Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Формирование субъектной позиции учащихся вечерней школы в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

С.А. Захарова (Пермь)

Приоритетное направление деятельности вечерней школы – оказание учащимся помощи в преодолении последствий нарушения процесса социально-психологической адаптации. Одним из важнейших факторов, определяющих эффективность такой помощи, является качественная подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ и, как результат, – получение ими аттестата об общем среднем образовании, наличие которого значительно расширяет пространство для самореализации личности в социуме, а также повышает социальный статус, уровень притязаний и самооценку выпускника [1].

Общая проблема педагогов, осуществляющих подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации в условиях вечерней школы, – высокая степень разнородности контингента обучающихся по степени подготовленности, возрасту, графику занятости и т.д., следствием чего являются трудноуправляемые (в рамках традиционной системы подготовки) результаты ЕГЭ. Тем не менее, повышение качества образования может быть достигнуто путём создания образовательного пространства, ориентированного на самоопределение учащихся. Перед педагогом-предметником в таком случае возникает задача изменения системы организации познавательной деятельности таким образом, чтобы учащийся получил возможность сформировать свою, индивидуальную модель достижения максимально возможных для него результатов ЕГЭ.

Моделирование успешного поведения включает в себя наблюдение и описание эффективных механизмов, лежащих в основе значительных достижений любого рода. В процессе моделирования сложное событие или серия событий разбиваются на значимые элементы, совокупность которых позволяет тем или иным способом воспроизвести изначально задуманный результат. Подробный анализ когнитивных и поведенческих стратегий отдельно взятого человека является основой пошаговых алгоритмов и приемов, то есть. структур, которые можно использовать для какой-либо практической цели, передачи данного навыка другим людям, а также для применения его в других контекстах. Поэтому модель того или иного поведения предоставляет собой описание инструментов, так называемую «инструментальную карту», которая обеспечила бы практическое применение эффективной стратегии [3], [8].

В МАОУ «Центр образования Индустриального района» г. Перми работа в указанном направлении ведётся в течение четырёх лет. Так, организация комплексного повторения материала при подготовке к ЕГЭ по русскому языку построена с учётом трёх основных принципов:

  • концентрация внимания на успешном;
  • рефлексивность;
  • систематичность.

Выстраиваемая в ходе взаимодействия с учащимися индивидуальная модель достижения качественных результатов ЕГЭ представляет собой соотношение следующих компонентов:

  • стратегии обработки информации;
  • предпочитаемый порядок (ход) решения интеллектуальной задачи;
  • предпочитаемые («выигрышные») темы;
  • индивидуальный уровень притязаний;
  • индивидуальный стиль анализа текста;
  • индивидуальный стиль выражения личной позиции.

Целью деятельности учителя, таким образом, становится создание условий для формирования субъектной, активной личностной позиции выпускников по отношению к результатам собственной деятельности.

Средства организации субъект-субъектного познавательного пространства следующие:

  • ведение тетради для конспектов (теоретический материал в виде таблиц, схем, опорных конспектов и т.д., сгруппированный по разделам языкознания) позволяет учащемуся систематизировать информацию;
  • регулярное выполнение срезовых работ в форме ЕГЭ с одновременной оценкой собственной компетентности (учащемуся предлагается оценить степень сложности для него данного задания и отметить его условным значком) способствует развитию навыка рефлексивной деятельности;
  • использование приёмов активного слушания (ассоциации, обобщения и т.п.) способствует включению учащегося в мысленный диалог с автором и, далее, – с самим собой [2] [6];
  • использование базового алгоритма выполнения задания С1, ориентированного на «диалог» с автором (учащийся последовательно задаёт себе вопросы: «О чём автор хотел побеседовать с читателем?», «Какой вопрос волнует автора?», «Какую мысль хотел донести до нас автор текста, к чему он нас призывает?», «Что я думаю по этому поводу? Какой точки зрения придерживаюсь?» – и т.д.) стимулирует учащегося к формированию ответной реакции, оформлению собственной мысли [2] [4] [5];
  • составление индивидуального набора «клише» (речевых оборотов, позволяющих соблюдать логичность и последовательность изложения мысли) для выполнения задания С1 призвано облегчить задачу формирования индивидуального стиля выражения личной позиции;
  • ведение личных «Дневников достижений» (включают в себя, с одной стороны, динамику успешности выполнения срезовых заданий, соответствующих различным темам/разделам языкознания, а с другой стороны – фиксацию выводов об индивидуальных предпочтениях при выполнении этих заданий) и ответы на вопросы специальной анкеты (построена по принципу незаконченных предложений) позволяют учащемуся спроецировать собственную внутрипсихическую деятельность на внешний, материальный носитель и, таким образом, осознать и систематизировать данные о себе [2].

Таким образом, сам процесс моделирования успешных когнитивных и поведенческих стратегий на уроке не предполагает использования принципиально новых форм работы, отличие заключается в подборе тренировочного материала с расчётом на обязательную рефлексивную часть: составление рабочей программы по предмету с ориентацией на ведущие механизмы познавательной деятельности старшеклассников – анализ и систематизацию информации, а также возрастные задачи, установки и ценности; разработка комплектов учебно-методических материалов по каждому разделу языкознания (комплект опорных схем и подборка разноуровневых заданий для практической работы); разработка практических заданий, способствующих выявлению индивидуальных познавательных стратегий; подборка тренировочных текстов с различной степенью выраженности авторской позиции и т.д.[9] [10].

В качестве показателей эффективности подобной организации деятельности могут быть рассмотрены динамика результатов ЕГЭ за истекший период в сопоставлении с результатами первичных срезов в выпускном классе, а также динамика результатов анкетирования. Образец анкеты и гистограммы представлены в Приложении.

Список литературы:

  1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993.
  2. Ганзен В.А. «Системные описания в психологии», Л. 1984.
  3. Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. – СПб: Питер, 2001.
  4. Закс Л.А. «Художественное сознание», Свердловск, 1990.
  5. Зимняя И. А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка. М., 1985.
  6. Лихачёв Д.С. «Внутренний мир художественного произведения»,// «Вопросы литературы», М., 1988, №8.
  7. Лотман Ю.М. «Структура художественного текста», М. 1970.
  8. Плигин А.А. «Познавательные стратегии школьников», М., 2007
  9. ЕГЭ-2011: Русский язык / ФИПИ авторы-составители: И.П. Цыбулько А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова, И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, И.Б. Маслова, – М.: Астрель, 2010.
  10. ГИА-2011. Экзамен в новой форме. Русский язык. 9 класс / ФИПИ авторы-составители: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова – М.: Астрель, 2010.

 

Приложения к статье

1. Анкета «Оценка уровня сформированности индивидуальной модели достижения максимально возможных результатов ЕГЭ»

Текст опросника составлен по принципу «незаконченного предложения», что позволяет учащемуся спроецировать собственные переживания и мысли на внешний, материальный носитель и, таким образом, осознать и систематизировать данные о себе:

На экзамене по русскому языку мне потребуются:...

Предположительно,я рассчитываю выполнить от____до____заданий в части А, от____до____заданий в части В, при выполнении задания С1 заработать от ____до____баллов.

Лучше всего у меня получается выполнять задания:...

Если у меня не получается выполнить задание, я...

Я начну выполнение заданий с...

В последнюю очередь я сделаю...

В части С я прежде всего…

Не буду тратить время на…

Чтобы вспомнить правило, я…

Чтобы включиться в работу, я…

Лучше понять вопрос мне помогает…

Преодолеть тревогу мне поможет…

Моё самое сильное качество, которое поможет мне на экзамене:…

И поэтому мой девиз:…

Предполагается трёхуровневая оценка результатов анкетирования: высокий уровень – анкета заполнена более чем на 75%; средний уровень – 50%-75%; низкий уровень – преобладают ответы «не знаю», пропуски ответов, представления сформированы менее чем на 50%.

2. Результаты ЕГЭ (успеваемость): Результаты ЕГЭ и срез (сырые баллы):

Результаты анкетирования в выпускном классе: