обеспечивающих возможность проведения воспитательных, спортивных, групповых и индивидуальных мероприятий с участием социального педагога, социального работника и психолога.

Жилые помещения для раздельного проживания осужденных в воспитательном центре размещаются в отдельных или совмещенных зданиях, включающих в себя весь комплекс помещений для проживания осужденных по четыре человека с возможностью визуального контроля за их поведением, помещений для организации культурно-массовой и воспитательной работы с осужденными. Помещения для проживания в обычных и облегченных условиях оснащаются мебелью и бытовой техникой.

Для несовершеннолетних отбывающих наказание на льготных условиях предполагается размещение в реабилитационном центре, который должен располагаться за пределами охраняемой территории воспитательного центра и включать в себя весь комплекс помещений для изолированного содержания в комнатах по четыре человека, под надзором, но без охраны.

Для непосредственной работы с несовершеннолетними осужденными в воспитательном центре привлекаются социальные работники, социальные педагоги и психологи. Деятельность этих лиц должна осуществляться по самостоятельным направлениям, но на основе тесного взаимодействия.

Так, деятельность социальных работников заключается в социальном сопровождении осужденных в условиях исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, оказание содействия в ресоциализации и успешной адаптации после освобождения из мест лишения свободы.

Социальный педагог оказывает содействие осужденному в получении им доступа к социальным ценностям, удовлетворяющим его потребности, его адаптации к культуре современного общества. В том числе проведение кружковой работы, наставничество, оказание помощи в решении личностных проблем несовершеннолетнего осужденного.

Деятельность психолога направлена на повышение эффективности исполнения наказаний посредством использования достижений современной психологической науки и практики, разрешение конфликтных ситуаций и профилактику чрезвычайных происшествий. В частности, это проведение психодиагностики индивидуально-психологических особенностей личности осужденных, изучение и коррекция индивидуального и группового поведения осужденных, исследование социально-психологических процессов в их среде.

Полагаем, что предложенная модель воспитательного центра в большей мере учитывает особенности личности несовершеннолетних, может служить достаточно эффективной альтернативой традиционному содержанию несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях, позволит свести к минимуму отрицательные последствия наказания в виде лишения свободы и соответствует общепринятым нормам международного права и европейским правилам в сфере наказаний несовершеннолетних.

Список литературы:

  1. Детский бунт авторитетов // Российская газета. – Федеральный выпуск № 4495; Кто в «доме» хозяин? // Российская газета. – Федеральный выпуск № 5579 (203); Детский авторитет // Российская газета. – Федеральный выпуск № 4511.
  2. Личность несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы: учебное пособие / Р.В. Новиков, Е.А. Кусакина, С.А. Хохрин, И.В. Бочаров; ФГОУ ВПО Пермский институт ФСИН России. – Пермь. – 2011.
  3. Личность несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы: учебное пособие / Р.В. Новиков, Е.А. Кусакина, С.А. Хохрин, И.В. Бочаров; ФГОУ ВПО Пермский институт ФСИН России. – Пермь. – 2011.
  4. ФСИН России www.fsin.su
  5. Характеристика несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы (по материалам исследований 2009-2010 годов). – Ведомости  уголовно-исполнительной системы № 4. 2011.