Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Проектная деятельность как основа социализации учащегося

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

И.В. Груздева (Пермь)

Школа – стартовая ступень образования, на которой закладывается база общих учебных умений и учебной деятельности, формируются ключевые компетентности, составляющие основу образования на протяжении всей жизни.

Сегодня образование считается важнейшим средством и ресурсом становления креативной личности, способной и готовой к жизни в поликультурном обществе, к принятию ответственных решений в условиях свободного выбора, к диалогу как сознательно принятой форме сотрудничества и конкуренции, поэтому главная цель обучения в современных условиях – подготовить школьника к жизни в условиях жизни завтрашнего дня, которые предъявят к выпускнику школы иные требования, заставят действовать в новых ситуациях. В соответствии с запросами современного информационного общества выпускники должны:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать новые знания;
  • критически мыслить, грамотно работать с информацией;
  • быть коммуникабельными, контактными в разных социальных группах;
  • самостоятельно работать над развитием собственной грамотности, интеллекта, культурного уровня.

То есть новый взгляд на качество образования подразумевает достижение школой иных обязательных результатов. В Концепции нового поколения стандартов говорится о том, что «измеримой станет вся структура образовательных достижений: информированность, функциональная грамотность и предметные компетенции. Соответственно: знания, умение их применять в учебных ситуациях, использование знаний во внеучебных ситуациях, связанных с реальной жизнью».

Компетентность не замыкает образование только на обучении, а соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности – самостоятельность.

Закон Российской Федерации «Об образовании» трактует целенаправленный процесс образования как единство двух процессов: воспитания и обучения, отдавая приоритет воспитательному процессу. В качестве главного результата модернизации образования объявлена готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Однако достижение этого результата не может быть любой ценой.

Общество предъявляет ряд требований к организации образования: создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия; для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка; для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой через побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности; обучение навыкам общения и сотрудничества; поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе; расширение опыта самостоятельного выбора; формирование желания учиться и основ умения учиться – постоянно расширять границы своих возможностей.

В настоящее время существует много разнообразных педагогических технологий, которые могли бы соответствовать новым задачам образования. Речь, прежде всего, идет о проектной деятельности, которая является технологической основой компетентностного подхода.

Проектность – социокультурный феномен современности, неотъемлемый компонент деятельности человека практически в любой сфере. Освоенная в школе технология проектной деятельности позволит учащемуся выстроить свою жизненную траекторию. Грамотная и последовательная организация обучения основам проектной деятельности, требует понимания и учета особенностей возраста (психического и личностного развития ребенка). Несмотря на это, проектная деятельность как комплексная технология, является системообразующей основой, для построения образовательного пространства на любой ступени обучения. Это принципиальный способ планирования и осуществления изменений реальности. Проектная деятельность включает следующие этапы:

  • подготовкаразработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование, возможно коллективное обсуждение возможных действий);
  • опыт – реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий, возможно проба разных ролей);
  • осмысление – оценка результатов проекта (нового, т.е. измененного состояния реальности), демонстрация (своеобразный отчет о связи задуманного и реализованного).

Отрыв замысла от реализации превращает проект в фантазию и препятствует формированию ответственности. Проектная деятельность формирует способность к самоопределению и осуществлению ответственного выбора. Это путь познания, способ организации процесса познания.

Проект всегда предполагает разрешение учащимися какой-то проблемы. Разрешение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных способов деятельности, а с другой – необходимость интегрирования знаний из различных предметных областей. Поэтому проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс последовательных действий по разрешению значимой для учащегося проблемы. Цель учащегося должна быть связана с изменением реальности, учащийся должен выполнять все шаги алгоритма проектной деятельности. Цель учителя – формирование ключевых компетентностей учащихся, а алгоритм ее достижения выражается в технологии создания ситуации, в которой разворачиваются проекты учащихся, и сопровождение проектной деятельности учащихся. Таким образом, под проектной деятельностью мы подразумеваем технологию организации образовательной ситуации, в которой учащийся ставит и разрешает собственную проблему, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблемы.

 

Объем самостоятельной работы учащегося над проектом

Этапы

Действия ученика

1-4 класс

5-9 класс

10-11 класс

Действия учителя

Подготовка

Описывает:

  • желаемую ситуацию;
  • реальную ситуацию;

Анализирует и ставит проблему;

Проводит поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

Вступает в коммуникации с целью получить информацию;

Осуществляет выбор способа решения проблемы;

Формулирует:

  • цель проекта;
  • способы достижения цели;

задачи;

Характеризует продукт деятельности;

Описывает критерии оценки результата деятельности.

С помощью учителя.

Если необходимо планирует или формулирует учитель.

Самостоятельно

Самостоятельно

Предлагает

  • формулировку цели и задач;
  • способы разрешения проблемы;
  • критерии и способы оценки продукта;

Помогает:

  • определить круг источников;
  • способы хранения систематизации информации;

Организует:

  • консультации;

Мотивирует учащихся.

Опыт

Анализирует способ разрешения проблемы; Планирует:

  • шаги;
  • ресурсы;

Выполняет запланированные действия.

С помощью учителя

С помощью учителя – самостоятельно

Самостоятельно

Предлагает:

  • хронологию;
  • ресурсы;

Организует:

  • работу учащихся;
  • доступ к необходимому оборудованию;
  • консультации;

Мотивирует учащихся.

Осмысление

Выбирает форму презентации и проводит ее;

 

С помощью учителя

С помощью учителя – самостоятельно

Самостоятельно

Организует:

  • место проведения презентации;
  • аудиторию;

Предлагает:

  • формы презентации;
  • цель презентации, способы воздействия на аудиторию;

Организует:

  • консультации;

Мотивирует учащихся.

 

Проектная деятельность есть комплексная технология, воспроизводимый и тиражируемый способ решения проблемы и достижения желаемого результата. Технология предполагает:

  • расчлененность деятельности на взаимосвязанные этапы, операции;
  • однозначность и адекватность выполнения составляющих технологию операций;
  • возможность многократного применения алгоритма действий;
  • возможность получения по итогам деятельности продукта.

В проектной деятельности учащийся приобретает опыт ролевой, целевой деятельности, предполагающий рассмотрение разных способов реализации целей и задач, на основе имеющихся ресурсов. Если ученик освоит и присвоит этот способ деятельности, то проектная деятельность станет базой для развития способностей к построению собственной траектории развития, ресурсом саморазвития человека на основе проектного образования. Именно это обеспечивает мотивацию педагогов и учащихся к развитию способности грамотно организовать проектную деятельность и эффективно взаимодействовать для решения общих проблем.

Список литературы:

  1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара, 2003.
  2. Веселкова Н.В., Прямикова Е.В. Социальная компетентность взросления. Екатеринбург. Изд-во Уральского гос. ун-та. 2005.
  3. Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе. Дидактические материалы для обучения педагогов / Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Вып. №1. – Самара: Профи, 2002.
  4. Социально-ориентированные технологии в образовательной практики школы (опыт разработки и реализации)/Составитель ГорбачЛ.В. – Пермь, Гимназия №10, 2007.
  5. Основы проектной деятельности в начальной школе. Сборник материалов, составленный на основе деятельности педагогов гимназии №10/ Составитель ГорбачЛ.В.,Минеева Л.В. – Пермь, Гимназия №10, 2009.