Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Проблема социализации как аспекта воспитательной работы в условиях школы открытого типа

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Е.А. Беклемышева (Губаха)

В школу открытого типа попадают дети с отклоняющимся асоциальным поведением, противоречащим принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Всего в нашей школе 65 воспитанников. Все воспитанники с низким уровнем познавательной активности, у них часто плохое настроение, они агрессивны, неадекватны, со стойкими эмоциональными нарушениями. Отклоняющееся поведение является результатом нарушения процесса социализации. У большинства учеников отсутствует желание вести здоровый образ жизни:

  • 93 % никотинозависимы;
  • 86 % употребляют спиртные напитки.
  • 90 % подростков школы из неблагополучных и малоимущих семей;
  • 82 % из неполных семей;
  • 81 % учащихся состоит на учете КДН и ОДН.

Поэтому основные усилия в воспитательной работе направляем на решение таких проблем, как коррекция поведения и ценностных ориентаций подростков, успеваемость и посещаемость воспитанников, взаимодействие с родителями и специалистами служб школы и города. Особое внимание классные руководители и воспитатели уделяют вопросам профилактики правонарушений и вредных привычек, проводят часы общения и внеклассные мероприятия на познавательно-правовые темы и по пропаганде здорового образа жизни.

Самое объёмное направление деятельности воспитателя – это работа с воспитанниками, которая начинается с установления дружеских контактов с детьми, организации совместной коллективной деятельности и проведения диагностики вновь прибывших учащихся, изучения их семей и внутрисемейных взаимоотношений. Каждый ученик попадает в школу с какой-либо проблемой. Поэтому, прежде чем начать реабилитационную работу с несовершеннолетним и его семьёй, необходимо увидеть причины этой проблемы.

На каждого ученика заводится индивидуальный дневник, где отражается содержание коррекционно-реабилитационной работы всех служб школы, включая работу классного руководителя и воспитателя. По итогам учебного года на психолого-медико-педагогическом консилиуме рассматриваются результаты динамики и вырабатываются рекомендации по дальнейшей работе с воспитанником. Кроме того, на подростков с наиболее отклоняющимся поведением заводятся индивидуальные планы сопровождения.

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств сущностных сил подростка и оптимизации социо-культурной среды, окружающей его. Процесс функционирования КДД можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении подростком социальной сущности, то вторая в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиться. Личность развивается в процессе деятельности. И поэтому социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, формирование личности подростков может осуществляться в процессе социальной деятельности.

С сентября 2007 года наша школа перешла на устойчивый режим продленного дня (в режим введена зарядка, динамическая пауза, самоподготовка).

Отработана цикличность воспитательных мероприятий:

1) организуем содержательный досуг учащихся:

  • традиционные праздники: «Первый звонок», «День учителя», «День рождения школы», День матери, Праздник Ёлки и зимы, День святого Валентина, День Победы, «Последний звонок»;
  • игровые развлекательные программы по правилам дорожного движения («Юный пешеход», «Азбука пешехода») и к календарным праздникам (23 февраля, 8 марта, 1 и 12 апреля), масленица;
  • участие в городских мероприятиях: «День призывника», «Зарница»;
  • посещение городского музея, мероприятий городской библиотеки (литературные вечера, библиотечные уроки), музыкальной школы (концерт учащихся);

2) формируем навыки здорового образа жизни:

  • еженедельные Дни здоровья на базе Дома спорта «Химик» (игровые виды спорта, бассейн, фитнес, каток), посещение горнолыжной базы ( секция и участие в краевых соревнованиях по слалому);
  • ежегодный месячник по профилактике вредных привычек (часы общения, ИРП «Здоровью – да! Вредным привычкам – нет!», конкурсы плакатов, «Веселые старты», «Суд над сигаретой»);
  • спортивно-юношеское многоборье ко Дню защитника Отечества, легкоатлетический кросс, многодневные летние сплавы по реке Усьва;
  • плановые встречи со специалистами по профилактике ВИЧ-инфекции;
  • участие в городских художественных выставках « Нет – вредным привычкам», «Безопасность на дороге», «Огонь – друг или враг?»;
  • в период летней оздоровительной кампании учащиеся школы активно работают и участвуют в оздоровительных мероприятиях ЛТО;

3) формируем гражданскую позицию:

  • День пожилого человека, День толерантности;
  • Парламентский урок, уроки мужества;
  • День воинской славы;
  • конкурсы плакатов, чтецов и сочинений ко Дню Победы.
  • участие в праздничной демонстрации 1 мая и митинге, посвященном Дню Победы;

4) развиваем творческие способности через вовлечение учащихся в дополнительное образование ( во второй половине дня в режиме ГПД работает 4 кружка и 3 спортивные секции).

Большая роль в плане социализации принадлежит организации самоуправления в школе. Личность развивается в процессе деятельности. В начале сентября на общешкольном собрании учащихся путём открытого голосования избирается капитан «Школьной галактики». В актив входят все капитаны экипажей, наиболее активные, успевающие, дисциплинированные ученики, пользующиеся авторитетом и доверием. Всего 5 центров управления «Школьной галактикой»:

      • Центр «Правопорядка» работает во взаимодействии с социальным педагогом;
      • Культ – центр – с педагогом-организатором;
      • Спорт – центр – с учителем физкультуры;
      • Пресс – центр- с учителем ИЗО;
      • Научный центр – с завучем школы.

Заседания актива проводятся 1 раз в месяц, оперативность и гласность работы актива обеспечивается регулярной информацией капитанов на классных собраниях и через стенную печать в виде молний, благодарностей.

Активом разработана инструкция о дежурстве по школе в целях формирования культуры поведения. В школе создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоя­щих перед педагогами и учащимися. Раз­витие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, опре­делить свои возможности в реализации лидерских функций, создать условия для социального становления учащихся.

Ежегодно проходит внутришкольный конкурс на «Лучший класс года» и «Лучший ученик года» по 8 номинациям: «Первая рука», «Школьные годы чудесные» за старательность в оформлении школьных тетрадей, «Через тернии – к звёздам…»; «К вершине Олимпа»; «Восходящее солнце»; «Обаяние»; «Господин Вежливость».

Самым ярким событием учебного года является День самоуправления.

Подготовка и настрой детей начинаются задолго до дня проведения. Каждому классу выдаётся аттестационный лист, в котором прописаны: распорядок дня, здесь же фиксируются опоздания детей, фамилии нарушителей дисциплины, ставится оценка за урок, подпись учителя-ученика и оценки учащихся. Особенно много обязанностей выпадает на долю директора-ученика. Он вместе с завучем-ученицей, составляет и утверждает расписание на день, предварительно согласовав его с учениками-предметниками. Хочется отметить, что ни один ученик не подвёл, все приходят подготовленные. Командир спорт-центра проводит утреннюю зарядку. Его помощник организует «Весёлые старты» во время динамической паузы. Хочется отметить, что и зарядка, и динамическая пауза в этот день бывают самыми замечательными в учебном году. Около раздевалки дежурят 2 охранника. Сами дети отмечают, что на уроках и на переменах никогда ещё не было так тихо. В конце дня выставляются итоговые баллы.

Проанализировав День самоуправления, мы пришли к выводу, что наши дети очень многое могут и на них можно положиться. После чего на заседании актива «Школьной галактики» решили закрепить ежедневное проведение утренней зарядки и динамической паузы за спорт-центром дежурного класса, с последующим выставлением оценок в дневнике поведения с учётом этих оценок при подведении итогов конкурса «Лучший класс года».

Результаты социализации:

  • 97% учащихся вовлечены в систему общественно-полезной деятельности и дополнительное образование;
  • Воспитанники школы принимают активное участие в школьных и городских мероприятиях (1 место в краевых соревнованиях по горному слалому, 4 место в городских соревнованиях по футболу «Золотая осень», 2 место в краевом спортивном празднике «Ступени к успеху»,

2 место в краевых соревнованиях «Золотая шайба»).

  • К окончанию школы повышается чувство ответственности и уровень воспитанности.85% выпускников продолжают обучение в ПТУ, вечерней школе, техникумах и трудоустроились.

В процессе направленного воспитания личности подростка, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой – идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходит социализация подростков, которая носит положительную направленность.