С.А. Захарова (Пермь)
Приоритетное направление деятельности вечерней школы – оказание учащимся помощи в преодолении последствий нарушения процесса социально-психологической адаптации. Одним из важнейших факторов, определяющих эффективность такой помощи, является качественная подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ и, как результат, – получение ими аттестата об общем среднем образовании, наличие которого значительно расширяет пространство для самореализации личности в социуме, а также повышает социальный статус, уровень притязаний и самооценку выпускника [1].
Общая проблема педагогов, осуществляющих подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации в условиях вечерней школы, – высокая степень разнородности контингента обучающихся по степени подготовленности, возрасту, графику занятости и т.д., следствием чего являются трудноуправляемые (в рамках традиционной системы подготовки) результаты ЕГЭ. Тем не менее, повышение качества образования может быть достигнуто путём создания образовательного пространства, ориентированного на самоопределение учащихся. Перед педагогом-предметником в таком случае возникает задача изменения системы организации познавательной деятельности таким образом, чтобы учащийся получил возможность сформировать свою, индивидуальную модель достижения максимально возможных для него результатов ЕГЭ.
Моделирование успешного поведения включает в себя наблюдение и описание эффективных механизмов, лежащих в основе значительных достижений любого рода. В процессе моделирования сложное событие или серия событий разбиваются на значимые элементы, совокупность которых позволяет тем или иным способом воспроизвести изначально задуманный результат. Подробный анализ когнитивных и поведенческих стратегий отдельно взятого человека является основой пошаговых алгоритмов и приемов, то есть. структур, которые можно использовать для какой-либо практической цели, передачи данного навыка другим людям, а также для применения его в других контекстах. Поэтому модель того или иного поведения предоставляет собой описание инструментов, так называемую «инструментальную карту», которая обеспечила бы практическое применение эффективной стратегии [3], [8].
В МАОУ «Центр образования Индустриального района» г. Перми работа в указанном направлении ведётся в течение четырёх лет. Так, организация комплексного повторения материала при подготовке к ЕГЭ по русскому языку построена с учётом трёх основных принципов:
- концентрация внимания на успешном;
- рефлексивность;
- систематичность.
Выстраиваемая в ходе взаимодействия с учащимися индивидуальная модель достижения качественных результатов ЕГЭ представляет собой соотношение следующих компонентов:
- стратегии обработки информации;
- предпочитаемый порядок (ход) решения интеллектуальной задачи;
- предпочитаемые («выигрышные») темы;
- индивидуальный уровень притязаний;
- индивидуальный стиль анализа текста;
- индивидуальный стиль выражения личной позиции.
Целью деятельности учителя, таким образом, становится создание условий для формирования субъектной, активной личностной позиции выпускников по отношению к результатам собственной деятельности.
Средства организации субъект-субъектного познавательного пространства следующие:
- ведение тетради для конспектов (теоретический материал в виде таблиц, схем, опорных конспектов и т.д., сгруппированный по разделам языкознания) позволяет учащемуся систематизировать информацию;
- регулярное выполнение срезовых работ в форме ЕГЭ с одновременной оценкой собственной компетентности (учащемуся предлагается оценить степень сложности для него данного задания и отметить его условным значком) способствует развитию навыка рефлексивной деятельности;
- использование приёмов активного слушания (ассоциации, обобщения и т.п.) способствует включению учащегося в мысленный диалог с автором и, далее, – с самим собой [2] [6];
- использование базового алгоритма выполнения задания С1, ориентированного на «диалог» с автором (учащийся последовательно задаёт себе вопросы: «О чём автор хотел побеседовать с читателем?», «Какой вопрос волнует автора?», «Какую мысль хотел донести до нас автор текста, к чему он нас призывает?», «Что я думаю по этому поводу? Какой точки зрения придерживаюсь?» – и т.д.) стимулирует учащегося к формированию ответной реакции, оформлению собственной мысли [2] [4] [5];
- составление индивидуального набора «клише» (речевых оборотов, позволяющих соблюдать логичность и последовательность изложения мысли) для выполнения задания С1 призвано облегчить задачу формирования индивидуального стиля выражения личной позиции;
- ведение личных «Дневников достижений» (включают в себя, с одной стороны, динамику успешности выполнения срезовых заданий, соответствующих различным темам/разделам языкознания, а с другой стороны – фиксацию выводов об индивидуальных предпочтениях при выполнении этих заданий) и ответы на вопросы специальной анкеты (построена по принципу незаконченных предложений) позволяют учащемуся спроецировать собственную внутрипсихическую деятельность на внешний, материальный носитель и, таким образом, осознать и систематизировать данные о себе [2].
Таким образом, сам процесс моделирования успешных когнитивных и поведенческих стратегий на уроке не предполагает использования принципиально новых форм работы, отличие заключается в подборе тренировочного материала с расчётом на обязательную рефлексивную часть: составление рабочей программы по предмету с ориентацией на ведущие механизмы познавательной деятельности старшеклассников – анализ и систематизацию информации, а также возрастные задачи, установки и ценности; разработка комплектов учебно-методических материалов по каждому разделу языкознания (комплект опорных схем и подборка разноуровневых заданий для практической работы); разработка практических заданий, способствующих выявлению индивидуальных познавательных стратегий; подборка тренировочных текстов с различной степенью выраженности авторской позиции и т.д.[9] [10].
В качестве показателей эффективности подобной организации деятельности могут быть рассмотрены динамика результатов ЕГЭ за истекший период в сопоставлении с результатами первичных срезов в выпускном классе, а также динамика результатов анкетирования. Образец анкеты и гистограммы представлены в Приложении.
Список литературы:
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993.
- Ганзен В.А. «Системные описания в психологии», Л. 1984.
- Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. – СПб: Питер, 2001.
- Закс Л.А. «Художественное сознание», Свердловск, 1990.
- Зимняя И. А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка. М., 1985.
- Лихачёв Д.С. «Внутренний мир художественного произведения»,// «Вопросы литературы», М., 1988, №8.
- Лотман Ю.М. «Структура художественного текста», М. 1970.
- Плигин А.А. «Познавательные стратегии школьников», М., 2007
- ЕГЭ-2011: Русский язык / ФИПИ авторы-составители: И.П. Цыбулько А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова, И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, И.Б. Маслова, – М.: Астрель, 2010.
- ГИА-2011. Экзамен в новой форме. Русский язык. 9 класс / ФИПИ авторы-составители: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова – М.: Астрель, 2010.
Приложения к статье
1. Анкета «Оценка уровня сформированности индивидуальной модели достижения максимально возможных результатов ЕГЭ»
Текст опросника составлен по принципу «незаконченного предложения», что позволяет учащемуся спроецировать собственные переживания и мысли на внешний, материальный носитель и, таким образом, осознать и систематизировать данные о себе:
На экзамене по русскому языку мне потребуются:...
Предположительно,я рассчитываю выполнить от____до____заданий в части А, от____до____заданий в части В, при выполнении задания С1 заработать от ____до____баллов.
Лучше всего у меня получается выполнять задания:...
Если у меня не получается выполнить задание, я...
Я начну выполнение заданий с...
В последнюю очередь я сделаю...
В части С я прежде всего…
Не буду тратить время на…
Чтобы вспомнить правило, я…
Чтобы включиться в работу, я…
Лучше понять вопрос мне помогает…
Преодолеть тревогу мне поможет…
Моё самое сильное качество, которое поможет мне на экзамене:…
И поэтому мой девиз:…
Предполагается трёхуровневая оценка результатов анкетирования: высокий уровень – анкета заполнена более чем на 75%; средний уровень – 50%-75%; низкий уровень – преобладают ответы «не знаю», пропуски ответов, представления сформированы менее чем на 50%.
2. Результаты ЕГЭ (успеваемость): Результаты ЕГЭ и срез (сырые баллы):
Результаты анкетирования в выпускном классе: