И.И. Дереча, В.Е. Скрипочка (Ишим)
Понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Речь идет о тех детях, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что и становится причиной дезадаптации несовершеннолетних. Специалисты чаще всего говорят о сочетании многих неблагоприятных условий (пьянство одного или обоих родителей, сексуальное развращение детей, отбывание одним из родителей срока тюремного заключения, жестокое обращение с детьми и т.д.), которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза их здоровью и жизни.
Воздействие неблагоприятных факторов, а часто нечеловеческих условий жизни в течение длительного времени, вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, которые приводят к тяжелейшим последствиям. У него возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии.
Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних:
- дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой – провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи – одни правила поведения, для общества – совершенно другие;
- нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раз дельного проживания детей и родителей;
- асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями маломотивированной «семейной жестокости» и насилия.
Жестоким обращением (оскорблением, пренебрежением называют широкий спектр действий, наносящих вред ребенку со стороны людей, которые его опекают или заботятся о нем. Эти действия включают мучения, физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, повторяющиеся неоправданные наказания или ограничения, влекущие физический ущерб для ребенка. Дети, которые подверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Это приводит к осознанию ребенком того, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно – ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни и социальной адаптации. Тип реагирования детей и подростков на жестокое обращение зависит от возраста ребенка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита и пр.), наблюдаются различные формы нарушения поведения: повышение агрессивности, выраженная драчливость, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушение общения со сверстниками, снижение самооценки. Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них пребывает в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, ведущих к различным формам девиации; другие – вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм делинквентного или криминального поведения.
Полагаем, что социальная дезадаптация – процесс обратимый: можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей с помощью совместного конструктивного взаимодействия педагога и ребенка.
Взаимодействие межличностное в широком смысле – это случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный контакт социального педагога с детьми группы риска, имеющий следствием изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках. В узком смысле – это система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, когда поведение каждого из участников образовательного процесса выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.
Социальная работа как вид деятельности является в сущности коммуникативной. Основная цель взаимодействия социального работника и ребенка – оптимизация механизмов социального функционирования индивида или социальной группы, предполагающая: самостоятельность ребенка, его готовность контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; создание условий, в которых он может в максимальной мере проявить свои возможности.
Техника межличностного взаимодействия с подростком выстраивается в соответствии со следующими принципами: психологической целесообразности, применения коммуникативных знаний и умений с учетом индивидуальных особенностей каждого; направленности общения на разрешение проблемной ситуации, преодоление смысловых барьеров и оптимизацию образа жизни.
В процессе взаимодействия используются различные технологии, методы и методики, служащие целям удовлетворения потребностей ребенка, его реабилитации, адаптации и восстановления социального статуса. Динамическое взаимодействие, коррективная поведенческая связь, существующая между социальным работником и ребенком для создания атмосферы помощи и поддержки, формируется на основе следования определенным этическим нормам, включая индивидуальный подход и предоставление подопечному возможности самому определять свои действия, полнее использовать свой личностный потенциал.
Работа социального педагога с ребенком основывается на принципах толерантности, эмпатии, гуманного подхода к детям – проявления внимательного и доброго отношения ко всем, доверия к каждому и соблюдения его интересов в любой ситуации.
Наибольшую трудность в работе по установлению контакта и дальнейшему взаимодействию социальные работники испытывают с детьми агрессивными, лживыми, неуравновешенными, имеющими нервно-психические расстройства, наркотическую зависимость, проявляющими неадекватное поведение. Социальному работнику необходимо учитывать, что у данной категории детей ярко выражена враждебность и презрение к взрослым, бросившим их на произвол судьбы.
Оказывая психолого-педагогическую помощь трудным детям, необходимо учитывать ряд требований. Во-первых, педагог должен ориентироваться на позитив в поведении и характере ребенка. Это известный принцип, который был сформулирован еще А. С. Макаренко. Педагог должен видеть в ребенке прежде всего лучшее. Это лучшее и есть то зерно, которое, прорастая, формирует веру в себя, позволяет по-новому взглянуть на свое поведение.
Социальный работник, стремящийся преодолеть всякого рода отклонения в поведении подростка, должен избрать главным объектом своего внимания не столько правонарушения и даже не дезадаптацию, а установить причины их возникновения, в том числе социально-психологические, уводящие ребенка из мира нормальных взаимоотношений с людьми в мир иллюзорный, часто примитивный и асоциальный.
Изучение причин дезадаптации конкретного ребенка часто осложнено тем, что дети дают о себе ложную информацию или вообще отказываются общаться. Беспризорный ребенок часто не хочет уходить с улицы, ибо чувствует себя там более безопасно, чем в каком-либо социальном учреждении или семье. Многие дети помещаются туда насильно сотрудниками милиции. Попадая в новый детский коллектив или семью, они остаются непринятыми, подвергаются насилию. Все это мотивирует ребенка на побег, возвращение в ту среду, где его понимают и принимают таким, какой он есть. И если ему удается сбежать, возвращаться, как правило, он больше не хочет.
Находясь на улице, подростки ведут свободный образ жизни и зачастую не хотят его менять, отказываются от любых предложений. Задача педагога найти ту сферу деятельности, которая действительно интересна ребенку, убедить его, что «все получится».
В силу отсутствия у дезадаптированных детей опыта доброжелательного, спокойного общения любое воспитательное воздействие встречает активное сопротивление несовершеннолетнего этому действию. Терпение и выдержка – главные помощники социального педагога в работе с такими детьми.
Как показывает практика, у трудновоспитуемых подростков свободного времени в четыре раза больше, чем у других школьников, и столь же велика разница его качественного использования. Если благополучные дети самоутверждаются в учебе, труде, личных увлечениях, то для трудных подростков вхождение в эти сферы ограничено, и избыток свободного времени становится для них криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик несовершеннолетнего.
Таким образом, взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» должно строиться с учетом причин дезадаптации, их психологических особенностей и основываться на уважении ребенка, принятии его таким, какой он есть. Важнейшим условием успешной ресоциализации социально дезадаптированного подростка является включение его в систему новых отношений, строящихся на основе коллективной, общественно полезной деятельности.
Список литературы:
- Аплетаев, М.Н. Основы нравственного воспитания личности подростка в процессе обучения [Текст] / М.Н. Аплетаев. – Омск: ОГПИ, 2007. – 102с.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. – М.: МПСИ, 2007. – 352с.
- Возрастная и педагогическая психология [Текст] / под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256с.
- Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления [Текст] / В.Г.Казанская. – СПб.: Питер, 2004. – 243с.
- Никандров, Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий [Текст] / Н.Д. Никандров. – М.: -2000. – 12с.