Н.Г. Липкина (Пермь)
Изменения в экономической, политической и социокультурной жизни общества вызвали необходимость изменений в сфере образования. Новая парадигма образования ориентирована на компетентностный подход. Он, в свою очередь, обращен к тому, чтобы взрослеющий человек овладевал умением ориентироваться в условиях современного динамично меняющегося мира. В контексте компетентностного подхода особое внимание должно быть уделено студентам первого курса. Л.Хьелл и Д.Зинглер, подчеркивая сложности мировоззренческого плана, возникающие у молодых людей в эту пору, когда происходит активное приобретение личностью смыслотворчества, пишут: «Куда ни посмотришь, видишь мир, меняющийся с необыкновенной быстротой, и человеческие привычки, традиции и ценности меняются вместе с ним. Действительно, одна из главных проблем сегодня – неуверенность в то, во что верить и как жить. Молодые люди особенно растеряны перед лицом открывающейся возможности свободно выбирать ценности, идеологию и стиль жизни в их поиске такого подхода к жизни, который кажется подходящим» [1]. Помочь студенту первого курса адаптироваться к новым для него условиям вуза – значит сформировать у него умение ориентироваться в меняющейся ситуации, действовать в отсутствии указаний сверху, принимать осознанные ответственные решения в условиях неопределенного будущего. Вместе с тем, адаптация к новым условиям не имеет ничего общего с приспособлением к новому «постшкольному» периоду жизни. В этом случае происходит лишь навязывание поведенческой модели «неопытный, осваивающийся студент», и это тормозит его развитие.
На наш взгляд, процесс адаптации органично связан с формированием субъектной позиции первокурсника. Формируя субъектную позицию, мы запускаем механизмы самоопределения и самореализации, создаем условия для формирования как общекультурных, так и профессиональных компетенций. В учебно-воспитательном процессе вуза нередко возникают ситуации, когда студенту необходимо делать выбор, определяющий его дальнейшее профессиональное становление. То, насколько самостоятельно осуществляется этот выбор, может являться одним из критериев определения степени субъектности студента. В то же время современные условия становления личности в вузовской системе образования не создают необходимых условий для формирования этого качества. Разрешить эту проблему мы попробовали с помощью курса по выбору, предложенную студентам первого курса исторического факультета, профиль «Право» «Тьюторские технологии построения индивидуального образовательного маршрута». Под индивидуальным образовательным маршрутом студента вуза в системе профессионального образования мы понимаем путь и способ его профессионального становления как субъекта учебной деятельности, который осознанно ставит цели профессионального развития, в зависимости от них планирует свои действия, находит средства, адекватные целям. Важным критерием субъектности студентов при выстраивании индивидуального образовательного маршрута является осуществление ими своего собственного выбора. Благодаря четко поставленным целям студент делает сознательный выбор образовательного маршрута, отдавая предпочтение тому направлению, которое обеспечивает реализацию поставленных им целей.
Таким образом, в качестве цели курса мы выдвинули достижение максимально возможной реализации творческих сил студентов на данном этапе развития, формирование на этой основе их субъектной позиции. Задачи: создание благоприятных условий для формирования субъектной позиции студента, предполагающей умение осознанно ставить цели, осуществлять выбор, проявлять активность в планировании деятельности; формирование позитивного опыта самосовершенствования; развитие способности к самореализации. В соответствии с целью и задачами в содержании курса мы выделили следующие блоки:
- Осознание личностью своего образа «Я», своей «Я-концепции». Только осознавая свои достоинства и недостатки, молодой человек имеет выбор: согласиться с уровнем своего развития или же целенаправленно изменять свою личность. На занятиях большое внимание уделялось созданию особых условий для формирования позитивной «Я-концепции», выражающихся в конкретных практических действиях, как то: формирование активной позиции и направленности личности, культивирование устремлений студентов на создание своего позитивного имиджа и т.д.
- Понимание роли самообразования в личностном росте и развитии, обучение приемам организации самостоятельной работы: работа с текстом, работа с книгой, приемы конспектирования и т.д.
- Обучение умению планировать свою деятельность: ставить цели, отбирать адекватные средства. Студенты учились планировать на один день, на неделю, на более дальнюю перспективу.
- Знакомство с возможностями обучения в вузе, создание целостного образа будущей профессии, осознание своего образовательного маршрута, соответствующего поставленным целям.
- Написание и защита своей программы личностного роста на учебный год с перспективой дальнейшего развития.
Защита программы прошла на заключительном занятии, на нем кроме преподавателя, ведущего курс, присутствовали куратор группы, зам. декана, курирующий данный профиль. Со своей программой выступил каждый студент. Присутствующие задавали ему вопросы, обсуждали основные положения программы, высказывали пожелания. Отдельным студентам было рекомендовано доработать программу. По окончании данного курса студентам было предложено оценить его с позиции результативности, высказать свои пожелания. Вот некоторые из них.
«Этот курс помог мне разобраться в себе, я поняла, что не просто учусь, увидела, как нужно учиться, как лучше усваивать материал, как распределять свое время. Очень полезным было задание по составлению программы личностного роста – это очень помогло мне поставить для себя цели».
«Этот курс, по моему мнению, весьма полезен. Он помогает вчерашним школьникам адаптироваться в университете, почувствовать тепло и уют»
«Курс дисциплинирует, учит планировать, что очень важно для человека, вступающего во взрослую жизнь. Я понял, взрослая жизнь – это когда человек учится сам принимать важные решения, планировать свое время».
«Только на этом предмете я лучше узнала себя и других, узнала, что я хочу в будущем, кем я хочу стать»
«Программа личностного роста позволяет четко обозначить свои цели и стремиться к ним».
«Я смогла определить свой путь развития, свои возможности, расширить свой кругозор. Я считаю, я считаю, что данная дисциплина необходима, особенно для студентов 1 курса».
Как видим из этих отзывов, студенты отмечают достоинства данного курса с позиции осмысления себя в качестве субъекта собственного развития. Понимая его значимость, они пишут: «Данный курс должен иметь продолжение», «Скорей всего, этот курс в скором будущем будет распространен во всех образовательных учреждениях».
Лишь два человека из 30 высказались скептически относительно необходимости планировать свое развитие: «Считаю, что составлять планы на будущее бессмысленно, потому что обстоятельства могут все кардинально изменить», «Нельзя требовать конкретных планов от студента, ведь он еще не знает, что именно будет в будущем». Эти отзывы тоже свидетельствуют, что со студентами необходимо работать, нельзя оставлять их на волю случая. Сегодня мы в курсе «Тьюторские технологии построения индивидуального образовательного маршрута» взяли лишь один из аспектов, который считаем наиболее актуальным для студентов 1 курса – выстраивание программы личностного роста, поскольку разработка и реализация образовательного маршрута в вузе не в достаточной мере обеспечена в правовом, организационном и информационном плане.
В настоящее время для того, чтобы в полной степени реализовать задачу построения индивидуального образовательного маршрута, необходимо предоставить студенту вуза право самостоятельного выбора различных модулей профессиональной подготовки, кроме этого условиями успешной реализации программы является наличие психолого-педагогического сопровождения и дидактического обеспечения, которое включает в себя учебно-методическое и информационное обеспечение. Очевидно, это задача, над которой предстоит работать.
Список литературы:
- Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008.