И.В. Груздева (Пермь)
Школа – стартовая ступень образования, на которой закладывается база общих учебных умений и учебной деятельности, формируются ключевые компетентности, составляющие основу образования на протяжении всей жизни.
Сегодня образование считается важнейшим средством и ресурсом становления креативной личности, способной и готовой к жизни в поликультурном обществе, к принятию ответственных решений в условиях свободного выбора, к диалогу как сознательно принятой форме сотрудничества и конкуренции, поэтому главная цель обучения в современных условиях – подготовить школьника к жизни в условиях жизни завтрашнего дня, которые предъявят к выпускнику школы иные требования, заставят действовать в новых ситуациях. В соответствии с запросами современного информационного общества выпускники должны:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать новые знания;
- критически мыслить, грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельными, контактными в разных социальных группах;
- самостоятельно работать над развитием собственной грамотности, интеллекта, культурного уровня.
То есть новый взгляд на качество образования подразумевает достижение школой иных обязательных результатов. В Концепции нового поколения стандартов говорится о том, что «измеримой станет вся структура образовательных достижений: информированность, функциональная грамотность и предметные компетенции. Соответственно: знания, умение их применять в учебных ситуациях, использование знаний во внеучебных ситуациях, связанных с реальной жизнью».
Компетентность не замыкает образование только на обучении, а соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности – самостоятельность.
Закон Российской Федерации «Об образовании» трактует целенаправленный процесс образования как единство двух процессов: воспитания и обучения, отдавая приоритет воспитательному процессу. В качестве главного результата модернизации образования объявлена готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Однако достижение этого результата не может быть любой ценой.
Общество предъявляет ряд требований к организации образования: создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия; для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка; для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой через побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности; обучение навыкам общения и сотрудничества; поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе; расширение опыта самостоятельного выбора; формирование желания учиться и основ умения учиться – постоянно расширять границы своих возможностей.
В настоящее время существует много разнообразных педагогических технологий, которые могли бы соответствовать новым задачам образования. Речь, прежде всего, идет о проектной деятельности, которая является технологической основой компетентностного подхода.
Проектность – социокультурный феномен современности, неотъемлемый компонент деятельности человека практически в любой сфере. Освоенная в школе технология проектной деятельности позволит учащемуся выстроить свою жизненную траекторию. Грамотная и последовательная организация обучения основам проектной деятельности, требует понимания и учета особенностей возраста (психического и личностного развития ребенка). Несмотря на это, проектная деятельность как комплексная технология, является системообразующей основой, для построения образовательного пространства на любой ступени обучения. Это принципиальный способ планирования и осуществления изменений реальности. Проектная деятельность включает следующие этапы:
- подготовка – разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование, возможно коллективное обсуждение возможных действий);
- опыт – реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий, возможно проба разных ролей);
- осмысление – оценка результатов проекта (нового, т.е. измененного состояния реальности), демонстрация (своеобразный отчет о связи задуманного и реализованного).
Отрыв замысла от реализации превращает проект в фантазию и препятствует формированию ответственности. Проектная деятельность формирует способность к самоопределению и осуществлению ответственного выбора. Это путь познания, способ организации процесса познания.
Проект всегда предполагает разрешение учащимися какой-то проблемы. Разрешение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных способов деятельности, а с другой – необходимость интегрирования знаний из различных предметных областей. Поэтому проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс последовательных действий по разрешению значимой для учащегося проблемы. Цель учащегося должна быть связана с изменением реальности, учащийся должен выполнять все шаги алгоритма проектной деятельности. Цель учителя – формирование ключевых компетентностей учащихся, а алгоритм ее достижения выражается в технологии создания ситуации, в которой разворачиваются проекты учащихся, и сопровождение проектной деятельности учащихся. Таким образом, под проектной деятельностью мы подразумеваем технологию организации образовательной ситуации, в которой учащийся ставит и разрешает собственную проблему, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблемы.
Объем самостоятельной работы учащегося над проектом
Этапы |
Действия ученика |
1-4 класс |
5-9 класс |
10-11 класс |
Действия учителя |
Подготовка |
Описывает:
Анализирует и ставит проблему; Проводит поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; Вступает в коммуникации с целью получить информацию; Осуществляет выбор способа решения проблемы; Формулирует:
задачи; Характеризует продукт деятельности; Описывает критерии оценки результата деятельности. |
С помощью учителя. Если необходимо планирует или формулирует учитель. |
Самостоятельно |
Самостоятельно |
Предлагает
Помогает:
Организует:
Мотивирует учащихся. |
Опыт |
Анализирует способ разрешения проблемы; Планирует:
Выполняет запланированные действия. |
С помощью учителя |
С помощью учителя – самостоятельно |
Самостоятельно |
Предлагает:
Организует:
Мотивирует учащихся. |
Осмысление |
Выбирает форму презентации и проводит ее;
|
С помощью учителя |
С помощью учителя – самостоятельно |
Самостоятельно |
Организует:
Предлагает:
Организует:
Мотивирует учащихся. |
Проектная деятельность есть комплексная технология, воспроизводимый и тиражируемый способ решения проблемы и достижения желаемого результата. Технология предполагает:
- расчлененность деятельности на взаимосвязанные этапы, операции;
- однозначность и адекватность выполнения составляющих технологию операций;
- возможность многократного применения алгоритма действий;
- возможность получения по итогам деятельности продукта.
В проектной деятельности учащийся приобретает опыт ролевой, целевой деятельности, предполагающий рассмотрение разных способов реализации целей и задач, на основе имеющихся ресурсов. Если ученик освоит и присвоит этот способ деятельности, то проектная деятельность станет базой для развития способностей к построению собственной траектории развития, ресурсом саморазвития человека на основе проектного образования. Именно это обеспечивает мотивацию педагогов и учащихся к развитию способности грамотно организовать проектную деятельность и эффективно взаимодействовать для решения общих проблем.
Список литературы:
- Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара, 2003.
- Веселкова Н.В., Прямикова Е.В. Социальная компетентность взросления. Екатеринбург. Изд-во Уральского гос. ун-та. 2005.
- Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе. Дидактические материалы для обучения педагогов / Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Вып. №1. – Самара: Профи, 2002.
- Социально-ориентированные технологии в образовательной практики школы (опыт разработки и реализации)/Составитель ГорбачЛ.В. – Пермь, Гимназия №10, 2007.
- Основы проектной деятельности в начальной школе. Сборник материалов, составленный на основе деятельности педагогов гимназии №10/ Составитель ГорбачЛ.В.,Минеева Л.В. – Пермь, Гимназия №10, 2009.