Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Внеаудиторная работа как способ оптимизации образовательной среды вуза

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Л.С. Кравчук (Белгород)

Систематизация теоретического и практического опыта внеаудиторной работы в современной высшей школе убеждает в том, что она является неотъемлемой и важной частью педагогического процесса. Благодаря внеаудиторной работе по иностранному языку углубляются познавательные интересы курсантов, развиваются социальные и познавательные мотивы учебной деятельности, стимулируется развитие личности, особенно её творческого потенциала, значительно расширяется кругозор, эрудиция и эмоционально-ценностное отношение к миру и к себе, т.е. способствует более эффективному усвоению содержания образования, построенного на принципе культуросообразности [1, 151].

Одним из способов интенсификации образовательно-воспитательного процесса в вузе МВД России является создание единой системы аудиторной и внеаудиторной работы по иностранным языкам, так как изучение любой программной темы может быть продолжено во внеаудиторной учебной деятельности, целями которой являются: расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью; стимулирование интереса обучающихся к изучению предмета; повышение креативности образовательной среды; развитие филологических компетенций; творческое взаимодействие с обучающимися; усиление мотивации к изучению иностранных языков; способствование практическому владению речевой деятельностью; увеличение активного лексического запаса обучающихся; всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.

В основе функционирования системы внеаудиторной работы по иностранному языку лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы.

Принципы внеаудиторной работы по иностранному языку отвечают целям и задачам всей внеурочной учебной деятельности по иностранному языку и иллюстрируют суть педагогической деятельности преподавателя. Педагогический процесс в вузе предполагает тесное взаимодействие преподавателя с курсантом. Творчество преподавателя есть необходимое условие существования педагогического процесса, и рассматривается как сотворчество преподавателей и курсантов, совместная деятельность или сотрудничество, сопричастность к общему делу, возможность и необходимость обмена опытом между преподавателем и курсантом [4, 20]. Формирование творческой личности курсанта предполагает включение его в разнообразные виды и формы деятельности. Обучение как процесс непосредственного и опосредованного взаимодействия преподавателя и курсантов развертывается на определенном содержании. Содержание обучения является своего рода продуктом сотворчества преподавателя и курсантов. На этапе сотворчества обучение становится процессом делового общения равноправных и равноценных партнеров, при этом курсанту важно осознавать свою роль в обучении, так как это активизирует мотивацию обучения. Различные формы внеаудиторной работы способствуют вовлечению преподавателей и курсантов в сотворчество [2, 11].

Внеаудиторная работа строится на следующих принципах:

1) Принцип связи обучения с жизнью. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеаудиторной работы по иностранному языку с условиями жизни и деятельности обучающихся. Основные условия реализации этого принципа следующие: систематическое ознакомление курсантов с актуальными событиями в жизни нашей страны и за рубежом; широкое использование краеведческого материала; встречи с людьми, использующими иностранный язык в своей профессиональной деятельности.

2) Принцип коммуникативной активности обучающихся.

Предпосылкой более высокой коммуникативной активности обучающихся во внеаудиторной работе является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с зарубежными коллегами, чтение книг на изучаемом языке, развитие умений и навыков устной речи на занятиях научного кружка и т.д. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование актуальных аутентичных материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень.

3) Принцип учета уровня языковой подготовленности обучающихся и преемственности внеаудиторной работы с учебными занятиями иностранного языка. Во внеаудиторной работе, также как и на занятиях, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности обучающихся включать его в речевую деятельность во многом зависит формирование интереса к иноязычной деятельности.

4) Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании преподавателями контингента обучающихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой.

5) Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеаудиторной работы по иностранному языку. В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию курсантов. С учётом этого требования внеаудиторная работа по иностранному языку проводится не изолировано, а тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Включение правового материала позволяет значительно уменьшить междисциплинарные барьеры. В процессе осуществления различных межпредметных связей курсанты убеждаются, что им нужна не механическая сумма знаний по различным предметам, а их взаимосвязанная система, способная к динамической перестройке, что требует специфика их будущей профессиональной деятельности [4,61-63].

Эффективность и результативность внеаудиторной работы зависит как от учета указанных выше принципов, так и от соблюдения следующих условий: вовлечение в работу всех обучающихся, независимо от уровня их знаний; сочетание инициативы обучающихся с направляющей ролью преподавателя; занимательность и новизна содержания, форм и методов работы; эстетичность всех проводимых мероприятий; четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий; наличие целевых установок и перспектив деятельности; широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся; гласность.

Все вышеназванные принципы и условия дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и, вместе с тем, разностороннее влияние на развитие личности.

По смыслу выделяют следующие формы внеаудиторной работы по иностранному языку: соревновательные (конкурс, олимпиада, викторина), средства массовой информации (стенгазета, объявление, бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина), культурно-массовые (вечер-праздник, вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники в связи со знаменательными событиями и т.п.), политико-массовые (форум, фестиваль, пресс-конференция).

Основными видами мотивации, развитие которых способствует повышению эффективности в обучении иностранным языкам в ходе внеаудиторной работы являются: целевая коммуникативная мотивация; инвентаризационная мотивация, вытекающая из осознания достигнутого обучающимся прогресса в изучении языка; страноведческая мотивация, вытекающая из удовлетворения специфического, эмоционально-личностного интереса обучающегося к стране изучаемого языка, ее культуре, народу; лингво-познавательная мотивация, вытекающая из интереса к самой языковой форме; компенсаторная мотивация – стремление к системности, полноте, нефрагментарности приобретаемых знаний, умений, навыков; инструментальная мотивация, которая развивается на основе чувства радости и удовлетворения от выполнения определенных видов работы; эстетическая мотивация.

Среди массовых форм внеаудиторной работы по иностранному языку особенно эффективной является предметная неделя иностранного языка. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента обучающихся, включая комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию курсантов.

Неделя иностранного языка как комплексная форма призвана оказывать содействие целенаправленной организации и систематизации всей внеаудиторной работы по иностранному языку, активизации работы научных кружков, для которых Неделя становится своеобразным творческим отчетом, формированию творческих отношений между обучающимися и преподавателями. Предметная неделя способствует «усвоению способов деятельности», поэтому данное мероприятие можно считать практико-ориентированной формой сотворчества преподавателя и курсантов. Предметная неделя способствует расширению и углублению знаний курсантов, формированию навыков информационного поиска, побуждает к самостоятельности мышления [2,11].

В рамках недели проводятся следующие мероприятия: конкурс письменных работ на иностранных языках (эссе, письмо зарубежному коллеге, сочинение, почта любви и добрых слов об иностранном языке), дистанционная викторина, творческий тематический вечер, фестиваль «Открытый урок», словарный блиц-турнир, урок-рецепт национальной кухни, гала-конкурс плакатов «Мир полиции», конкурс творческих переводов зарубежных поэтов, конкурс переводов юридических текстов, эвристическая олимпиада.

При выполнении творческих заданий курсанты приобретают навыки исследовательской культуры. Мероприятия предметной недели способствуют жизненному и профессиональному самоопределению курсантов, развивают индивидуальные особенности личности будущего офицера милиции: умение работать в коллективе и осознание своей роли в нем, ответственность за выбор решения, умение анализировать результаты своей деятельности, проявлять самостоятельность, активность, инициативу.

При проведении Недели иностранного языка решаются задачи, направленные на формирование положительной мотивации к изучению иностранных языков, на развитие навыков аналитического и эвристического мышления при решении проблемных заданий. Анализ сотрудничества преподавателей и курсантов показывает, что оно косвенно влияет на деятельность самого преподавателя, который получает значимое для него положительное подкрепление. Учебно-педагогическая деятельность, осуществляемая в сотрудничестве курсантов друг с другом и с преподавателем по схеме субъектно-субъектного взаимодействия, степень которого зависит от формы организации сотрудничества, количества сотрудничающих людей, их отношения к совместной деятельности, имеет определенные преимущества перед индивидуальной деятельностью [2,12].

В ходе работы научных кружков курсанты включаются в научно-исследовательскую работу, которая органично сочетается с учебной деятельностью и помогает им овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, в том числе из иноязычных источников, нацеливает на творческую реализацию приобретаемых в вузе знаний, умений и навыков. Научно-исследовательская работа курсантов, организуемая системно, в контексте целостного процесса профессионально-личностного становления сотрудника органов внутренних дел, позволяет эффективно решать задачи подготовки эрудированных, компетентных специалистов [2,13].

Таким образом, активная внеаудиторная деятельность повышает общий уровень владения иностранным языком, что отражается и на процессе обязательного обучения, развивает у курсантов коммуникативные навыки и умения межличностного, профессионального межнационального общения, способствует становлению их нравственных основ, мировоззренческой и профессиональной культуры. Личностные стратегии изучения языка во внеаудиторной деятельности являются реальной самостоятельной иноязычной деятельностью обучающихся с целью совершенствования уровня владения языком и удовлетворения познавательных потребностей.

Список литературы:

  1. Внеурочная работа // Рос. Пед. Энц. М.: 1993, с.151
  2. Современные подходы и инновационные технологии в обучении иностранным языкам в неязыковых вузах: методические рекомендации для преподавателей образовательных учреждений МВД России/ под ред. А.Х. Закирьяновой. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2009.
  3. Ярмакеев И. Воспитательный потенциал учебных дисциплин//Высшее образование в России. 2004. №9.
  4. Щуркова Н.А. Новые формы воспитательной работы. – ИЯШ. – 1994, № 4,с.61-63.